О композиторе
Миклош Рожа родился 18 апреля 1907 года в Будапеште, в семье
богатого предпринимателя и землевладельца. Музыкальные способности будущего
композитора проявились довольно рано - с пяти лет он начал учиться играть на
скрипке, позднее освоил альт и пианино. В детстве на него большое влияние
оказали венгерские народные песни, позднее - музыка венгерских
композиторов-модернистов Белы Бартока и Золтана Кодели, которые в своем
творчестве часто использовали фольклорные мотивы. С 1926 по 1929 год учился в
Лейпцигской консерватории. Во время обучения он опубликовал свои первые
"официальные" сочинения "Фортепьянный квинтет" и "Трио
для струнных". Первый успех пришел к нему со скрипичным концертом "Вариации
на темы песен венгерских крестьян" (1929), позднее вошедшим в репертуар
многих известных исполнителей.
По окончании консерватории Рожа переехал в Париж, где
несколько лет спустя написал одно из самых своих известных оркестровых
произведений - "Тема, Вариации и Финал". По совету композитора Артура
Онеггера, Рожа обратился к созданию музыки для кинофильмов. Его первой картиной
была приключенческая драма "Рыцарь без оружия" (1937) с участием
Марлен Дитрих и Роберта Доната. Фильм имел успех, и его продюсер Александр
Корда уговорил композитора сотрудничать с ним на постоянной основе. За время
работы с Кордой в Великобритании им была написана музыка для фильмов "Гром
в городе" (1937, реж. Мэрион Геринг), "Развод леди Икс" (1938,
реж. Тим Уилан) и "Багададский вор" (1940, реж. Людвиг Бергер, Майкл
Пауэлл).
Вслед за Кордой и его командой в 1940 году он перебрался в
Голливуд. На протяжении нескольких лет Рожа работал как свободный композитор с
разными режиссерами, в том числе с Билли Уайлдером в его классических фильмах
"Пять гробниц на пути в Каир" (1943), "Двойная страховка"
(1944), "Потерянный уик-энд" (1945), с Фрицем Лангом в
"Министерстве страха" (1944) и братьями Корда - с Александром в
"Леди Гамильтон" (1941) и Золтаном - "Книга джунглей"
(1942) и "Сахара" (1943). За это время он был дважды удостоен премии
"Оскар" - свою первую кинематографическую награду он получил за
музыку к фильму Альфреда Хичкока "Завороженный" (1945), вторая же его
ждала после выхода на экраны картины Джорджа Кьюкора "Двойная жизнь"
(1947).
В 1948 году композитор подписал контракт со киностудией
"Метро-Голдвин-Майер", с которой проработал почти пятнадцать лет. Его
музыка звучит во множестве голливудских фильмов той поры, многие из которых
стали классикой мирового кинематографа, как например "Кво вадис?"
(1951) режиссера Мервина Ле Роя, "Айвенго" (1952) Ричарда Торпа или
же знаменитый исторический эпос Уильяма Уайлера "Бен-Гур" (1959), за
который Рожа получил своего третьего "Оскара". Мелодичная, яркая
музыка Миклоша Рожи, в которой заметно ощущалось влияние пост-романтизма,
сохраняла присущую классической музыке сдержанность, что выгодно отличало его
от других голливудских кинокомпозиторов и сохраняло за ним репутацию серьезного
автора.
Работая в Голливуде, Рожа, помимо музыки к фильмам писал
произведения как для больших оркестров, так и для камерных составов и сольных
исполнителей, концерты для фортепьяно, виолончели, скрипки. В разное время с
ним сотрудничали такие исполнители как знаменитый скрипач Яша Хейфец,
виолончелисты Грегор Пятигорский и Янош Штаркер, пианист Леонард Пеннарио.
Он оставался в кинематографе до середины восьмидесятых и успел
не только застать, но и поработать с новым поколением режиссеров. В 1982 он
опубликовал книгу мемуаров "Двойная жизнь". Перенесенный в том же
году инсульт положил конец его многолетней кинокарьере, однако композитор в
течении еще нескольких лет продолжал сочинять музыку и был занят
восстановлением своей неопубликованной прежде "Симфонии в трех
частях".
Tracklist
Sinfonia concertante op. 29
For Violino, Violoncello & Orchestra 31’16
1. Adagio
non troppo lento 10’22
2. Tema con
variazioni. Andante con variazioni 12’14
3. Allegro
con brio 8’40
4. Notturno ungharese op. 28 8’31
Tripartita
op. 33 23’52
5. Intrada.
Con moto 5’0
6.
Intermezzo arioso. Lento 8’37
7. Finale
Allegro con brio
10’08
András
Agoston - violin
László Fenjő
- cello
Philarmonia Hungarica
Werner
Andreas Albert – conductor