Джан Франческо
Малипьеро (итал. Gian Francesco Malipiero; 18 марта 1882, Венеция — 1 августа 1973, Тревизо) — итальянский
композитор и музыковед.
Родом из семьи музыкантов, Малипьеро начал заниматься
музыкой у Марко Энрико Босси, однако по семейным причинам вынужден был прервать
своё музыкальное образование. В порядке самообразования он изучал и копировал
партитуры ранних итальянских классиков, таких, как Монтеверди и Фрескобальди. В
1904 г. он переехал в Болонью и продолжил занятия у Босси, а в 1908 г.
отправился для завершения образования в Берлин и Париж, где познакомился и
сблизился с Альфредо Казеллой, — в 1923 г. Малипьеро и Казелла вместе учредили
Объединение новой музыки (итал. Corporazione delle Nuove Musiche).
В 1921—1924 гг. Малипьеро преподавал в Пармской
консерватории. Здесь началась его многолетняя работа над полным собранием
сочинений Монтеверди, которое публиковалось в 1926—1942 гг. В 1932 г. Малипьеро
стал профессором Венецианской консерватории, а в 1940 г. возглавил её. В 1953
г. он отошёл от преподавательской работы, продолжая, однако, музыковедческие
труды: именно начиная с 1950-х гг. под редакцией Малипьеро были изданы многие
произведения Вивальди. Малипьеро также написал книги о Монтеверди (1930),
Стравинском (1945), Вивальди (1958), ряд других музыковедческих сочинений.
Собственно композиторское наследие Малипьеро включает 17
симфоний, из которых первая написана в 1906 г., последняя, 11-я (некоторые
симфонии не пронумерованы) — в 1969-м; инструментальные концерты Малипьеро —
шесть фортепьянных, два скрипичных, по одному для виолончели и для флейты с
оркестром; восемь струнных квартетов. Среди вокальных произведений Малипьеро —
мистерия для солистов, хора и оркестра «Святой Франциск Ассизский» (1921),
«Земля» (1946, по «Георгикам» Вергилия), «Смерть Макбета» для баритона с
оркестром (1958) и многие другие сочинения. Наконец, значительное внимание
Малипьеро уделял опере, начиная с ранних оперных триптихов «Орфеида» (итал.
L'Orfeide, 1922) и «Три комедии Гольдони» (итал. Tre commedie goldoniane, 1922)
и до поздней оперы «Искариот» (1971); наиболее значительными операми Малипьеро
считаются посвящённый Муссолини «Юлий Цезарь» (1936) и «Антоний и Клеопатра»
(1938), обе по пьесам Шекспира.
Музыкальный язык Малипьеро отличался свободой от формальных
ограничений и сочетал в себе веяния импрессионизма и (особенно в поздний
период) неоклассицизма.
С 1914 по 1972 гг. Малипьеро переписывался с музыковедом
Гвидо Гатти, эта переписка опубликована.
Gian Francesco Malipiero (1882 - 1973):
1-3. Concerto per pianoforte e orchestra no. 1 (1931) -Allegro moderato -Andante -Allegro
Dimitri Romano, pianoforte ORCHESTRA DEL TEATRO LA FENICE Marcello Viotti, direttore Recorded live in Milano 16 March 2004
4. Concerto for 2 Pianos and Orchestra (1956)
Janine Reding, Henry Piette (pianos) Orchestre Nationale de France Rafael Kubelik, cond. Recorded in 1957
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".