МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК17.01.2011 14:31 ЛЮБОВЬ НЕУГАСИМАЯ. К 80-летию Екатерины Николаевны Громовой. ------------------------------------------------------------------------------------- Бывают люди, искусство которых — как яркий свет, озаряющий всё вокруг, будто бы позволяющий соприкоснуться с небесным, вечным. И бывает, увы, так, что когда такие люди завершают свой творческий путь, память о них постепенно тает, их вспоминают все реже… А ведь она дарила другим свой свет, не щадя себя. Это действительно чудесная личность. Ее удивительные вокальный и человеческий таланты оставили неизгладимый след в душах тех, кому посчастливилось узнать этого человека. Екатерина Николаевна Громова родилась а Ленинграде 2 января 1931 года. Училась в школе для музыкально одаренных детей при Ленинградской консерватории по классу арфы, затем поступила и окончила Музыкально-педагогическое училище по классу пения. С 1952 по 1958 год — артистка хора Кировского театра. В 1955 году поступила в Ленинградскую консерваторию и в 1960-м с отличием ее окончила по классу О. П. Павлищевой. В 1957 году стала лауреатом памятного Фестиваля молодежи и студентов в Москве. Пела в Оперной студии и параллельно работала на кафедре фортепианного факультета концертмейстером-иллюстратором, часто выступала в ансамбле с легендарной пианисткой Софьей Борисовной Вакман. С 1983 по 2008 год Екатерина Николаевна преподавала постановку голоса на дирижерско-хоровом отделении консерватории, с 1993 года — доцент, заслуженный деятель искусств. В ее класс стремились попасть очень многие: художественный результат был всегда прекрасным. И ее невероятный дар утешения тоже очень сильно влиял на учеников. Никого она не оставила равнодушным, и о ней отзываются с нежностью и восхищением. Екатерина Громова — обладательница уникального голоса, лирико-колоратурного сопрано необъятного диапазона. С равным совершенством воссоздавала она образы Джильды, Иоланты и… Кармен! Слушателей покоряло виртуозное филирование, тонкая нюансировка и, конечно, глубина драматического переживания. Уникальность была и в том, что певица, чувствуя стилевую природу каждого произведения, органично вживалась в музыку самых разных эпох и жанров. Ее голос мог мгновенно поменять окраску, плотность, передать любой штрих и оттенок, требуемые музыкальным и поэтическим текстом. Н. А. Тамбовская называет Громову изумительной камерной певицей. Впервые она услышала Громову, когда та исполняла «Пять стихотворений А. Ахматовой» на концерте, посвященном Прокофьеву: «Ошеломило невероятное сочетание филигранной вокальной техники, артистизма, какой-то свыше дарованной свободы и благородства. А за всем этим угадывалась чрезвычайно притягательная, наделенная необыкновенной духовной мощью личность» («Музыкальные кадры». 1992. № 6). На протяжении 40 лет Екатерина Николаевна выступала в залах филармонии, капеллы, консерватории… Ее партнерами в разные годы были Николай Рабинович, Юрий Темирканов, Владислав Чернушенко, Софья Вакман, Евгений Шендерович, Георгий Свиридов… Вместе с Еленой Образцовой и Александром Ведерниковым она участвовала в премьерных исполнениях вокального цикла Свиридова «Петербургские песни». Ее участием были украшены петербургские премьеры «Жанны д’Арк на костре» Онеггера (дирижер В. Нестеров) и «Мессии» Генделя (дирижер Р. Мартынов), «Кармина Бурана» Орфа и «Человеческий голос» Пуленка (дирижер Э. Серов). Среди ее исполнительских шедевров — «Травиата», поставленная в Оперной студии и шедшая на сцене теперешнего Михайловского театра. На памяти профессора И. С. Федосеева ее триумфы в кантатно-ораториальных жанрах — соло в Christe Eleison из мессы c-moll Моцарта, Benedictus и Agnus Dei из G-dur’ной мессы Шуберта, премьера в 1972 году «Свадебки» Стравинского. В. И. Нестеров вспоминает, как блестяще Громова пела в кантате «Победная песнь Мириам» Шуберта, как над мощным и немного агрессивным звучанием хора легко и свободно парил ее сильный голос. Певица много гастролировала и внутри страны, и за рубежом. И невозможно переоценить ее роль в сближении с публикой музыки современных ей ленинградских композиторов — А. Петрова, Ю. Фалика, Б. Тищенко, С. Слонимского, Г. Корчмара, С. Баневича, Т. Ворониной и других. Екатерина Громова — абсолютно бескорыстный человек, и пела она всегда и везде, где ее хотели слышать. Без устали репетировала часами. Таким же бескорыстным и преданным музыке был и ее муж, замечательный певец Анатолий Манухов. Они часто выступали вместе. Екатерине Николаевне исполнилось 80 лет. К большому сожалению, состояние здоровья не позволяет этой чудесной женщине принять поздравления лично. Но если ее друзья, поклонники, коллеги, ученики просто вспомнят о ней с благодарностью, душа Екатерины Николаевны обрадуется. Источник: www.nstar-sbb.ru Автор: Елена МУСИНСКАЯ, Наталия ТАМБОВСКАЯ -------------------------------------------------------------------------------- И еще - там же: ПОЕТ ЕКАТЕРИНА ГРОМОВА Меру ответственности артиста, восходящего на эстраду, с редкой точностью и присущим радикализмом определила Марина Цветаева: «Превысив — хотя бы на три пяди! средний уровень паркета, ты этим обязался на три сажени превысить средний (салонный) уровень в твоем искусстве». Гостиная Музея-квартиры Римского-Корсакова внешнего превосходства артиста над публикой вроде бы не предполагает: эстрады там нет. Но как тут не вспомнить еще одно цветаевское откровение о том, что у иных избранников «земля под ногами всегда приподнята», и ходить им суждено «уже по первому низкому небу земли». 13 ноября в музыкальной гостиной на Загородном, 28, пела Екатерина Громова, и повинуясь, словно дудочке Крысолова, магнетической силе ее таланта, границы камерного жанра сами собой раздвинулись и романсовая лирика Чайковского, Прокофьева и Рахманинова разлилась кругом не на три сажени, а по меньшей мере на три версты. Чем глубже узнаешь эту поразительную женщину, чем дольше размышляешь над ее незаурядной и трудной судьбой, чем внимательнее вслушиваешься в искрящиеся и одновременно как бы матово-перламутровые интонации ее неувядающего смелого, гибкого и нежного голоса, тем меньше остается сомнений: мы живем бок о бок с самым что ни на есть обыкновенным чудом, не замечая или делая вид, что этого не чувствуем… Прими жизнь чуть иной оборот, мир знал бы о существовании русской Джоан Сазерленд или Элизабет Шварцкопф, наделенной к тому же шаляпинской щедростью и светоносностью Эммы Киркби. Но искусство Екатерины Громовой по существу — подвиг тайнообразующий. Жалеть в этой ситуации нужно прежде всего самих себя, упускающих возможность прикоснуться к чудесному чистейшему источнику. За без малого сорок интенсивных лет певческой жизни — ни одного профессионального диска! А много ли записей сохранилось в фондах радио или на любительских кассетах? Дай Бог, чтобы уцелела магнитная лента — свидетельница ноябрьского концерта певицы, состоявшегося во многом благодаря инициативе и участию пианистки Натальи Шумковой. Быть может, потомки отдадут должное тому факту, что на исходе XX столетия гениальный, но запредельно сложный и потому целиком практически не исполняемый 38-й опус Рахманинова обрел-таки адекватное прочтение… «Отрывок из Мюссе», «Сирень», Вокализ… А также — прокофьевский цикл «Пять стихотворений Анны Ахматовой» и несколько романсов Чайковского, в том числе фрагменты «Детских песен», «Кабы знала я» и Колыбельная на стихи Майкова, диапазон как вокальных, так и художественно-психологических требований исполнявшейся программы говорит сам за себя. Полностью опубликовано в газете «Мариинский театр», № 9—10, 1999 Источник: www.nstar-sbb.ru Автор: Наталия ТАМБОВСКАЯ Записи Е.Н.Громовой здесь: http://intoclassics.net/news/2011-01-22-9139
|