Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 09:47
Главная страница » 2013»Май»2 » Родион Щедрин - Концерты для оркестра 1-5: "Озорные частушки", "Звоны", "Цирки", "Хороводы", "4 русские песни". Концерты и оркестровые пьесы
Родион Щедрин - Концерты для оркестра 1-5: "Озорные частушки", "Звоны", "Цирки", "Хороводы", "4 русские песни". Концерты и оркестровые пьесы
В пяти концертах для оркестра наиболее ярко выдержан национальный русский стиль композитора, истоки которого и народная музыка, и традиция Стравинского, его "Весны священной" (множественность попевок, терпкость гармонии, энергия ритма), и опыт самого Щедрина. Новаторские черты проступают и в общем колорите оркестра, включающем "народную стереофонию", и в способах игры на инструментах. Классический симфонический оркестр обновлен опорой на редкие разновидности духовых: блокфлейта, кларнет-пикколо, труба-пикколо (им поручаются важные соло), а среди ударных — и русские деревянные ложки, и набор бубенцов русской тройки, и подбор инструментов, могущих создать эффект звонов. По существу, своими концертами Щедрин создал специфический жанр: в отличие от единственного циклического Концерта для оркестра Бартока, его концерты одночастны и программны. Такой коллекции, как "Частушки", "Звоны", "Цирки", "Хороводы", "Русские песни" больше нет ни у кого. Концерты для оркестра практически заменили ему типичные симфонии, с их предписанной смысловой назидательностью и тяжелым грузом хрестоматийных форм. При этом по уровню виртуозно-технической трудности они посильны только для первоклассных оркестров (концерты и задумывалась с отчетливо выраженной виртуозной концертной направленностью для каждого инструменталиста, для каждой группы оркестра). Эти оркестровые композиции Щедрина отличаются от классических совершенно иными смысловыми прототипами и тяготеют, как правило, к цепной, сквозной последовательности с введением огромного количества тематического материала, на который Щедрин здесь невероятно щедр. Плотность тематизма на единицу формы у него, подобно Стравинскому, в 3-4-5 раз больше среднеклассической нормы. В то же время любая форма просвечена эстетически и прослушана с позиции слушателя, которого именно здесь он не любит угнетать неясностью.
В 1м концерте основой служит частушка - форма русской деревенской вокальной импровизации, в которой есть юмор, ирония, едкая сатира на существующие порядки, персоналии. Слово "озорные" употребляется здесь в значении "ругательные" ("матерные"). 2й концерт по отношению к традиции русской музыки явился энциклопедией русских звонов, с применением самой натуральной русской звонницы — набора разновысотных колоколов и элементов старинного русского безлинейного нотного письма — так называемых "крюков" знаменного распева. "Звоны" сонорны и, одновременно, скрыто сюжетны. Примечателен поиск в сонорике средств катастрофического звучания, соответствующего апокалиптическим умонастроениям эпохи XX века. В 3м концерте, как пишет Щедрин, он "попытался тронуть музыкальной кистью давно ушедшую и теперь уже почти забытую сторону российской провинциальной жизни", связанную с цирком - "слушатель, сможет, надеюсь, разобрать в музыкальном повествовании и приближение циркового каравана, и фанфары зазывал, и сольные вариации канатоходки и жонглера, а затем — чуть пародийное квази-балетное Grand Adagio и следующую за ним Коду с парад-алле всех действующих лиц, и, наконец, вновь фанфары и отьезд цирковой процессии из города". В 4м концерте "Хороводы", написанном для Японии, движется, действительно, целый хоровод разноликих тем. Во всех пяти разделах так или иначе проводится оживленная наигрышная тема, выполняющая функцию рефрена. В японский интерьер Щедрин ввел здесь произведение настолько традиционно русское, насколько это вообще возможно в конце XX века, и при этом полное задора и энергии в применении различных современных новшеств. Начало — одновременно и народно, и авангардно, и западно, и восточно. Композитор использует забытый тембр блокфлейты (барочное Flauto dolce) с его "тростниковым" звуком, на фоне нетемперированных глиссандо флейтовых мундштуков, напоминающих восточную тонкость звука, в сочетании с изысканным звукоизвлечением у струнных. Следующие разделы построены в виде вариаций с активным развитием исходных тем - от игровых песен и страданий к ритмам пляса. 5й концерт имеет простой авторский сюжет: "старинная русская тройка неторопливо движется по просторам России. Сидящий в ней путешественник слышит древнюю былину слепца с поводырем, переборы балалайки, пение цыган с гитарами, величальный обряд, сопровождаемый отзвуками старинного пасхального русского колокольного перезвона". В концерте использованы 4 русские песни намеренно разных жанров: былина ("Что не белая береза к земле клонится"), игровая ("Как за речкою"), плясовая ("Две гитары"), обрядовая-величальная ("Слава Богу на небе, царю нашему на земле"). Все четыре песни сливаются к концу пьесы в единую многослойную звучность. "Хрустальные гусли" для оркестра (1994) Щедрин написал для Тору Такемицу. Автор поясняет, - сочинение навеяно мотивами русских народных сказок о волшебных хрустальных гуслях, звучавших лишь в руках хороших, добрых людей. В "Гуслях" многократно использован прием игры флажолетами - от струнных и арфы до флажолетов у деревянных духовых. Надо быть Щедриным, чтобы такое суперимпрессионистическое, тихое и почти сонорное произведение (единственный аккорд, исполняемый приёмом пиццикато Бартока, кажется взрывом), связать с русской тематикой. Гусли - еще один элемент русской культуры, открытый композитором для своего творчества.
Родион Щедрин (р.1932) Концерт для оркестра № 1 "Озорные частушки" (1963) (8:18) Концерт для оркестра № 2 "Звоны"(1968) (9:40) Концерт для оркестра № 3 "Старинная музыка российских провинциальных цирков" (1989) (24:15)
ГАСО СССР, Евгений Светланов (1,2)
Филармонический оркестр BBC, Василий Синайский (3)
http://files.mail.ru/NXSKOE flac-потреково
Концерт для оркестра № 4 "Хороводы" (1989) (28:06) Концерт для оркестра № 5 "Четыре русские песни" (1997) (21:34) "Хрустальные гусли" для симфонического оркестра (1994) (8:34)
С начала 90-х годов в концертном жанре Щедрин ставит во главу иные принципы. При создании Концерта для трубы перед Щедриным в качестве классики представала прокофьевская 'Классическая симфония'. Одновременно концерт рассчитан на труднейшие технические возможности, которыми обладают современный инструмент и исполнитель. Легкие неклассические элементы, которыми украшает автор трубный опус, — это звучание бубенцов русской тройки и использование джазовых приемов. В конце 90х на волне неоромантизма Щедрин создал триаду концертов для солирующих струнных — виолончели, скрипки и альта, объединенных лиричностью, медленностью, погружением во внутренний мир, с располагающими к этому характеру названиями — Sotto voce concerto. Concerto cantabile. Concerto dolce (вполголоса, певуче сладко). Концертная притча начала 2000х для виолончели со струнным оркестром и литаврами "Parabola concertante" — по сути, Второй виолончельный концерт Щедрина, написанный для Ростроповича. Первоначально он имел романтическое название "Очарованный странник", что связывает его с одноимённой оперой. Двойной концерт Concerto parlando 2004го года для солирующей скрипки и трубы в сопровождении струнного оркестра продолжает серию программных концертов Щедрина. Три части этого концерта разыгрываются как три сцены-диалога (parlando в переводе с итальянского – означает говорком, приговаривая), где тембры-персонажи то мирно беседуют, то бурно выясняют отношения.
В 2001 году композитор создал оркестровую сюиту "Лолита-серенада" в шести частях на основе симфонических фрагментов ранее написанной оперы (преобладающая в "Лолите" медленность музыкального темпа адресует к вагнеровскому "Тристану", а внутрення напряжённость - к А.Бергу) и "Диалоги с Шостаковичем". В последней вещи нет цитат, диалог с великим предшественником проявляется в драматической конфликтности, и в жанровых истоках музыкального материала (отголоски агрессивных маршей, отстраненная вальсообразность, механическая марионеточная музыка), и в самом звучании оркестра, ориентированного на тембровые сочетания, характерные для Шостаковича, наконец, в постоянном сопоставлении монограмм DSCH и SHCHED. Пьеса для шести виолончелей и оркестра "На посошок", посвящённая Мстиславу Ростроповичу была написана в год его смерти. Жанр следующей своей пьесы - "Гейлигенштадтское завещание Бетховена" сам Щедрин определил как "симфонический фрагмент для оркестра" и признался, что создание этого сочинения инициировал знаменитый дирижер Марис Янсонс. Как известно, Бетховен в 1802 году пережил жесткий душевный кризис, связанный с возраставшей глухотой и решил покончить жизнь самоубийством. Но ему удалось "схватить судьбу за глотку", продолжать жить и сочинять. Обо всех своих мыслях и переживаниях, решении уйти из жизни и своеобразном завещании и написал Бетховен в письме, которое не стал отправлять. Фортепианный терцет "Parade alla russe", сочинённый для французских музыкантов, навеян творчеством Игоря Стравинского и Эрика Сати. Первая часть - Завтрак на траве — тихая, неторопливая акварель, вторая - намеренно перекличкается с цирковыми образами.
Добавлено
Концерты для трубы, виолончели, скрипки, альта, гобоя
Концерт для трубы с оркестром (1993) Jouko Harjanne, Finnish RSO, Jukka-Pekka Saraste Концерт для виолончели с оркестром "Sotto voce" (1994) Ylonen, Helsinki PO, Mustonen Концерт для скрипки и струнного оркестра "Concerto cantabile" (1997) Максим Венгеров, скрипка, Лондонский СО, М.Ростропович, дирижёр Концерт для альта и струнного окрестра с арфой "Concerto dolce" (1997) Ю. Башмет, альт / БСО, В.Федосеев Концерт для виолончели соло, струнного оркестра и литавр "Parabola Concertanto" ("Притча") (2001) Давид Герингас, виолончель Концерт для скрипки, трубы и струнного окрестра "Concerto parlando" (2004) Илья Грингольц, скрипка / Давид Герье, труба / Оркестр фестиваля в Вербье, Г.Такач-Надь Концерт для гобоя с оркестром (2009) Алексей Огринчук, Royal Concertgebouw, Susanna Malkki.
http://files.mail.ru/MY87K3
Лолита-серенада. Симфонические фрагменты из оперы "Лолита" (2001) (29:52) Диалоги с Шостаковичем. Симфонические этюды для оркестра (2001) (15:52) На посошок. Посвящение Мстиславу Ростроповичу (2007) (5:25) Гейлигенштадтское завещание Бетховена. Симфонический фрагмент для оркестра (2008) (14:37)
Симфонический оркестр Баварского радио / Royal Concertgebouw, Mарис Янсонс
http://files.mail.ru/3VR8C4 Фортепианный терцет "Parade alla russe" для ф-но, скр и влч. (1995) Дмитрий Ситковецкий, Давид Герингас, Яша Немцов http://files.mail.ru/BM0VDC
Пожалуйста! 4й концерт и Гусли рекомендую поклонникам Тору Такемицу Тоже впервые услышал, как и 5й. Первый диск со Светлановым и Синайским - компилятивный. Мп3 из суслика, по-моему записи с концертов. Для ознакомления, но мне стиль 90-00х меньше понравился, много немецкого
Ну да, Лютославский был уже его последователем. Тут главное - плотность и яркость тематизма. И, вообще, я после прослушивания трёх десятков сочинений убедился, что Щедрин - гениальный аранжировщик Без шуток) Если, серьёзно - добавленные концерты меньше впечатлили. Может у кого-то будет другое мнение
А кусочек последнего по счёту концерта Щедрина - Двойного концерта "Романтическое приношение" (Romantic offering) для фортепиано, виолончели и оркестра (2010) можно послушать на ютюбе
Вы правы,Олег. Щедрин замечательный,но не аранжировщик, а я бы сказал стилизатор. Поэтому его концерты для оркестра как правило очень яркая музыка,поскольку по сути это музыка не его самого. А что касается его концертов,то скажем его Пятый фортепианный Мацуев играл с нами сразу после его московской премьеры и лично меня мучил всего один вопрос - зачем это вообще написано? После мы как-то играли в одном концерте его Третий и Второй. Публика уходила толпой и если честно,я не был занят в исполнении этих концертов и слушая поймал себя на мысли, что это невыносимо скучно. Правда пианистка какая-то была совсем уж никакая,но дело не только в ней.
Ну, и то и другое. Просто, когда он пытается писать своё, то обычно выходит что-то в духе 'общих мест'. Мне так показалось. 90 процентов прослушанных сочинений - голый профессионализм. Вот взять хотя бы балет. Уж на что я поклонник балета как музыки, но у него после "Конька" просто слушать нечего. Что "Чайка", что "Собачка", что внучка, что жучка - на полтора часа одна более-менее интересная тема
Даже два (второй - двойной, с трубой). А первый для Венгерова написан По-моему здесь ещё с Ростроповичем и Лондонскими оркестром запись http://pixhost.me/avaxhome/86/6c/000b6c86.jpeg
Первые три концерта - не редкость, у нас выкладывали. На торрентс.ру лосслесс есть. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3634801 А 4й и 6й, вроде и не записывали, я не встречал
Музыку цирков слушаю - не оторвешься,уже 3й раз пошел Только при чем здесь провинциальные цирки? Совершенно непонятное название,усмешка композитора... Спасибо вам,Олег.
Почитайте, Игорь, книжку Холоповой, там в конце аннотации Щедрина ко многим сочинениям, и к Циркам в том числе. Вещь ироническая, в духе 'Мавры' Стравинского
"В российской жизни XIX века цирк играл значительную роль. Вся русская литература, живопись того времени пестрят поэтичными, драматическими, сентиментальными коллизиями, «приездами» и «отъездами» бродячих цирков в маленьких российских городах. Переодеваниями, разбитыми сердцами девиц, влюбчивыми атлетами, жуликоватыми клоунами, ревнивыми мужьями — со слезами, смехом, выстрелами, аплодисментами, фейерверками и пр. и пр. Так и я — намеком, конечно — попытался тронуть музыкальной кистью эту сторону давно ушедшей и теперь уже почти забытой российской провинциальной жизни....и тп"
Про 90 процентов музыки Щедрина.Редко что интересно. Чаще именно стилизации ему удаются. Хотя и от них уже тошнит - всё время переделки чужой музыки, либо эдакий русский лубок. И вправду - Салтыков-Плисецкий.
Мне,если честно,ничего из 90х не понравилось... Огромный контраст с Цирками,Фотографиями,Кармен,2й симфонией( http://intoclassics.net/news/2009-06-15-6630 ) - вот это прекраснейше
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".