Доменико Альберти - один из тех композиторов, имя которых знают все, но их музыку при этом не знает никто. Любому пианисту ведомо об "альбертиевых басах", без которых невозможно себе представить сочинения венских классиков - Гайдна, Моцарта, Бетховена... Однако первую в мире запись сонат Альберти (в которых и были разработаны эти "басы") осуществили лишь в 2010 году!
Альберти умер в 1746 г., когда ему было немногим более тридцати лет. А историческая публикация его сонат состоялась лишь через два года после смерти, в 1748 г. Слушаешь эту музыку - и не веришь, что её автор - современник Баха, умерший за целое десятилетие до рождения Моцарта...
1. Sonata in G major, Op. 1, No. 1 I. Andante (5:24)
2. Sonata in G major, Op. 1, No. 1 II. Andante (2:13)
3. Sonata in F major, Op. 1, No. 2 I. Allegro moderato (5:35)
4. Sonata in F major, Op. 1, No. 2 II. Allegro assai (4:01)
5. Sonata in C major, Op. 1, No. 3 I. Allegro ma non tanto (4:33)
6. Sonata in C major, Op. 1, No. 3 II. Minuetto (2:14)
7. Sonata in G minor, Op. 1, No. 4 I. Allegro (3:46)
8. Sonata in G minor, Op. 1, No. 4 II. Giga Presto (2:31)
9. Sonata in A major, Op. 1, No. 5 I. Andante moderato (4:21)
10. Sonata in A major, Op. 1, No. 5 II. Allegro (4:07)
11. Sonata in G major, Op. 1, No. 6 I. Allegro moderato (3:28)
12. Sonata in G major, Op. 1, No. 6 II. Allegro (1:50)
13. Sonata in F major, Op. 1, No. 7 I. Allegro (3:57)
14. Sonata in F major, Op. 1, No. 7 II. Tempo di minuetto (5:39)
15. Sonata in G major, Op. 1, No. 8 I. Allegro (6:18)
16. Sonata in G major, Op. 1, No. 8 II. Presto assai (4:28)
Да, товарищи. Если бы вы знали, как мне сейчас обидно за Баха! За Генделя. За Скарлати. И выообще - за всю мировую музыкальную общественность. Всех обошёл, всех переплюнул, всех (простите) уделал какой-то безвестный гений - этот самый безвестный гражданин Альберти! Своими басами. Как же так! ... Не-спра-вед-ли-во, товарищи. Не-спра-вед-ли-во!
А вот интересно. У Дюфли эти басы тоже имеются. У нас тут не так давно где-то на форуме ролик с этой самой пьесой Дюфли "Ланца" на клавесине в дамском исполнении выкладывали. Неужели Дюфли тоже опаздал, товарищи? .... Ээээх... А я то так надеялась!... Что творится, товарищи! Что творится!
А может и не было никакого Альберти? А на самом деле товарищ Иван Семенович Ручьев тайно постарался, а чтобы никто из потомков не догадался, опубликовал сей труд под псевдонимом Альберти!!!!
Пришлось порыться в нотах. Да. действительно. Жак Дюфли жил, оказывается, намного позже, чем я думала. С 1715 по 1789 год. А мне почему-то казалось, что он жил явно до Моцарта. Т. е. до 1756 года. Так непритязательна, проста, но красиво чувственна его музыка. Значит, и он не первый. Эээх!.. Ну, Альберти, погоди!..
Что вы, что вы!.. Ещё переоценять нечего. Стыдно призанться, но ведь ещё никто по-настоящему не исполнил 22-й концерт, особенно вторую часть его. Какое уж тут переоценение! Переоценнеие ещё только впереди, товарищ Микель! В перёд! В будущееЁ К Моцарту!
Вы правы, понятным в Моцарте кажется только первый самый поверхностный уровень восприятия, а если посмотреть чуть глубже...
Но все-таки этот эффект кажущейся "понятности" присутствует. Лично мне больше нравится слушать музыку, которую до этого никогда не слушал. При этом вырабатывается больше Эндорфинов. А 22-й к-т уже 30 лет не слушал. Очень уж нежная и мягкая музыка. Нет в ней ни злости, ни агрессии. (по крайне мере мне так показалось). Не, я такую музыку не люблю. Вот, то ли дело 20-й и 24-й, а ещё лучше к-ты Мендельсона.
Ну, вот. Я ж говорю: не исполнил 22-й концерт никто ещё по-настоящему. А вы не играете? А то можно же по нотам. Получается очень, очень грубо так ликующий концерт в первой части. Даже отвязно так слегка ликующий. Валторны с литаврами там так и слышатся, когда клавирное переложение играешь. Вообще, большой, яркий, динамичный оркестр должен это играть. Без зажимов и оглядок на то, что это какой-то там "культурный" моцарт. Вот тогда это и зазвучит, как надо. Как Бетховена 5-й концерт надо это играть всё. Смело так. не боясь нисколько ни грубости, ни силы, ни свободного излияния чувств. А во второй части надо передавать такую широкую картину меланхолии, будто этот сам Наполеон в предверии всех своих грядущих поражений после грядущих же побед пригорюнился, потому что посетило его минутное прозрение и предчуствие судьбы своей. Там должно быть кроме всего прочего много мужественной силы. Форте там должно быть фортем, а не меццо затушёванным. Там не тонкая лирика, выраженная тихими, скромными средствами. Там тонкая лирика, выраженная широкими, великими мазками. Т. е. там супер как открытый канал всему миру, соитие с ним в тотальной меланхолии должно место иметь. А все играют тяп-ляп - очень зауженно, затушёванно - так, словно личные мелкие чувства с мелкими же личными настроениями передают. А там должен титан страдать. Мировой титан. Мировой, а не просто титан как титан для себя или сам по себе. Вот так примерно. И Финал ликовать также должен. Это, как будто, Наполеон сказал сам себе: "Да брось ты ерундой маяться уже. Всё будет нормально. Вперёд!" Вот, кажется, Леонард Берстайн вполне вот так открыто миру, свободно и ясно напористо вперёд смог бы сыграть этот концерт оркестром своим. Солист - не знаю, кто смог бы быть при этом с ним. Что-то никто на ум не приходит. Что-то, вроде, не было ещё таких солистов-наполеонов. Может, Березовскому предложить попробовать, разве что?..
Вообще, концерт очень индивидуальный, на другие не похожий. На 23-й нисколечки даже. Антипод почти что 23-му. 23-й - это уже, действительно, музыка человека более слабого или ослабевшего. А 22-й - это как будто Моцарту времено транкливизатор ввели какой-то. Томатного соку два стакана выпить дали. Вот он и набух, и распустился после, на время всеми цветами радуги - от прилива свежих витаминов к голове и органам. Испытал прилив жизнелюбия. И как ярко на этом приливе жизнелюбия проявилась типичнейшая его меланхолия! Не обычная меланхолия, а меланхолия с двумя стаканами радостоного томатного соку в животе. Это уже совсем другая немножечко меланхолия. Не такая, как обычная - при упадке сил которая. Совсем другая. Особенная. Ядрённая такая. Животрепещущая. Прям, как меланхолия Баха, ВНУШАЮЩАЯ такая. Сильная меланхолия, одним словом. Яркая такая. Глубокий катарсис внушающая, в общем. Драматичная, в общем. Но что-то никто из исполнителей не передал нам этого такого вот ощущения ещё. Ни дирижёр, ни оркестр, ни пианист. Никто ни вместе, ни поотдельности.
Эх, патент бы на басы! Все концерты + бисы... Пусть пол-такта или такт... Вновь патент нарушен! Факт! Иск вкатить не очень крупный, Нарушали чтоб и впредь. Так копейка, за копейкой Превратится в СУММУ медь.
I didn't knew Alberti's music (yet), but after listening to Paradisi and Platti recorded by Ravizza I could only expect an interesting album! Indeed, this is another great CD with music for harpsichord "a la maniera italiana" Will we have the chance to see Pescetti/Ravizza CD posted here, one of these days?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".