Цикл концертов "Бах плюс..." в Концертном зале Мариинского театра.
Цикл состоит из четырех концертов. В каждом из них звучат произведения Баха (по два Бранденбургских концерта) и сочинения самых радикальных экспериментаторов прошлого и нового столетия. Организатор цикла, участник каждого концерта в качестве дирижера и исполнителя на виолончели - Марио Брунелло. В каждом из первых трех концертов заранее составлена программа. В качестве примера - программа концерта 10 марта 2013 года (второй концерт цикла): Бранденбургские концерты № 4 и 5 Иоганна Себастьяна Баха, а также сочинения современных композиторов («Пьеса в форме квадрата» Филиппа Гласса и «Голос кита» Джорджа Крама). Программа четвертого заключительного концерта будет составлена в соответствии с пожеланиями слушателей. Для этого в программку концерта вкладывается анкета, в которой слушатель имеет возможность отметить то произведение, которое он бы хотел послушать повторно. В каждом концерте участвует ансамбль солистов Мариинского театра. Концерт десятиминутным вступлением предваряет итальянский музыкант. Предлагаю Вашему вниманию фрагменты второго концерта цикла. Бранденбургский концерт № 4. Солируют Станислав Измайлов (скрипка), Александр Кискачи, Светлана Емельянова (оба - блокфлейта). Марио Брунелло скромно исполняет партию оркестровой виолончели и дирижирует.
Филипп Гласс "Музыка в форме квадрата". Исполняют Николай Мохов и Александр Озерицкий. Название пьесы «Музыка в форме квадрата» (Music in the Form of a Square) никак не связано ни с «Черным квадратом» Казимира Малевича, ни с кубофутуризмом. Оно лишь отражает исполнительский ритуал, предписанный композитором. Оба флейтиста передвигаются вдоль образующих квадрат нотных пюпитров (один – внутри квадрата, другой – снаружи), играя поставленные на пюпитры тексты. Это одно из ранних произведений Гласса, написанных в репетитивной технике; его премьера состоялась в 1967 году. Исследователь остроумно заметил: «Ощущение гармонии цивилизации и природы, “ экологический строй” репетитивной музыки чувствуется так же ясно, как и ее техническая основа. Музыка постепенных процессов могла возникнуть лишь там, где пассажир поезда мог бесконечно долго наблюдать почти неменяющийся ландшафт (скажем, Канзаса…» (Петр Поспелов). В этом «почти» – зерно эстетики композиторов, использующих репетитивную технику. Подобно тому, как от пристального взгляда не ускользнут постепенные изменения в пейзаже, так и внимательный слушатель уловит в кажущейся монотонии «повторяющихся структур» процесс их непрерывного обновления.
Марио Брунелло - известный итальянский виолончелист и дирижер. В 1986 году он первым из итальянских виолончелистов стал лауреатом конкурса им. П.И. Чайковского в Москве. Это событие положило начало его международной карьере. Марио Брунелло выступал с известнейшими оркестрами мира, включая Лондонский филармонический оркестр, Королевский филармонический оркестр Великобритании, Мюнхенский филармонический оркестр, Филадельфийский симфонический оркестр, Камерный оркестр им. Г. Малера. Он работал с такими дирижерами, как Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Риккардо Шайи, Риккардо Мути, Владимир Юровский, Тон Купман, Даниэле Гатти, Сейджи Озава и Клаудио Аббадо. В последние сезоны Клаудио Аббадо несколько раз приглашал Марио Брунелло для совместных выступлений с Оркестром Люцернского фестиваля и Моцарт-оркестром. С этими коллективами Брунелло выступал как солист и дирижер. В 1994 году Марио Брунелло основал оркестр Archi Italiana, с которым регулярно гастролирует в Италии и за рубежом. Брунелло активно выступает с программами камерной музыки. Он сотрудничает с такими исполнителями, как Гидон Кремер, Марта Аргерих, Юрий Башмет, Маурицио Поллини, Валерий Афанасьев, с квартетами им. А.П. Бородина и Альбана Берга. Марио Брунелло находит время для занятия литературой, философией, наукой и театром. В своих концертах он использует оригинальные средства общения с публикой, в частности интерактивные методы, объединяющие музыку, текст и художественные образы. В основном эти эксперименты проводятся в зале Antiruggine, специально оборудованном для подобных представлений. Музыкант записал двойной диск с сюитами Баха, завоевавший в 2010 году престижную Премию итальянских критиков. Марио Брунелло играет на знаменитой виолончели Маджини, созданной в начале XVII века.