Предлагаю всем послушать симфонии Сибелиуса, записанные Рождественским и БСО ещё в советские застойные 70е годы. Когда-то сам впервые услышал все симфонии как раз в этом исполнении - был в библиотеке университета комплект мелодиевский на 5ти пластинках, недавно его на CD переиздали. Сибелиус, товарищи он разный бывает, вот и сравните. Тем более давно пришла пора решить какие симфонии Сибелиуса вам нравятся или вообще на них можно крест поставить.
Рождественский в интервью так отзывается о Сибелиусе: "Скандинавы пока ещё не вошли в моду у наших дирижёров, но почва, конечно, богатая. И королем скандинавской музыки является, конечно, Ян Сибелиус. Он вообще крупнейшая фигура в истории музыки. Ему удалось сохранить свое лицо в ХХ веке при наличии огромного количества "измов"и додекафонии. Он никакого отношения к этим поискам не имел, а писал то, что он писал всю жизнь своим языком. Более того, он, как известно, удалился в свой "скит" – Ярвенляя, это местечко в 30 километрах от Хельсинки, и никогда оттуда не выезжал в течение 40 лет. И в общем, очень мало тогда сочинял. Он не воспринимал того, что происходит в современном музыкальном мире, и боялся, что его считают старомодным. Эти опасения довели его до того, что он уничтожил свою 8-ю симфонию, которая была объявлена к исполнению в Бостоне под управлением Кусевицкого." Зря он опасался. Симфонический цикл Сибелиуса – одна из величайших вершин в музыке XX века. В этих партитурах – масса предвидений, прозорливых взглядов в будущее.
Может быть поэтому симфонии Сибелиуса для многих остаются тайной за семью печатями. С одной стороны - масштабный поздний романтизм начала 20 го века со всей его мощью оркестрового аппарата, а с другой - сдержанность, медленная подготовка кульминаций (причём очень сильных! Сибелиус медленно запрягает, но зато быстро едет), экономия тембров, необычный тематизм - проявление специфически-сурового скандинавского духа (в нём слишком много "финского"), огромная роль полифонии, обманная техника (когда при видимых традиционных технических приемах и формах в конечном звуке, оказываются преобладающими совсем другие, иногда непонятные). Одна из особенностей его симфоний – устремленность к финалу, на общем плане присутствует драматургия постоянного нарастания, при этом, каждый следующий элемент обусловлен не положением в целом, а отношением к тому, что только что было. Помимо этого симфонии между собой образуют смежный цикл по тому же принципу нарастания. Главная привлекательная сторона симфоний Сибелиуса в том, что они пронизаны (причём сознательно) фольклорным материалом. Любой человек совершенно незнакомый с Финляндией автоматически при прослушивании его музыки может представить в своем воображении снег, финские леса, природу, озёра, северное сияние, оленей, водку и прочие атрибуты северной жизни.
Путь Сибелиуса к открытию собственного стиля был не простым. С начала 90х годов композитор сознательно освобождал свой язык от гармонической усложненности и рафинированнности, свойственной немецкой музыке, находил лапидарный мелодический склад, сочные, нередко густые краски с большой ролью голосов низкого регистра. Народная финская музыка служила отправной точкой в его работе. Немецкое влияние ушло быстро. Влияние Чайковского, Бородина и Римского-Корсакова было сильнее. Уже в Первой симфонии (1899 г.) слышится особый талант Сибелиуса - сказителя, рассказчика, умеющего приворожить внимание слушающих его. Во многих симфониях Сибелиус пользуется приемом настройки слушателей на свою "образную волну", устанавливая контакт уже тогда, когда звучит только введение в симфоническое повествование. Этим приемом композитор "вовлекает" слушателей в творческую предысторию симфонической драмы. Во вступлении к симфонии грустный запев кларнета воспринимается с какой-то тревогой, вероятно, потому, что тремолирующие литавры создают предгрозовое настроение. Мелодические линии начала I части, сливаясь, образуют могучий звуковой поток. И в лирическое пение II части врываются отголоски жизненной драмы. В III части небо проясняется, но и сюда, пусть ненадолго, вклинивается траурный эпизод воспоминания или, может быть, напоминания. Даже в финале, энергичном и монументальном, общая линия развития не находит оптимистического завершения, не находит потому, что композитор не кривит душой, не изменяет правде ради импозантного заключения симфонии.
Вторая симфония ре мажор (1902) - самая масштабная из семи симфоний композитора и почему то наиболее известная из них. В этом сочинении композитор впервые последовательно использует индивидуальные, присущие только ему принципы построения формы, выступая при этом как смелый новатор. Форма сонатного аллегро при всех своих разновидностях строится на едином принципе: тезис-антитезис-синтез. У Сибелиуса все наоборот. Его симфонии напоминают лоскутное одеяло.Но в его индивидуальной манере есть своя логика. В 1-й части второй симфонии главная партия состоит из нескольких контрастных элементов. Вначале вступают светло и просто струнные, которые излагают тему, напоминающую православную псалмодию. Их сменяют деревянные духовые, играющие короткую попевку танцевального характера. Валторны отвечают им певучей фразой. Эти контрастирующие элементы повторяются, оставаясь отделенными друга от друга интонационно и темброво. После паузы наступает новый раздел экспозиции, тень резко сгущается, звучит одноголосный речитатив струнных, появляется важный нисходящий мотив с интонацией стона.Только в разработке изложение приобретает целеустремленный характер, и весь тематический материал экспозиции интегрируется. Реприза сжата по сравнению с экспозицией, но вновь возникает подчеркнутая разъединенность тематических элементов. В результате возникает ощущение неразрешенности конфликта. 2-я часть сложна по драматургии. В ней созерцательное настроение и бурные драматические подъемы. В целом господствуют темные краски. 3-я часть– стремительное и увлекательное Скерцо с певучей средней частью. При возвращении изначального движения музыка драматизируется и непосредственно вливается в финальную часть Симфонии. Финал открывается радостными фанфарами, он полон энергии, мужественности, драматизма, объединен единым порывом, нередко с оттенком трагедии. И завершение Симфонии далеко от фанфарного оптимизма.
Третья симфония до мажор (1907) была воспринята как новое слово в творчестве Сибелиуса - эпическая грандиозность предшествующих двух симфоний уступает здесь место лирической углубленности. Симфония компактна, отличается невероятной привлекательностью и обаянием. Композитор хотел после драматичной Второй написать оптимистичную и истинно классическую Симфонию. Замысел этот удался. 1-я часть открывается бодрой мелодией струнных в духе простой и грубоватой народной музыки. К ним присоединяется весь оркестр и тема приобретает острый гармонический колорит, созданный гулким звучанием бурдонных квинт в басах (такие эпизоды нередки у Малера). Но не все так просто и весело. Протяжный звук предваряет побочную, мрачноватую тему. Разработка, как обычно у Сибелиуса, носит целеустремленный характер и на ее вершине начинается реприза. Но музыка вдруг прерывается. Звучит тревожное аккордовое пиццикато струнных и хорал, который достаточно неожиданно завершает часть. 2-я часть – вальс. Сибелиус, как и Чайковский, был мастером симфонического вальса. Казалось бы: что еще можно придумать в Вальсе? Но Сибелиус создает что-то необыкновенное, что проникает прямо в душу. 3-я часть очень своеобразна по форме. В ней господствует быстрое движение - кажется, что весь оркестр бежит, чтобы найти тему. Это музыкальная 'Поэма без героя' (ведь темы – герои симфонической музыки). Но вот прекрасная тема найдена и на ее основе выстраивается мощное оркестровое crescendo, которое и завершает Симфонию.
Четвертая симфония (1911) считается одной из самых своеобразных симфоний начала нашего столетия. Её музыка требует от слушателя глубокого и напряжённого самососредоточения. Как утверждал композитор, симфония была создана "в виде протеста против современных музыкальных произведений". Это - особый мир, где все крайне необычно - и мелодика, сохраняющая, однако, глубокую народную основу, и гармонический язык, и формы, и оркестровые краски. Ей присущи ритмическая свобода и причудливость, диссонирующие столкновения, тематическая мозаичность, особая тревожная атмосфера, местами импресиионистская изысканная изломанность (в 3й части и мрачновато-переливчатом финале). В 1908м у композитора была удалена опухоль из горла, видимо пережитый композитором страх смерти сказался во время работы над симфонией. Модернистская природа Четвертой была воспринята как пощечина публике, неудивительно, что она с треском провалилась - критики обвиняли Сибелиуса в переходе на сторону "футуристов ", один критик назвал симфонию вымученным плодом усилий, как будто вышедшим из под пера плохо обученного и необразованного композитора-любителя". В конце жизни, Сибелиус отметил: "Я писал 4 симфонию в Отеле Фения не надеясь на успех, Каянус заходил ко мне и спрашивал, почему я работаю в таких жестких условиях. Но теперь я рад этому, потому что даже сейчас я не могу убрать оттуда ни одной ноты, и не могу добавить что-нибудь. Она придает мне силы и дает удовлетворение, 4-я симфония - это очень важная и значительная часть меня. Да, я рад, что написал ее"
Пятая симфония (1915-1919) выделяется монументальностью замысла. Рядом с Четвёртой она воспринимается как "возвращение к жизни", как её образно-тематическая противоположенность. В этом симфоническом цикле три части: первой предшествует широкое вступление, за ним следует вариационное Анданте и быстрый финал. В симфонии безраздельно господствует мажор, оркестр звучит эпично, по богатырски, с особым блеском, местами гимнически. Композитор здесь вернулся к столь близкой ему сфере природы, к многообразию мыслей и чувств, которое он сам определи сказав однажды "жизнь которую я люблю бесконечно". Основной мотив первой части, близкий к мелодиям финских народных песен - как бы высвобожденный из оков печали и переинтонированный мотив 4й симфонии. Вторая часть - концентрированное выражение вальсовости, то меланхолично-элегической, то оживлённо-весёлой. Финал - раскачивающаяся торжественная мелодия, интонации которой постепенно воплощаются в энергичном и радостном движении. Мировая война 1914–1918 гг. была для Сибелиуса трудным временем, как в душевном, так и в материальном плане. В 1917 г. Финляндия обрела независимость, но за этим последовала гражданская война. Тяготы военного времени отразились и на болезненном процессе создания Пятой симфонии. Лишь в 1919 г. была готова та редакция, которую исполняют сейчас.
Шестая симфония начатая ещё в 1918 году была написана лишь через 5 лет в 1923 году - срок необычайно долгий для ее автора, что отчасти можно объяснить сложными обстоятельствами этого периода. Симфония от начала и до конца выдержана в старинном дорийском ладу - здесь сказались видимо французские влияния от импрессионизма Дебюсси до архаизма и неоклассицизма Стравинского. Сочинение было задумано как бурное и страстное, отмеченное резкими контрастами, которые сам Сибелиус определил как "холодная мгла и пасторальность". Вступление симфонии рисует снежную пустыню, но темы первой части светлы, пасторально-игривы, напоминают кружение снежинок и сыпящийся с веток иней, мороз и солнце и тому подобные пейзажи. Автор стремится передать мелодическим образам характерный отпечаток ладового звучания старинных фольклорных финских напевов. С характерным для своего зрелого стиля мастерством Сибелиус достигает потрясающей изысканности в использовании тембровых красок, пополнив обычный оркестровый состав арфой и бас-кларнетом. Наивно и просто звучит мелодия второй части, навевая в памяти образы Зимних грёз из одноимённой симфонии Чайковского. Третья часть ассоциируется с играми, вспоминаются игра вод и моря из сочинений импрессионистов, но здесь мы имеем совсем другую игру - игру метелей и вьюг, то озорную, то жестокую. Финал начинается идиллически, но это лишь затишье - после короткой передышки композитор рисует целую оркестровую бурю - разбушевавшуюся снежную стихию, воплощаемую в яростных танцевальных ритмах и суровых темах противостоящего безжалостной природе человека. После прослушивания всей симфонии возникает образ суровой и красивой финской природы, так похожей на русскую, и вместе с тем, благодаря мистическому духу карельских лесов, совсем другой
Последнюю, Седьмую симфонию (1924) дирижер С. Кусевицкий метко назвал "Парсифалем" Сибелиуса. Кажется, что великий художник, пройдя долгий путь, останавливается на вершине, просветленным взглядом охватывая окружающий мир. "Радость и сила жизни с аппассионатной примесью" - так охарактеризовал её сам композитор. Сквозная безрепризная форма симфонии развивается тремя большими волнами, темы выстраиваются из отдельных мотивных элементов - начальный лирической мелодии струнных, скерцозности среднего раздела и обобщающего всё предыдущее мотивное равитие. На гребне волны, в конце каждого раздела в очередной раз звучит одновременно и лиричная и героическая главная тема симфонии, придавая концепции и музыке некий универсальный гуманистический характер. Как бы вспоминая о минувших временах, когда всё чувственное, мимолётное было ему ближе Сибелиус заканчивает симфонию аккордами "Грустного вальса". Эпичность Сибелиуса в его последней симфонии прикасается к магии рунической культуры - до сих пор недооцененному пласту духовных ресурсов земной цивилизации.
С исполнительской точки зрения музыка Сибелиуса не направлена "вовне", она исключительно "сама в себе, интровертна". Из неё нужно "вытаскивать" содержание, формообразующие и смысловые "точки", благодаря которым партитура "оживёт" и засверкает. С этой музыкой не получится "общего" взгляда. Тогда она останется холодной и трудно слушаемой, поскольку будет состоять из лоскутков. Дирижёру нужно обладать композиторским чутьём или чувствовать композиторский стиль Сибелиуса, душу, проникнуть в национальную принадлежность его музыки, в эпос, в глубь характера народа, земли...На сегодняшний день дискография симфонического творчества композитора достаточно обширна. При этом стоит заметить, что среди великих и выдающихся дирижёров было немало и таких, кто не исполнял Сибелиуса. Не всякий дирижёр брался за Сибелиуса. Музыку Сибелиуса легко сделать мёртвой, статичной. Редкому дирижёру удаётся талантливо прочитать партитуру и воплотить её в прекрасном оркестре. Если удаётся - тогда нам открываются все загадки, все красоты музыки Сибелиуса, и мы наслаждаемся ею, становимся её поклонниками и любителями. Не цитируя народных мелодий, Сибелиус органично претворял музыкальный фольклор, используя его ладово-гармонические и ритмические особенности. Сочинения Сибелиуса отличаются своеобразной северной строгостью и одновременно непосредственностью высказывания. Характерны патриотические мотивы, образы финской природы, музыкальный язык иногда близок к своеобразному финскому импрессионизму. Музыка Сибелиуса возникла на перекрестке немецкой и русской школ - там слышны отголоски Бетховена, Брамса, реминисценции из Вагнера, Листа и Брукнера, Малера, Грига, Дебюсси, а также наши Чайковский и Могучая кучка и его, истинно национальное финское. Драматическое содержание в них сосуществует с лирическим и эпическим. Рождественский исполняет Сибелиуса очень достойно! Он подчёркивает и драматическую, и лирическую, эпическую и фольклорную сторону его партитур, выявляет его родство с Чайковским и Могучей кучкой, очень внимательно относится к разным тембровым нюансам, к паузам (что очень важно для Сибелиуса), его интерпретация благородно-сдержанна, прозрачна, отличается широким, насыщенным звуком.
CD 1 Симфония № 2 ре мажор, соч.43 (1902) 1 I. Allegretto 9.36 2 II. Tempo andante, ma rubato 15.00 3 III. Vivacissimo 5.52 4 IV. Finale. Allegro moderato 14.30 Симфония № 3 до мажор, соч. 52 (1907) 5 I. Allegro moderato 9.44 6 II. Andantino con moto, quasi allegretto 7.44 7 III. Moderato. Allegro (ma non tanto) 9.31
1969 (1–4), 1973 (5–7)
CD 2 Симфония № 1 ми минор, соч.39 (1899) 1 I. Andante, ma non troppo. Allegro energico 11.19 2 II. Andante (ma non troppo lento) 9.48 3 III. Scherzo. Allegro 5.32 4 IV. Finale (Quasi una Fantasia). Andante. Allegro molto 11.46 Симфония № 4 ля минор, соч.63 (1911) 5 I. Tempo molto moderato, quasi adagio 10.02 6 II. Allegro molto vivace 4.56 7 III. Il tempo largo 10.00 8 IV. Allegro 9.00
1973 (1–4), 1977 (5–8)
CD 3 Симфония №5 ми-бемоль мажор, соч.82 (1915, ред.1919) 1 I. Tempo molto moderato 13.31 2 II. Andante mosso, quasi allegretto 7.48 3 III. Allegro molto 8.13 Симфония №6 ре минор, соч.104 (1923) 4 I. Allegro molto moderato 9.51 5 II. Allegretto moderato 4.46 6 III. Poco vivace 3.51 7 IV. Allegro molto 9.24 8 Симфония №7 до мажор, соч.105 (1924) 20.51 1973 (1–7), 1974 (8)
Большой симфонический оркестр Всесоюзного Радио и Телевидения Геннадий Рождественский, дирижёр
Олег! Набрёл на старую выкладку. Вот хочу добавить, что запись Рождественского всех симфоний получила тогда "Гран-при" Шарля Кро (или что-то в этом духе). Запись замечательная, и работа Пазухина - выше похвал. Оркестр был тогда, вероятно, лучшим в СССР по звучанию (музыки XX века): холодноватое, выверенное звучание всех групп, идеальное "чувство локтя", весьма рафинированный звук. В общем - прекрасный инструмент для Г.Н. И обожавший своего шефа! Но Лапин "наложил лапу" - и всё закончилось... Начался другой этап...
Пожалуйста! Делитесь, пожалуйста пристрастиями, для статистики. Кроме перечисленных 3, 5 и 6й (зе бест!) я распробовал 4ю (правда только последние две части - очень красивые и необычно оркестрованные, хоть и мрачные). 1я - простенькая, несамостоятельная, но слушается легко. В отличие от 2й - не понимаю почему её считают лучшей, немелодичная вещь. 7ю разлюбил окончательно - какой то недоБрукнер, да и одночастная симфония - это несолидно, хотя есть приятные моменты и главная тема 'крутая' как говорится
Олег, вы первый известный мне человек, которому не понравилась 7-я Сибелиуса. А может, дело в записи? Рождественский - мастер по части уродования любой музыки (кроме, может быть, Чайковского). Советую обратиться сюда: http://intoclassics.net/news/2012-08-07-29260
5.Symphonyman (ml) (08 Декабря 10 12:18)
[Материал]
классное издание, мне очень нравится - таких больших коробок-книжечек не помню у "Мелодии"... приятно в руки взять! и исполнения люблю...
Мои пристрастия - №1, 2, 4 и 7. Первая была первой, с которой я познакомился (в прекрасном исполнении Арвида Янсонса), во Второй очень ценю 1-ую часть. Третью симфонию не включил из-за финала - растянут, неубедителен и - главное - ни коим образом не увязан со стилем двух предшествующих частей. Четвертую полюбил с первой появившей записи (Ханникаейнен -очень потом жалел, что не пошел на его концерт), хотя она тогда, да и позже, казалась мне очень трудной для слушания и потому слушал все части (кроме Скерцо) по два раза. Теперь этого не делаю, возможно и потому, что возвращаюсь к одной и той же записи - молодого Маазеля. Одночастность Седьмой считаю ее достоинством, после нее люблю послушать Тапиолу - и сразу понимаешь, почему при сходной длительности она - поэма, а та - симфония.
Первую с удовольствием послушал - доступно и всерьёз. Про 2ю скажу словами Тосканини о 9й Бетховена: Гениальная вещь, хотя я её до сих пор не понял. Интересно, 3ю не включили из за финала, а в 4й все части хороши? - неровная работа, первая половина от второй даже по стилистике различается (вторая половина интересней как раз). А 7я - слишком а ля Вагнер, не айс Поэмы ещё не распробовал, слушал раза три, не запомнились. Ещё попробую
Спасибо Вам, уважаемый alex sidmak за обновление ссылки на эти записи. У меня правда есть комплект мелодийных пластинок с этими записями причем в хорошем состоянии. Но фокус в том, что после переезда я все никак не могу запустить и настроить свой виниловый проигрыватель. А записи эти действительно получились хорошими - я помню, как в каком-то из западных граммофонных журналов, которые я регулярно читал в Ленинке - а тогда в 70-х годах этих журналов было много (помнится, только в одной Америке их издавалось 5 или 6 штук ) прошла весьма хвалебная рецензия на этот комплект.
У меня при попытке скачать выскакивает надпись "Превышен лимит скачивания, вы можете сохранить файл на Яндекс.Диск". Что сие означает и как с этим бороться?
Зарегистрировать почтовый ящик на Яндексе, получив в придачу бесплатный ЯндексДиск. На него вы сможете сохранять файлы, чтобы беспрепятственно скачивать их на компьютер даже в случае превышения лимита на скачивание.
Кстати, ничего удивительного в том, что эти записи получили высокие оценки и премии за рубежом. Ведь звукорежиссерами у этих записей были два едва ли не лучших отечественных звукорежиссера: Игорь Вепринцев (между прочим, занимавший должность главного звукорежиссера фирмы "Мелодия") и Северин Пузухин.
(Italian) (02 Июля 18 15:42) Сложнго с Сибелиусом. Хотел бы скачать известные записи Рождественского. Маленькая просьба, может кто восстановит не в сжатом формате. Заранее благодарю.
alexey semlyanoy (terrestro) (02 Июля 18 19:12) Вот ссылка на комплект Рождественский-Сибелиус. APE, шкурки Кажется, получил он в своё время Гран при (Золотую медаль?) Шарля Кро. Как-то так https://cloud.mail.ru/public/DFwF/m4FKQdByY
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".