Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
статьи о музыке
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Категории каталога
композиторы - алфавит [7]
Материалы о композиторах. Составлением занимается администрация.
исполнители - алфавит [19]
Материалы об исполнителях. Составлением занимается администрация.
Серебряный век музыки [23]
путешествие в начало XX века вместе с YeYe
музыканты - не по алфавиту [138]
материалы о музыкантах от наших пользователей
прочее [163]
все остальное
Гленн Гульд - избранное [5]
главы из книги

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 19 Апреля 24, 09:01
Начало » Статьи » исполнители - алфавит

Гардинер, Джон Элиот

Джон Элиот Гардинер

John Eliot Gardiner


       Сэр Джон Элиот Гардинер родился в 1943 году и получил разностороннее образование. В частности, он учился арабистике в Кембридже и композиции в Париже, у знаменитой Нади Буланже. Для становления Гардинераособое значение имели занятия под руководством историка музыки и исполнителя на клавишных инструментах Тарстона Дарта в лондонском Королевском колледже. В 1964 годукембриджский студент-арабист основал Монтеверди-хор. Три года спустягардинеровскй хор в ознаменование 400-летия Монтеверди исполнил „Вечерню Блаженной Девы" в соборе городка Или, его пение поразило критиков: в исполнение старинной музыки были внесены непривычные для того времени ритмическая острота и богатство динамических контрастов.

1968 году Дж.-Э. Гардинер создал свой оркестр аутентичных инструментов, которому также присвоил имя К. Монтеверди (через десять лет оркестр получит новое название - „Английские барочные солисты", „EnglishBaroqueSoloists"). В 1969 году Гардинер дебютировал как оперный дирижер („Волшебная флейта", Английской национальной опере). С 1981 по 1990 год он возглавляет Генделевские фестивали в западногерманском городе Гёттингене.

К сорока годам Дж.-Э. Гардинер завоевал репутацию одного из самых влиятельных специалистов по аутентичному исполнению музыки барокко и классицизма. Между тем рамки XVII-XV1II веков становятся тесны для него, и в 1990 году он создает еще один коллектив - „Революционно-романтический оркестр" („OrchestreRe'volutionnaireetRomantique"), предназначенный для исполнения музыки XIX века, от Бетховена до Брамса и далее. Соблюдая верность идее аутентизма, Гардинер и в этом репертуаре культивирует преимущественно светлый,местами подчеркнуто неоднородный тембровый колорит (результат использования духовых инструментов старых конструкций), умеренное вибрато, остро акцентированную ритмику, тщательно детализированную фразировку с преобладанием мелких штрихов; иначе говоря, его эстетика остается далекой от того, что в нашем сознании привычно связывается с понятием „романтизм", тем более „революционный".

Дж.-Э. Гардинер много выступает и с коллективами обычного типа, не имеющими отношения к аутентизму. В 1980-х годах он несколько лет возглавлял Лионскую оперу, где радикально обновил состав оркестра и поднял музыкальный уровень постановок на беспрецедентную для этого театра высоту (относящийся к тому периоду спектакль по „Пеллеасу и Мелизанде" К. Дебюсси, весьма сомнительный с постановочной, но превосходный с музыкальной точки зрения, несколько лет назад был показан российским телеканалом „Культура"). После этого Гардинер руководил оркестром Северогерманского радио в Гамбурге. Сегодня он регулярно дирижирует Венским и Берлинским филармоническими оркестрами, Лондонским симфоническим оркестром, амстердамским оркестром „Концертгебау", лучшими оркестрами США.

В 1998 году Джон Элиот Гардинер был возведен в рыцарское звание. Ассортимент записей Дж.-Э. Гардинера (изданных в основном на дисках фирм „Philips", „DGGArchiv" и „Erato") обширен и многообразен. Многие его альбомы удостоены различных наград, что неудивительно: предлагаемый дирижером „продукт" отличается стабильно высоким качеством. Преимущества работ Гардинера определяются такими их чертами, как элегантность , благородная красота инструментальных и вокальных красок (характерно, что даже звучание старых европейских оркестров, например Венского и Берлинского филармонических, порой утрачивает под палочкой Гардинера привычную интенсивность и „шелковистость"- приобретая холодновато-блестящий оттенок, ассоциирующийся с тембром „Революционно-романтического оркестра"), скрупулезная верность авторскому тексту, а там, где это необходимо, напористый драматизм, юмор и тщательно отмеренная доза экстравагантности. В медленной музыке, особенно в произведениях И. Гайдна и В.-А. Моцарта, Гардинер, как мало кто иной из нынешних исполнителей, умеет создавать иллюзиюостановившегося времени. От своих солистов, как певцов, так и инструменталистов, он добивается абсолютно внятной артикуляции и безупречного соблюдения ансамблевой дисциплины.

Основу репертуара Дж.-Э. Гардинера, помимо К. Монтеверди, Г. Пёрселла, Г. Шютца и Г. Берлиоза (к которому дирижер, судя по всему, испытывает особую симпатию), составляет творчество австро-немецких композиторов XVII1-XIX веков: Г.-Ф. Генделя, И.-С. Баха, К.-В. Глюка,И. Гайдна, В.-А. Моцарта, Л. ван Бетховена, а также Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, И. Брамса. Кроме того, Гардинер исполняет духовную музыку Дж. Верди (из опер Верди он пока записал только „Фальстафа") и А. Брукнера. К другим излюбленным репертуарным сферам дирижера относится музыка мастеров французского барокко (M.-A, Шарпантье, А. Кампра, Ж.-Ф. Рамо, Ж.-М. Леклера), английских классиков XX века (Э. Элгара, Г. Холста, Б. Бриттена), И. Стравинского, патриархов легкого жанра Ж. Оффенбаха, Э. Шабрие и Ф. Легара, мастера „китча" К. Вайля. Его дискография включает и Симфонические танцы С.В.Рахманинова и произведение Л.Яначека «Тарас Бульба».

Оперные записи Дж.-Э, Гардинера ценятся за театральную живость и эффектность. В операх В.-А. Моцарта ему удается добиться сочетания подлинно аутентистской строгости подхода, непринужденности развертывания действия и внешней привлекательности звучания. Как интерпретатор духовной музыки И.-С. Баха, Гардинер, несомненно, учитывает опыт таких пионеров аутентизма, как Николаус Арнонкур и Густав Леонхардт, но избегает их крайностей. Если в классических записях кантат и „Страстей" под управлением Арнонкура и Леонхардта партии сопрано - в соответствии с действовавшим в XVIII веке принципом „жены ваши в церквах да молчат"- обязательно поручены мальчикам, чьи технические возможности часто недостаточны для воспроизведения баховской орнаментики, то Гардинер предпочитает женские голоса, добиваясь от них минимально вибрирующего, почти бесполого, „подросткового" звучания (стоит заметить, что альтовые партии Гардинер все же поручает в основном мужчинам-фальцетистам).

Среди чисто оркестровых записей Гардинера особого внимания заслуживают симфонии и концерты Л. ван Бетховена. Гардинеровский Бетховен элегантен, блестящ, подтянут, мускулист и, разумеется, почти начисто лишен привычной монументальности.В недавней записи (2003) Скрипичного концерта Л. ван Бетховена и Концерта e-moll Ф. Мендельсона солистка не менее великолепная Виктория Муллова. Интерпретации обоих концертов могут служить абсолютным эталоном чувства меры, ансамблевой дисциплины и сдержанной, непоказной внутренней значительности. Именно эти качества наиболее емко характеризуют искусство Джона Элиота Гардинера в целом, что убедительно подтверждается каждой очередной его работой.

AudioMusic 1#2004


Найти Гардинера на нашем сайте:
Категория: исполнители - алфавит | Добавил(а): classical (18 Апреля 08)
Просмотров: 6934
Понравилась статья?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа







Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.