Материал восстановлен Бывший материал участника Oleg (legoru)
Ууно Kлами (1900-1961) - один из самых успешных и оригинальных оркестровых композиторов в истории финской музыки. Его учителями были Эркки Мелартин и Морис Равель. Выросший в космополитической антиромантическоий среде, тяготея к французскому/русскому модернизму и экзотике, иконоборческий юморист, в 30е годы он пересмотрел свои взгляды, создав свежий национальный музыкальный язык, который с оговорками можно назвать финским импрессионизмом. Как оркестровый виртуоз он не имеет аналогов в Финляндии. В 1953 году аудитория Хельсинкского филармонического оркестра назначила Kлами своим любимым финским композитором после Сибелиуса. В 1994 году опрос Финского радио показал, что Kлами (опять же после Сибелиуса), наиболее часто желаемый гость концертных программ. Он совершил прорыв в финской музыке в то время, когда Маэстро Ярвенпяя, тогда, конечно уже всемирно известный, просто перестал сочинять новые работы.
Идею написания "Черемисской Фантазии" для виолончели с оркестром на народные мелодии из Черемисы (ныне известной как Мари), композитору подал в 1930м году ислледователь финно-угорской народной музыки, профессор искусствоведения Хельсинского университета А.Вайсанен. Это одна из признанных жемчужин виолончельного репертуара в Финляндии. Нежные полные волшебного очарования пентатонные фольклорные мелодии древнего финского народа с берегов Волги, Клами трактует в духе примитивизма начала 20го века, образчиком которого являются русские балеты Стравинского, сочинениями которого финн восхищался.
Инициатором создания одного из самых известных сочинений Клами - сюиты "Калевала" стал, как не странно, Роберт Каянус - друг и сподвижник Сибелиуса, который был в то время главным дирижёром Хельсинского филармонического оркестра. Каянус признал в Клами сильнейшегого оркестрового композитора и предложил ему написать композицию на основе финского национального эпоса. Идея была в том, чтобы современная музыка одержала победу "на старом поле славы ", как объяснил он. Найти подход к "Калевале", отличный от "царственного Сибелиуса" оказалось для композитора непростой задачей. Сначала она мыслилась им как оратория, потом как театральная постановка с рассказчиком и кордебалетом аж в 18 картинах. Премьера сюиты состоялась в 1933 году, первая версия включала скерцо Lemminkaisen seikkailut Saaressa (Приключения Лемминкяйнена на острове Саари), в котором Клами откровенно издевался над романтической традицией, как истинный бунтарь, сформировавшийся в Париже 20х годов. Спустя годы, когда мир изменился и Клами вернулся домой с войны в феврале 1942 года он начал переделывать сюиту, заменив издевательскую часть новой - Terhenniemi - более светлой и лёгкой. Премьера окончательной версии состоялась в 1943 году с большим успехом. Если Сибелиус обращался к миру Калевалы, изображая портреты её героев, то сюита Клами - оркестровая фреска, где изначальная пустота хаоса эволюционирует в празднование сотворения мира, цветение весны (2я часть); скерцо (Terhenniemi) рисует блаженство солнечного лета, лишь в 4й части появляется герои Калевалы, но и то лишь опосредованно в виде Колыбельной, которую мать поёт Лемминкяйнену. Финал сюиты - живописный момент ковки Сампо - волшебной мельницы, источника изобилия и счастья. Фантазия "Северное сияние" - одна из из первых оркестровых работ Клами послевоенного времени. В то время, как многие композиторы повернули к Шёнбергу он продолжал идти своим путём, продолжая развивать оркестровый стиль, который он унаследовал от Берлиоза, Шабрие, Римского-Корсакова, Дебюсси, Равеля и Стравинского. Многие критики после премьеры "Сияния" в 1948 году пробовали ставить вопрос о взаимосвязи между названием и музыкой. В отзывах сквозило разочарование не слишком наглядной изобразительностью природного явления. Клами сказал в интервью, что он считает что, "это его лучшая работа", и добавил: "Северное сияние может быть гораздо большим, чем поверхностная игра света в небе. Оно может быть просто выражением бесконечного одиночества человеческого духа ".
Uuno Klami - Northern Lights, Cheremissian Fantasy & Kalevala Suite John Storgards, Helsinki Philharmonic Orchestra, Samuli Peltonen http://s019.radikal.ru/i638/1205/cb/55168da172d3.jpg
Ууно Клами (1900-1961)
Aurora Borealis. Северное сияние, фантазия для оркестра, соч.38 (1946) 18'49 Черемисская фантазия, для виолончели с оркестром, соч.19 (1931) 13'27 I. Lento, molto tranquillo 6’59 II. Presto con bravura 6’28
Калевала, сюита, пять симфонических поэм для оркестра, соч.23 (1943) 32'56 I. Сотворение Земли 7'16 II. Весеннее цветение 5'09 III. Танец дриад (Terhenniemi) 7'06 IV. Колыбельная для Лемминкяйнена 5'49 V. Ковка Сампо 7'25
Хельсинкский филармонический оркестр Йон Сторгордс, дирижер Самули Пелтонен, виолончель flac с буклетом
Статья Елены Tyrvainen "История успеха человека, который подделал печати Сампо"
(К 100-летию Ууно Kлаами, "Воскресного ребёнка" финской музыки)
http://www.fmq.fi/index.php?option=com_content&view=article&id=96&Itemid=111
Пожалуйста! Клами как раз ученик Мелартина, который ему интерес к французской музыке привил. Потом в 20м в Париж уехал - учиться у Равеля, Ф.Шмитта, был потрясён музыкой Стравинского, Cкифской сюитой Прокофьева итп Очень красивая Черемисская фантазия
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".