Свою 800-ю публикацию на Погружении посвящаю Cassis'у с надеждой на скорейшую публикацию его 1050-го поста
Предлагаю насладиться звучанием инструмента, который в 18-м веке был известен как "панталон" :) Хотя, в общем-то, цимбалы - они цимбалы и есть :)
Этот альбом получил высокую оценку музыкальных критиков и интересен с самых разных сторон. В частности, здесь представлена запись той самой сонаты Иоганна Шоберта, которая настолько впечатлила Моцарта, что он потом неоднократно цитировал её в своих клавирных сочинениях. В описании диска эта соната некорректно обозначена как "Sonate en quatuor", op.7 №2, хотя в действительности это соната №2 для клавира в сопровождении скрипки из семнадцатого опуса.
Вообще говоря, на обложке этого альбома надо было написать "панталон", потому что именно это забавное название носил тот инструмент, которому диск посвящен. Инструмент, появившийся в самом начале XVIII века, но уже к концу столетия сгинувший без остатка — вплоть до того, что ни одного образца не сохранилось. Случай, конечно, настолько странный, что тут нужны пояснения. Это был ранний и, как оказалось, тупиковый ход в эволюции фортепиано. Немецкий изобретатель Панталон Гебенштрайт действительно думал создать некую альтернативу клавесину, у которого струны звучат не от удара молоточком, как в фортепиано, а от щипка. С этой целью он просто усовершенствовал старый-престарый, средневековый еще инструмент псалтерион, он же дульцимер, он же цимбалы, род крупных гуслей, по которым исполнитель как раз бьет молоточками .Получилось у Гебенштрайта нечто весьма громоздкое — ради пятиоктавного диапазона корпус инструмента раздался до трех с лишним метров в длину. Тем не менее до 1770-х годов (вероятно, из-за всеобщей любви того времени к техническим новинкам и из-за упрямства самого Гебенштрайта, умудрившегося и наладить производство, и создать школу) панталон был более или менее в ходу. Престарелый Людовик XIV, послушав игру Гебенштрайта, пожелал перекрестить инструмент в панталеон (в переводе с греческого "лев по всему"), а позже мода на него докатилась и до елизаветинского Петербурга. А потом его забыли, хотя это и было неблагодарностью, поскольку в смысле самого принципа своей игры первые фортепиано были наверняка вдохновлены именно злосчастным панталоном. Реконструировать этого музыкального динозавра пока никому не пришло в голову, и потому немецкие исполнительницы Алин Зильберайх и Маргит Юбеллакер на этом диске как бы монтируют гипотетическое звучание панталона из звуков, соответственно, раннего пианофорте и псалтериона. По крайней мере, такая у них легенда, потому что в программе альбома (включающей опусы К. Ф. Э. Баха, Иоганна Шоберта, Мельхиора Кьезы, Иоганна Эрнста Эберлина и Моцарта) произведение, исходно написанное для панталона, только одно, а все остальное только изящные переработки, выдающие помимо прекрасной техничности обеих музыкантш желание интеллигентно соригинальничать с миной большой учености.
"Коммерсантъ Weekend", №28 (124), 24.07.2009
Карл Филипп Эмануэль Бах
Соната (в оригинале - для двух клавиров) до мажор Wq 87
Иоганн Шоберт
Соната (в оригинале - для клавира и скрипки) фа мажор, соч. 17 №2
Мелькиорре Кьеза
Соната для псалтериона соло до мажор
Иоганн Эрнст Эберлин
Соната (в оригинале - для клавира соло) соль мажор
Вольфганг Амадей Моцарт
Адажио (в оригинале - для двух скрипок и баса) K.266
Соната (в оригинале - для клавира и скрипки) ля мажор, K.305
- Ах что за кружево у ваших панталон! Да, вкус к музЫке, вижу, не дурён. Но ба! Сквозь них видны трусы-бикини! - Ну что ж... И в Брамсе слышим Паганини...
Кстати, эта леди очень хороша в музыкальном смысле :), её часто приглашают многие музыканты исполнители средневековой европейской музыки. Но чаще всего её, конечно, можно видеть и слышать с великолепной Кристиной Плюар и её "Арпеджиатой"
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".