Эту статью можно было бы смело назвать "Забытый симфонист", если бы не одно но. Музыку Иванова у нас не то чтобы забыли, её просто не знали никогда. Так сложилось, что она до сих пор остаётся изолированной от массового слушателя, как когда то было с музыкой Мясковского. Его язык, с одной стороны склонный к протяжному мелосу, а с другой - не чуждый гармонических сложностей представляется довольно запутанным, а тяжёлое наследие 'антисоветскости' популярности его сочинений среди исполнителей не способствует. А между тем, это очень интересный композитор, соединивший в своём творчестве традиции русской симфонической музыки и особенности скандинавской позднеромантической школы
Сухие факты из энциклопедии сообщают, что "Янис Андреевич Иванов (латыш. Janis Ivanovs; род. 9 октября 1906, Прейли — ум. 27 марта 1983, Рига) — латвийский композитор. Происходил из русской старообрядческой семьи. Раннее детство провёл в Латвии. Во время Первой мировой войны семья Ивановых жила в Витебске и Смоленске, в 1920 г. возвратилась в Латвию. Окончил Латв. консерваторию по классу теории композиции, в 1933 - классы практич. композиции у Я. Витола и дирижирования у Г. Шнефогта. Профессор Рижской консерватории (1955). В 1945-61 худ. рук. муз. вещания Латвийского радио), В 1950-51 пред. правления CК Латв. ССР...В историю музыки вошел прежде всего как создатель монументальных симфонических полотен, в которых давал убедительное художественное воплощение общечеловеческой проблематики. "
В деревне Бабры Прельской волости, Двинского уезда, где в семье русских старообрядцев родился Иван, старики до сих пор с гордостью вспоминают Ваньку-композитора. При крещении, которое совершил о.Наум Колосов в Москвинской моленной супруги Ивановы нарекли сына Иоанном. Мать композитора Татьяна Киприянова Иванова (урожд.Федорова) была женщиной очень религиозной, знающей церковнославянскую грамоту. В семье часто слышали в ее исполнении духовные стихи. Немало она знала и русских народных песен. Татьяна Киприановна не была деревенской женщиной, в жизни ей пришлось не раз уезжать в большие города. Она более походила на светскую даму. Отец композитора Андрей Варфоломеевич служил в царской армии. Там своей светлой головой сам разобрался в элементарных электротехнических тайнах, научился обращаться с проводами, аппаратами. В будущем эти знания ему очень пригодятся, ибо станут его хлебом. Выйдя на пенсию он стал причетником Москвинской старообрядческой молельной. Благодаря тому, что родители были людьми грамотными и любознательными, начальные знания Ивановы-дети получали дома. Тихими вечерами из рук в руки передавались репродукции с картин Репина и Левитана, под тихий перебор отцовской гитары звучали рассказы о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. Дети слушали и запоминали льющиеся неиссякаемым потоком народные песни, напеваемые мамой. Так в доме воспитывалось уважение к любому творчеству человека. Не пустым времяпровождением считалось занятие детей рисованием или лепкой из глины. Поэтому долгое время в семье Ивановых с гордостью показывали печь, разрисованную 7-летним Иваном.
В 1914 году семья временно переехала в Скривери. При приближении линии фронта Ивановы покинули Латвию, остановившись в Витебске. В 9-летнем возрасте Иван начинает учиться писать и читать в одной из школ города. Второй класс он посещает уже в Смоленске. Здесь впервые он прикоснулся к клавишам рояля, здесь же продолжал петь в смешанном хоре при Клубе железнодорожников. Однажды в Смоленске задержался на несколько часов состав, в котором ехал Московский симфонический оркестр. Музыканты, чтоб не терять время даром, вынесли инструменты, расселись по местам и стали играть Чайковского. Так Иван впервые увидел симфонический оркестр и услышал музыку Чайковского. В 1920 году семья вернулась в родной дом. Учиться Ивану больше не придется, надо уступить дорогу младшим братьям. Он помогает отцу в хозяйстве, пасет скот и вслушивается в окружающие мелодии. Особенно нравилось ему выезжать с отцом на ярмарки. Какое здесь разноголосье музыки, языков! Латгальцы, евреи, русские, поляки, цыгане. Все это запомнилось и превратилось в мелодии, которые пока никому не показывались. Надо сказать, что первыми музыкальными инструментами были металлические банки из-под конфет «Монпасье». Неожиданно приходит успех: хоровой гимн IDO (эсперантистов), отправленный на международный конкурс в Вене в 1922 году, занимает почетное место. Дорога к музыкальному творчеству открыта. После осенних работ Иван несколько раз ездит в Ригу брать уроки теории музыки. И только в 1924 году Иван Андреевич переступил порог Рижской консерватории не имея аттестата зрелости, без всякой музыкальной подготовки и даже без умения играть на рояле, лишь на основании представленных им собственных композиторских сочинений для рояля и хора. Принят он был по ходатайству ректора консерватории, профессора Витола, вне правил, в виду особых дарований. Окончив дирижёрский класс Георга Шнефогта в 1926 году, опять таки вне правил он перешел в класс композиции, а в 1927 году – в класс фортепиано, блестяще выдержав публично конкурсное испытание. Таким образом, Иванов за 5 лет года прошел семилетний курс учения в консерватории. Несмотря на материальную поддержку "Русского общества старобрядцев" Иван уже в годы обучения должен был добывать себе средства к существованию игрой в кино, танцевальных ансамблях, случайными уроками. В начале тридцатых годов Иванов начинает работать на радио. Здесь он выполняет обязанности тонмейстера, музыкального консультанта, нередко и дирижирует. Эти занятия отнимали у него много времени, тормозя его творчество, но всё же специфика работы на радио дала наблюдательному художнику немало ценых сведений, материалов и впечатлений. Будучи профессором по кафедре композиции в Латвийской консерватории и участвуя в организации Союза композиторов Латвии в качестве неизменного члена правления, а в 1950-1951 г.г. – его председателя, Иванов много сил отдал также воспитанию молодых творческих кадров. Народный артист СССР (1965), лауреат Сталинской премии (1950) — за Симфонию № 6 («Латгальскую»), дважды лауреат Государственной премии Латвийской ССР (1959, 1970), награждён орденами итп..
В историю музыки Иванов вошел прежде всего как создатель монументальных симфоний - всего 21 ( последнюю, датированную 1983-м годом, по клавиру оркестровал Ю. Карлсонс), кроме того он автор 4х симфонических поэм, оркестровых сюит, Фортепианного (1959) , Скрипичного (1951) и Виолончельного концертов (1938-1945), камерных, фортепианных и хоровых произведений. Диапазон творчества И. необычайно широк: от лирических симфонических зарисовок в начале творческой деятельности до драматического симфонизма 2й половины половины XX века, от позднего романтизма до освоения модернистских средств музыкального выражения.
Уже в первой симфонии, написанной 27-летним композитором заметна его склонность к драматической конфликтности и психологизму, истоки которого конечно ведут к симфонизму Чайковского, а музыкальный язык ранних симфонических сочинений Иванова характеризуется лирико-драматической образностью, распевностью, нередкой опорой на натуральные лады, свойственные народной песне, заметно влияние кучкистов (особенно Балакирева). Слышны отголоски музыки нового времени - здесь и Рихард Штраус и Сибелиус, и Дебюсси со Скрябиным. В конце тридцатых годов Янис Иванов создает программные симфонические сочинения, навеянные образами природы родного Латгальского края – три первые симфонии, "Латгальские пейзажи" (1936), симфонические поэмы "Подоблачная гора" (1938), "Радуга" (1939). К 1940 году относится начало работы над грандиозной по замыслу Четвертой симфонией, основанной на античном предании об Атлантиде. Это как бы поворотный пункт в творчестве композитора - монументальное сочинение где задействован огромный симфонический оркестр, женский хор (более 100 голосов), а кроме того, в двух частях симфонии, как того хотел Иванов участвует балет.
В годы второй мировой войны композитор ничего не сочинял. Зато в 1945 году появляется новое произведение - драматичная Пятая симфония. В триаде симфоний конца 40х - начала 50х годов особенно становится заметна опора на народный мелодизм, в них обнаруживается некоторое влияние современной русской композиторской школы - отчасти Мясковского. Тем не менее, композитор имел свой гармонический язык и самобытное оркестровое мышление, а кроме того сказалось оригинальное влияние музыкальных традиций скандинавской волны. 6я симфония "Латгальская" (1949) и 7я (1953) - замечательный пример разработки народной музыки, с красивыми темами широкого дыхания, истоки которых лежат в латышской народной песне, но близки и славянской песенности, а 8я (1956) на мой взгляд одна из лучших советских симфоний - здесь и картины природы, и бытовые зарисовки, и лирика и трагедийность. Последняя особенно отчётливо проявилась в следующей 9й симфонии - своеобразном отклике композитора на события Великой отечественной войны.
Начиная с 9й симфонии творчество И. эволюционирует к большей усложнённости гармонического стиля - ему были близки линеаризм, полигармонические, политональные и полиритмические комплексы, 12-тоновый тематизм, ограниченная алеаторика... Нередко композитор вводит в симфонии элементы программности - дает подробные пояснения (Двенадцатая, "Sinfonia energica" - 1967; Тринадцатая (написанная к 100-летию Ленина) "Symphonia humana" - 1969; Пятнадцатая Sinfonia Ipsa" - 1972), варьирует жанровый облик симфонии , обновляет ее внутреннюю структуру. Талант Иванова развивался длительно, постепенно совершенствуясь и открывая все новые грани. Его художественные принципы сложились на основе классических европейских и русских традиций, обогащенных национальным своеобразием, опорой на латышский фольклор. В ранний период в сочинениях Иванова преобладает эпическая картинность, лирическая жанровость, со временем его стиль все больше обогащается конфликтностью, драматизмом, достигая в конце пути высокой простоты и мудрой философичности. Когда 3 мая 1984 г. в Риге прозвучала завершенная учеником Иванова Ю. Карлсонсом Двадцать первая симфония композитора, она была воспринята как завещание большого художника, его последний "искренний рассказ о времени и о себе"
Латгальские пейзажи, 3 симф. картины (1936) Поднебесная гора, симф. поэма (1938) Радуга, симф. поэма (1938) Лачплесис, симф. поэма (1957) Праздничная увертюра (1940) Последние холода весной, симф. картины из музыки к фильму (1956) Novella Brevis (1982)
Концерт для виолончели с оркестром (1938—1945) Концерт для скрипки с оркестром (1951) Концерт для фортепиано с оркестром (1959) Анданте для струнного оркестра (1961) Горестная поэма для струнного оркестра (1966) Симфониетта для струнного оркестра (1977)
Три струнных квартета (1932, 1946, 1961), Трио (1976) Фортепианные пьесы , в том числе "24 эскиза для фортепиано" (1966) Хоровые и вокальные сочинения
В латышском языке ударение падает как правило на первый слог (исключение составляют всего пара слов). То же касается и латышезованных имён: тАтьяна, тИмурс, Ивановс, тОлстойс, дОстоевскис и т.д.
Я и не говорил, что он совсем латыш, если вы комментарий внимательно читали
Я к тому, что на дисках пишут синим по-латышски Jānis Ivanovs. Как-то не очень по-русски звучит, Вам не кажется? При этом тут уже не разберешь имеется ли в виду латыш Янис Ивановс или русский Иоанн Иванов.
В русской википедии и тут в статье написано "из русской старообрядческой семьи". В латышских источниках (доступных мне в сети) не нахожу уточнения "русской". Это правда ничего не говорит. Но у латвийских староверов часто бывают "русские" имена и фамилии, и вроде хочется Андрейса назвать Андреем. Ан нет, обижается! Т.е. это совсем не значит, что они сами себя считают русскими.
Мне думается, что ключевым моментом здесь может быть тот факт, что он вернулся после революции в независимую Латвию, тогда как в то время большая часть нелатышей (в первую очередь немцев и русских) уезжала из страны из-за националистических настроений.
А на советских пластинках писали "Ян(ис) Иванов" из-за спорной, но по-своему логичной, транскрипции латышских имен, когда в русском варианте отбрасывается то, что является окончанием в латышском языке. Заметьте, часто встречаются усеченный и не усеченный вариант, как-то Витолс и Витол.
В заключении нужно сказать, что мне по барабану латыш ли он или нелатыш. Я так вообще думаю, что он себя считал латгальцем. Но если я вижу Jānis Ivanovs, то оба слова произношу с ударением на первом слоге. И длинным "а" в имени
Некоторые исследователи считают, что "известного музыканта было бы правильнее называть Иваном Ивановым, поскольку он происходит из большого старообрядческого рода Ивановых, предки которых переселились в Прейли из Тверской и Псковской губерний", в 1906 году там был построен русский старообрядческий храм и действовала Москвинская старобрядческая община. Ещё интересный факт - во время обучения в консерватории за Иванова хлопотали деятели «Русского национального объединения в Латвии»
Не спросили... Жена Яниса Иванова - латышка. Мало кто подозревал о русских корнях композитора Иванова. Даже одна из учениц Яниса Иванова, принимая участие в Славянском празднике в г.Прейли(Латвия), посетив краеведческий музей, сделала для себя открытие. "А я не могла понять почему мой педагог в Консерватории всегда здоровался со мной по-русски!" И когда я попросила видного русского журналиста попробовать разузнать в Риге у музыковедов, что известно об изменении имени Иван на Янис, то оказалось, что я наступила на хвост гремучей змеи! Нас попросили не трогать биографию народного латышского композитора, не отрывать его от латышской культуры и вообще никаких русских, а тем более староверских корней у него нет! Я уже писала в своей статье "Старообрядческие корни композитора Яниса Иванова"( http://www.russkije.lv/ru/pub/read/kolosova-janis-ivanov/), что ни в одном источнике не указывалась национальная принадлежность композитора. Даже мать Татьяна Киприяновна была представлена курземкой в одной из книг (Курземе одна из частей Латвии). Далее, после того, как появились мои выступления на конференциях, статьи в прессе, выходит книга о латгальских музыкантах. Я ее случайно увидела в библиотеке города Прейли. И что вы думаете? Есть все композиторы, исполнители, певцы... кроме Яниса Иванова!!! И последний резонанс по этому открытию произошел на международной конфереции, посвященной 100-летию композитора в Риге. Молодая ученая из Риги Инна Петляк попросила моего разрешения сделать доклад на конференции, используя мой материал. Но зачем-то еще обратилась и к внучке Яниса Иванова - Диане Матьякубовой за уточнением семейного древа. Что тут началось!!! Кто был на конференции тот видел. Оказывается, есть в нашем обществе "иваны, не помнящиие родства"...
Предки Ивановых не переселялись, а вынужденны были покинуть свою Родину и искать убежища в чужих странах из Великого церковного Раскола! Семья композитора жила в 3 км от местечка Прейли, и никогда не жила именно. В деревне Бабры у дома, где родился и провел свои детские и юношеские годы Иван Андреевич Иванов, стоит памятный камень. Крестили его в Москвинской старообрядческой моленной. А первый Храм в деревне Москвино появился в начале 18 века.
За талантливого ученика перед «Русским национальным объединением в Латвии» хлопотал ректор Консерватории, профессор Витолс. Обратите внимание: на этом моменте ученика называют Иван Иванов и сообщают о его происхождении из старообрядческой семьи. Здесь и местожительство указано. Ошибка лишь в годе рождения, правильно 1906 год. Этот документ пролежал более века в архиве и никто к нему не прикасался. Лишь в конце 90-х годов ученый Арнольд Подмазов, занимавшийся историей старообрядчества, увидев этот лист в Латвийском гос.архиве, записал содержание для себя. Но и он не знал о ком идет речь. Лишь услышав мое выступление в 2002 году на одной из старообрядческих конференций о композиторе Янисе Иванове со старообрядческими корнями, Арнольд Анреевич подошел ко мне. В разговоре он упомянул, что у него есть какие-то записи по молодому талантливому музыканту-староверу. Через некоторое время содержание этот документ был передан мне, и в то же время впревые(!) был напечатан в журнале "Поморский вестник"(Рига).
" у латвийских староверов часто бывают "русские" имена и фамилии"
Простите, а какими по вашему мнению должны быть у староверов имена. Благодаря латвийскому написанию русских имен и фамилий в паспорте сколько людей сейчас лишились своих имен! В Великобритании мое "латвийское" Tatjana произносится как Татджейн!!!
Перечитав всю имеющую литературу о Янисе Иванове, могу сделать следующее предположение об изменении имени. К выходцам из Латгалии испокон веку рижане смотрели и смотрят с принебрежением. А Иван Андреевич был как раз из латгальцев. В буржуазной Латвии отношение к русским тем более было не ласковым. Жизненный путь Яниса Иванова в те годы складывался нелегко: вынужденный в условиях буржуазного общества либо приспосабливаться к господствующим вкусам. Не будем осуждать его: молодому, талантливому музыканту надо было как -то пробиваться в будущее. Помните, в консерватприи будущий композитор еще Иван? И скорее всего смена имени произошла в 30 годы. Но мало что изменилось в жизни композитоа. Все зарубежные поездки обходили его. Произведения звучат за границей, но без него. Все же одна "зарубежная поездка" была у Яниса Иванова в 1950 году, когда он ездил в Москву получать Сталинскую премию.
Татьяна, с большим интересом ознакомилась с Вашими комментариями. Может, Вам выложить свои статьи на "Погружении", написать более подробно и связно то, что Вы знаете. Спасибо!
Нашёл несколько редких фото (посмотрите на живых старообрядцев) - нормальные люди
Молодой Иванов с женой Элеонорой http://i052.radikal.ru/1007/04/43142fadc382.jpg
Семья Ивановых на крылечке отчего дома: отец Андрей Варфоломеевич, Иван – Янис, мама Татьяна Киприяновна, жена Элеонора, сестра Еликомида и сын Ивана – Игорь. http://s40.radikal.ru/i090/1007/6a/4446633caa6a.jpg
Памятник композитору на его могиле в Риге http://s005.radikal.ru/i210/1007/cb/ec1f72cce29e.jpg
Фотографии эти из моей книги "Москвино за нами", предоставлены мне двоюродной сестрой Ивана Андреевича - Ириной Царевой, проживающей и ныне в городе Прейли.
Посмотрел на записи Яниса Иванова в Каталоге пластинок Мелодии за 1972 г. Симфонии с №4 по №12 (и это из 14 написанных к тому времени!); Концерты: для ф-но; скрипки; виолончели (2 исп.); Голубые озера, симф. поэма (в списке Олега ее не нашел); Скорбная поэма; Квартеты №2 и 3; для ф-но: Этюды-вариации, Три эскиза, Sonata brevis, Andante replicato (2 исп.), Poema capricciosa for cello & piano. Не так уж и плохо, например, у другого трудоголика - упомянутого Мясковского - не больше: Симфонии №№3, 5-7. 15-17, 21, 23. 25, 27; Звенья ор.65; Дивертисмент ор.80; Виолонч. к-рт; Квартеты №9 и 13; Ф-п.: Соната №4, Воспоминания ор.29; Вокал - 3 романса и сюита "Мадригал" ор.7, причем все записанное - в единственном исполнении. Проблема в том, что у Яниса все исполнения латышские и, вероятно, выпускались Рижским заводом малым тиражом и в Москву и Ленинград, полагаю, вряд ли попадали (хотя помню, что по радио что-то звучало). Спасибо Олегу, что теперь есть где разгуляться, начну, разумеется, с его рекомендаций, а дальше будет видно.
Ценю, что Вы всегда держите руку на пульсе Ваших выкладок и благодарю за информацию. Я подумал было, что "Голубые озера" могли бы быть частью из "Латгальских пейзажей", но смутил подзаголовок "симф. поэма". В прочем, что можно требовать от "Мелодии"...
Hello, I'm looking for music files Janis Ivanovs Symphony No.14. Would You help me if You are haave any matches; maybe second hand LP.Melodia,or kopy CD;fromLP to CD,or music files MP3 ,MP4,wave formats. Best Regards Taus Musicolog
будьте добры делать ссылки не только на музыкальные источники, но и указывать где вы берете информацию для статей.
"Старообрядческие корни композитора Яниса Иванова"- это мое исследование, и даже открытие. Многие из молодого поколения не догадывались о таком родстве с народным композитором Латвии. Впервые статья была напечатана в газете "Меч духовный" в 2004. С исправлениями и добавлениями она напечата в книге "Москвино за нами" (2008, Прейли).
На интернет-сайтах ее можно прочитать здесь:
Старообрядческие корни композитора Яниса Иванова - http://tatko09.livejournal.com/?skip=10
Старообрядческие корни композитора Яниса Иванова - http://www.russkije.lv/ru/pub/read/kolosova-janis-ivanov/
С уважением ко всем заинтересованным участникам этой страницы, Татьяна Георгиевна Колосова. Лондон e-mail: tatko2@list.ru