Mefistofele (opera in 4 atti, un prologo e un epilogo)
Мефистофель (опера в 4 актах с прологом и эпилогом)
Либретто Арриго Бойто по трагедии "Фауст" Иоганна Вольфганга фон
Гёте
Премьера: 5.3.1868, т-р "Ла Скала", Милан
Действующие лица и исполнители:
Mefistofele / Мефистофель, дьявол
Samuel Ramey
Faust / Фауст, философ
Plácido Domingo
Wagner / Вагнер, его любимый ученик
Sergio Tedesco
Margherita / Маргарита, крестьянская девушка
Eva Marton
Marta / Марта, её мать
Tamara Takács
Elena / Елена Троянская
Eva Marton
Pantalis / Панталида, её спутница
Éva Farkas
Nereo / Нерей, её спутник
Antal Pataki
Hungarian State Opera Chorus
Hungarian State Orchestra
Conductor: Giuseppe Patané
Запись: 1988, Budapest
Длительность: 137 мин. 52 сек.
Пролог состоит из диалога
между Мефистофелем, просовывающим голову через сооруженные на сцене облака, и
небесным воинством, которое вовсе на сцене не появляется. Мефистофель с
сардонической усмешкой и подчеркнутой любезностью заключает пари, что сможет
соблазнить знаменитого философа, доктора Фауста, и заставить его согрешить.
Мистические хоры – херувимов и других духов – кажется, не слишком обеспокоены
этим хвастовством, но они поют очень впечатляющие хоры.
Действие первое. Сцена
первая. Веселое
пасхальное воскресенье в средневековом Франкфурте-на-Майне: студенты, горожане,
дети – все соединились в вихре всеобщего веселья. Старый философ Иоганн Фауст
наблюдает за происходящим вместе со своим любимым учеником Вагнером, и, когда
толпа расходится, они затевают короткий философский разговор. Проходит странный
Серый Монах, и Фаусту кажется, что он замечает в нем нечто сверхъестественное.
Когда философ покидает сцену, незнакомец следует за ним. Сцена вторая. Фауст,
один в своем кабинете, поет очень красивую арию, восхваляя божественную
природу, и при всем этом он пребывает в волнении. Таинственный Серый Монах,
последовавший за ним, неожиданно сбрасывает свой плащ и предстает Мефистофелем
– самим дьяволом. Он поет арию, в которой описывает свою собственную
дьявольскую природу. Фауст нисколько не напуган. Однако, прежде чем сцене
завершиться, он подписывает контракт с Мефистофелем. На земле Мефисто будет
служить Фаусту и продемонстрирует ему необычайную красоту. Но в подземном мире
– в аду – Мефисто заполучит душу старого ученого мужа.
Действие второе. Сцена
первая. Вечером,
в саду Маргариты, Фауст (теперь красавец юноша – таким он стал по милости Князя
Тьмы) ухаживает за юной и еще совершенно невинной немецкой девушкой. Чтобы не
мешать ему, Мефисто тем временем ухаживает за ее матерью, Мартой. (Одно из
отступлений Бойто от гетевского «Фауста»: у Гёте Марта не мать Маргариты, а ее
подруга (соседка). Естественно, что двое мужчин вполне преуспели в
осуществлении своих коварных планов, о которых мы узнаем из нескольких
необычайно мелодически насыщенных дуэтов и квартетов. Сцена вторая. Вальпургиева
ночь. Мефисто берет своего protege на высочайшую из вершин в горах Гарца.
Дьявол предводительствует дьявольским хором мужчин и женщин – колдунов и ведьм;
и они исполняют свои сатанинские обряды. Вдруг Фауст видит образ Маргариты. Она
скована цепями, и у нее на шее кровавая полоса. Но дьявольский хор, не обращая
на них внимания, продолжает свои сатанинские действия.
Действие третье. Маргарита отравила
свою мать и утопила свое незаконнорожденное дитя. Теперь ее рассудок помутился.
Близок час, когда ее выведут из тюремной камеры, чтобы казнить. Она поет об
этом полную боли арию. Мефистофель приводит к ней Фауста, он готов помочь ей
бежать. Но бедная, потерявшая рассудок Маргарита ничего не понимает. Она в
восторге, видя своего старого возлюбленного; они поют трогательный дуэт. Но
когда появляется Мефисто, она пугается. Она отказывается покинуть камеру,
несмотря на все его уговоры; она молит Небеса и с последним вздохом умирает.
Секунду Мефистофелю кажется, что он завладел ее душой для ада («Она осуждена на
муки!»). Но в этот момент слышится ангельский хор свыше. «Е salve!» («Она
спасена!») – поет он.
Действие четвертое. Античная Греция.
Мефисто перенес сюда Фауста – во времени и пространстве – в страстном
стремлении философа к красоте, и здесь перед ними предстала самая красивая из
всех когда-либо существовавших женщин – Елена Троянская. Она восхитительно поет
со своей спутницей Панталидой. Мефисто, этот до мозга костей средневековый
персонаж, чувствует себя здесь неуютно. Он говорит об этом и удаляется прежде,
чем начнется балет. Баланс действия создается любовным дуэтом между Фаустом и
Еленой; хор и спутник Елены, Нерей, с восхищением комментируют этот любовный
роман, развивающийся на их глазах.
Эпилог. Фауст, вновь старый
философ, ночью сидит в своем кабинете. Мефистофель по-прежнему пытается завладеть
его душой, но Фауст, раскаивающийся в своих деяниях, больше не поддается
искусу. Даже когда дьявол наполняет комнату видениями сирен, старый философ
лишь молится Богу. Сверху в ответ слышатся голоса херувимов. Тщетно Мефисто
старается употребить все свои магические силы. У Фауста теперь новая идея
красоты: это видение небесных врат. И когда – в экстазе – его бренное тело
испускает последний вздох, херувимы посылают на него поток роз. Он прощен
навеки. Дьявол проиграл пари.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".