Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 07:31
Главная страница » 2018»Апрель»1 » Русская хоровая музыка XVI-XVIII веков: Фёдор Крестьянин, Дилецкий, Калашников, Березовский, Бортнянский, Ведель [Александр Юрлов]
Русская хоровая музыка XVI-XVIII веков: Фёдор Крестьянин, Дилецкий, Калашников, Березовский, Бортнянский, Ведель [Александр Юрлов]
Представленные
на пластинке Д 022919-20 произведения характеризуют развитие русской хоровой
музыки от XVI до начала XVIII века. Хоровое искусство на Руси достигло высокого
расцвета уже в древнейшую пору. Своими корнями оно было связано с неисчерпаемой
сокровищницей народного творчества, многие образцы которого сохранялись в
памяти народа на протяжении столетий. Но народная песня, отражавшая и пронизывавшая
все стороны жизни, не записывалась в те далёкие времена: она передавалась из
уст в уста, неизбежно подвергаясь при этом частичным изменениям; наиболее
ранние ее нотные записи появляются только во второй половине XVIII века.
После
принятия Русью христианства как официальной государственной религии вместе со
строительством храмов и монастырей, украшавшихся различными живописными
изображениями и всяческой утварью, развивается церковное пение. Церковные
напевы фиксировались с помощью особой системы условных знаков, получившей
наименование знаменного письма (по-древнеславянски "знамя" означает
знак). Отсюда и самый певческий стиль принято называть знаменным или иначе
крюковым пением («крюк» — название наиболее употребительного из знамен).
Знаменное
пение исполнялось мужским хором одноголосно без сопровождения, но его творцы
достигали в пределах столь ограниченных возможностей большого художественного
богатства, создавая выразительные, широкие напевы, полные величественной и
суровой красоты. Основы знаменного пения были заимствованы из Византии, однако
с течением времени они подверглись на русской почве коренному видоизменению.
Русские «распевщики» (старинное наименование композитора), являвшиеся выходцами
из народа, привносили в церковные песнопения черты родной и близкой им народной
песни.
Знаменное
пение было основным видом русского профессионального музыкального искусства в
течение более чем полутысячелетнего периода, от XI до середины XVII века.
Последний отрезок этого периода, охватывающий XVI и половину XVII столетий,
отличался особенно интенсивной деятельностью целой плеяды талантливых
распевщиков, которые создали множество прекрасных произведений, значительно
обогатив самые формы и выразительные средства древнерусского певческого
искусства.
Ф ё д о р К р е с т ь я н и н (XVI век) — один из крупнейших
мастеров знаменного пения, создавший свою школу, — одно время находился при
дворе Ивана IV, большого знатока и ценителя певческого дела. Из произведений
Фёдора Крестьянина до нас дошли Двенадцать евангельских стихир (стихира — род
церковного песнопения).
В
1955 году в селе Усть-Цильма на реке Печоре был найден переписанный кем-то
экземпляр этого сочинения, относящийся к XVII веку. Расшифровка всего цикла
стихир и перевод на современную нотацию сделаны М. В. Бражниковым. В записи
даётся первая стихира.
Стихира гласа 6,
догматик и две стихиры гласа 5
взяты из разных крюковых рукописей XVII века. Указание на глас связано с
лежавшей в основе знаменного пения системой осмогласия, т. е. 8 гласов, по
которым распределялись все песнопения. Каждый глас обладал своими характерными
мелодическими оборотами-попевками.
«Достойно» царя Фёдора, по-видимому, имеет
отношение к Фёдору Алексеевичу, старшему брату Петра I, царствовавшему в
1676—1682 годах. Содержащееся в рукописи указание не даёт возможности
определить, принадлежит ли данное песнопение перу царя Фёдора, или оно было
просто особенно любимо царём и постоянно исполнялось в его присутствии.
«Херувимская» на 3
голоса даёт
представление об особенностях раннего русского многоголосия, развивающегося в
XVI—XVII столетиях в рамках знаменного пения. Немногочисленные ещё опыты
многоголосной обработки знаменных напевов свидетельствовали об усиливающемся
стремлении к новым формам, к расширению выразительных возможностей певческого искусства.
Данный в записи образец характерен тонкостью и своеобразием звукового колорита
и близостью к народному многоголосному пению с его свободой ведения голосов и
смелым использованием диссонирующих созвучий.
«Буря море
раздымает»
относится к новому жанру бытовой многоголосной песни, возникшему в России во
второй половине XVII века. Канты (так назывался этот род песен) вначале
создаются на религиозные темы, а затем охватывают и разнообразную светскую
тематику. По форме они представляют собой куплетную песню трёхголосного склада
с ясно выраженной гармонической основой. Мелодика кантов связана с русской,
украинской, польской народной песней, с различными видами танцевальной музыки.
Один из популярнейших в XVIII веке кантов «Буря море раздымает» относится к
эпохе Петра I и отражает характерную для того времени романтику далёких морских
плаваний, тревог и опасностей.
Н и к о л а й П а в л о в и ч Д и л е ц к и й – украинский композитор, педагог
и музыкальный теоретик — жил и работал в Москве в 70-х—80-х годах XVII века. Он
был одним из виднейших поборников нового многоголосного стиля, так называемого
партесного пения (т. е. пения по партиям, по голосам), который приходит на
смену средневековому знаменному пению. Победа и утверждение партесного пения
были связаны с ростом светского гуманистического начала в русской культуре
рубежа XVII—XVIII столетий. Произведения этого стиля отличаются светлой
мажорностью звучания, гармонической полнотой й насыщенностью, живостью мелодики
и ритма. Эти черты ярко представлены в небольшом по размеру четырёхголосном
песнопении Дилецкого «Хвалите имя Господне».
Своё
наивысшее выражение партесный стиль получил в форме хорового концерта —
крупного, монументального произведения, состоящего из нескольких соединённых
воедино частей. Партесные концерты писались на 8, 12, 24 и даже иногда 48
голосов. В лучших сочинениях этого рода проявляется значительный уровень
композиторского мастерства. Исполнение их требовало высококвалифицированных
хоровых коллективов, а подчас и виртуозной техники пения. Характерным для
концерта приёмом является контраст полного хорового звучания (tutti) и
отдельных групп голосов, выделяемых из общей массы.
В
форме концерта написана 12-голосная «Херувимская»
Николая Калашникова. Автор её, работавший в начале XVIII века, написал большое
количество концертов и других многоголосных хоровых произведений, которые
получили высокое признание современников.
М.
Березовский, Д. Бортнянский и А. Ведель – крупнейшие представители хорового
искусства в России и на Украине в конце XVIII века. Это были высокоодаренные
художники и выдающиеся мастера-профессионалы, владевшие разнообразными
средствами хорового письма. Первые два из них работали и в других музыкальных
жанрах. Получив музыкальное образование в Петербургской придворной певческой
капелле, они совершенствовались затем в Италии. Березовский после
соответствующего испытания был удостоен звания академика-композитора знаменитой
в то время Болонской академии музыки. В 1773 году в городе Ливорно с успехом
была поставлена его опера «Демофонт». В последующие годы на итальянских сценах
появилось несколько опер Бортнянского. Бортнянскому принадлежит также ряд
камерных инструментальных ансамблей фортепианных сонат, романсов.
Но
основной областью для обоих композиторов оставалась хоровая музыка. Они создали
новый тип русского хорового концерта, в котором использованы достижения
классической инструментальной музыки и оперы XVIII века. Благородная простота,
стройность и ясность, характерные для искусства классицизма, совмещаются в
концертах Березовского и Бортнянского с большой эмоциональной выразительностью
и теплотой. В произведениях, написанных на религиозные тексты, они воплощали
глубоко человечные, живые чувства и переживания. По форме их концерты
приближаются к классическому сонатно-симфоническому циклу, но с более тесной
связью между отдельными частями (части концертов идут друг за другом без
перерыва). Заключительные разделы концертов часто написаны в виде фуги.
М а к с и м С о з о н т о в и ч Б е р е з о в с к и й (1745—1777) оставил небольшое творческое наследство, что
объясняется его трагически сложившейся личной судьбой. После признания,
полученного в Италии, он вернулся к себе на родину, но не смог найти достойного
применения своим силам и покончил самоубийством. Немногие дошедшие до нас произведения
Березовского говорят о его большом и сильном композиторском даровании. К лучшим
его сочинениям относится концерт «Не
отвержи мене во время старости», музыка которого проникнута глубоким и
ярким драматизмом. Заканчивается концерт динамичной фугой.
Д м и т р и й С т е п а н о в и ч Б о р т н я н с к и й
(1751—1825) — классик русской хоровой церковной музыки. Им написано 45
концертов (из них 10 двуххорных) и большое количество других сочинений для
хора. Многие из них получили в своё время широкую популярность в быту.
Бортнянский обладал более мягким лирическим дарованием, нежели его старший
современник Березовский. В его музыке часто слышатся чувствительные романсные
интонации и отзвуки родной ему украинской песни (Бортнянский и Березовский были
по происхождению украинцами). Скорбные элегические тона преобладают и в одном
из лучших его концертов — № 24.
Херувимская песнь №
7, проникнутая
светлым, возвышенно-созерцательным настроением, характеризует другую сторону
творчества Бортнянского. Музыка этого произведения впечатляет своей безмятежной
ясностью, гармонической красотой и стройностью звучания. Туманные мистические
образы текста воплощены композитором в очень простой, доходчивой музыкальной
форме, и песнопение воспринимается как глубоко интимная, затаённая мечта о
счастье, душевном мире и покое.
А р т е м и й Л у к ь я н о в и ч В е д е л ь (1767—1806) —
уроженец Киева, некоторое время работал в Москве руководителем церковного хора,
но затем вернулся в свой родной город. Обладая беспокойной ищущей натурой, он
поступил послушником в Киево-Печерскую лавру, затем бежал оттуда и стал
бродяжничать, был задержан и только в конце жизни освобождён из заключения.
Произведения Веделя не были изданы и сохранились только в рукописи. Среди них —
несколько хоровых концертов, пользовавшихся широкой популярностью на Украине. В
музыке их ярко выражен национальный характер, а нередко встречаются и прямые
аналогии с украинскими народными песнями. Особенно выразительно Ведель воплощал
настроения скорбной меланхолии, печали и одиночества. Характерным образцом его
творчества является концерт «Доколе, Господи, забудеши мя», в котором выдерется средняя часть с свободным
импровизационным складом мелодии, напоминающим патетические речитации
украинских кобзарей.
Ю. КЕЛДЫШ
* * *
Республиканская
академическая русская хоровая капелла
— один из старейших советских коллективов. В 1919 году декретом Народного
Комиссариата Просвещения был создан Первый государственный хор, переименованный
позже в хор имени Глинки, а в 1942 году получивший название Республиканской
русской хоровой капеллы. Её руководителями последовательно были А. С. Степанов,
А. В. Преображенский, К. М. Лебедев. С 1958 года художественным руководителем и
главным дирижёром капеллы стал Александр Александрович Юрлов (род. в 1927 году)
— воспитанник Московской консерватории, ученик профессора А. В. Свешникова,
заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист Чечено-Ингушской АССР,
лауреат Государственной премии (1967 г.). В значительной степени благодаря его
энергии, эрудиции, творческой смелости, капелла завоевала широкую известность,
как у себя на родине, так и за рубежом. В 1966 г. капелле присвоено звание
«академической».
Художественные
достоинства хора — чистота и уравновешенность звучания групп, гибкость и подвижность,
умение в равной степени донести до слушателей музыку и слово, а значит, суть и
смысл исполняемого, широкий стилистический диапазон... Но, пожалуй, едва ли не
главное качество коллектива — постоянная устремлённость вперёд, неустанный
творческий поиск.
Большой
вклад внесла капелла в пропаганду советской хоровой музыки. При участии этого
коллектива состоялись премьеры большинства не только хоровых, но и крупнейших
вокально-симфонических сочинений последних лет («Курские песни» Г. Свиридова,
13-я симфония Шостаковича и другие).
Центральное
место в репертуаре капеллы занимают произведения С. Прокофьева, Д. Шостаковича,
Г. Свиридова, В. Шебалина и многих других советских авторов.
Юрлову
принадлежит честь возрождения на нашей концертной эстраде ряда незаслуженно
забытых произведений, в том числе кантаты С. Прокофьева «К 20-летию Октября»,
хоров А. Давиденко и др.
В
исполнении капеллы зазвучали также многие произведения старинной русской
хоровой музыки, превосходные сочинения Бортнянского, Березовского, Фомина,
Пашкевича и других композиторов доглинкинской поры. Юрловский хор открыл эти
сокровища русской культуры зарубежным слушателям во время выступлений на
фестивале старинной музыки в Быдгоще (Польша) и гастролей в Западном Берлине.
Концертные программы хора постоянно обновляются за счёт лучших произведении
русской и зарубежной классики.
1.Evgen Chekmarev (Chek) (05 Сентября 12 01:00)
[Материал]
Это дубль в новости http://intoclassics.net/news/2010-11-08-1499 альбом выложен полностью ссылки на лослесс-аре вполне рабочие. Стоило ли создавать новый пост, к тому же, только с частью записей в лослесс?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".