В честь праздника - оцифровка редкого винилового диска. Сюиты Генделя (включая знаменитую Пассакалию) играет Русудан Хунцария.
ХУНЦАРИЯ Русудан Владимировна (р. 24. VII 1949)
В 1964 году Г. Г. Нейгауз вместе со своими учениками побывал в
Тбилиси. Там, в столице Грузии, выдающемуся педагогу представили юную
поросль талантливых грузинских пианистов. Среди них была и Русудан
Хунцария, поразившая профессора своими великолепными виртуозными
данными. А несколько лет спустя способная пианистка начала занятия в
Московской консерватории у С. Г. Нейгауза. Затем она училась в классе Я.
И. Зака и после окончания в 1973 году консерватории у него же
совершенствовалась в ассистентуре-стажировке. Третья премия
лиссабонского конкурса, завоеванная в 1975 году, открыла пианистке путь
на концертную эстраду. Надо сказать, что к этому времени Хунцария
накопила весьма обширный репертуар, в котором, в частности, представлены
и произведения современных грузинских авторов - А. Мачавариани, О.
Тактакишвили и других.
В рецензиях на концертные выступления пианистки неоднократно
подчеркивался лирико-драматический склад ее артистического дарования.
Лучшие качества ее таланта проявляются в шопеновских монографиях, в
интерпретации сочинений Скрябина и Прокофьева, Рахманинова и Дебюсси.
Вместе с тем Хунцария систематически включает в свои программы музыку
композиторов XX века -И. Стравинского, Ф. Пуленка, Д. Шостаковича, Р.
Щедрина. Осенью 1980 года она с большим успехом возродила на эстраде
забытый фортепианный концерт А. Мосолова, требующий от исполнителя
незаурядной виртуозности и темперамента. "Она удивительно элегантна за
роялем,- говорил В, Крайнев.- Пожалуй, все ее искусство пронизано этой
элегантностью, а она всегда привлекает в исполнителе и неразрывно
связана с его мастерством... Сегодня Русудан - пианистка уже
сложившаяся, со своим творческим почерком, стилем, манерой. Я хочу
сказать еще и о большой свободе ее пианизма, о мягкости манеры, тонкости
нюансировки. Очень ей близки композиторы романтического склада - Шопен,
Шуман... Удаются ей и бетховенские сонаты, и Скрябин, и Прокофьев".
Добавим, что за последние годы артистка зарекомендовала себя убежденной
пропагандисткой русской музыки начала XX века, и в частности многих
фортепианных сочинений и камерных ансамблей Н. Рославца и А. Мосолова.
Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва,
"Советский композитор", 1990 г.
О нынешней нелёгкой судьбе пианистки можно почитать тут: http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3639.0
По случаю, хочу опять спросить. Не знает ли кто, откуда взялась лирическая серединка в Пассакалии, она часто звучит в инструментальном переложении, но ее нет в оригинале? За пластинку спасибо!
Уважаемый Денис, огромная благодарность за эту выкладку! Превосходное исполнение. Получил большое удовольствие от прослушивания. Складирую в свои закрома (ибо уже не купишь) и рекомендую послушать всем! Большой талант, высокая культура игры, блестящее образование (школа Нейгауза и Зака, не хухры-мухры) - и вот, теперь даёт частные уроки в Тбилиси, ухаживает за бездомными собками, живёт в скудных условиях... Судьба такая - видимо, добровольная. Это не жалость, но констатация - уж как есть. Но это уже давние сведения. Было бы интересно узнать, как Русудан Владимировна живёт сейчас.
----------------------------
Интересно мнение админа упомянутого Денисом сайта с информацией о Р.Хунцария (на уровне информации и безотносительно его других суждений): "я хочу отметить, что в 60-70-80-е годы ХХ века советский пианизм вступил в завершающую фазу своего "золотого" цветения, начало которого я отношу к середине 30-х, когда ещё были в силе ведущие пианисты предшествующей эпохи, но уже появились выдающиеся молодые исполнительские имена. Русудан Хунцария в этом (!) смысле не может быть признана каким-то уникальным явлением, потому что она идеально вписывается в контекст той эпохи. Это уже сегодня, когда эпоха ушла, а от неё остались не слишком многочисленные записи, мы можем оценить УРОВЕНЬ тогдашнего музицирования и прийти к выводу, что самые "обычные" – по тем временам – исполнения на поверку оказались выдающимися интерпретаторскими достижениями, хотя сами исполнители (к примеру, С.Г.Нейгауз, Лазарь Берман, Дмитрий Алексеев, Борис Петров, Дмитрий Башкиров, Александр Слободяник, Григорий Соколов, Евгений Малинин, Владимир Крайнев, Николай Петров, Русудан Хунцария и др., и др. <...> судя по всему, не считали себя ТОГДА "первыми" и даже "первыми среди равных" ! По крайней мере, они не выказывали подобных амбиций ! В те времена подобные попытки вызвали бы у их коллег и у представителей критики и наиболее продвинутой части широкой публики лишь снисходительно-понимающую ироническую улыбку !Все вышеперечисленные (и многие, многие другие) музыканты просто-напросто вполне органично существовали в тогдашней музыкальной среде, по-видимому, воспринимая её как нечто само собой разумеющееся и чуть ли не вечное и бессмертное. Общий художественный уровень был столь значителен, каждое конкретное достижение столь убедительно, что не требовалось каких-то специальных "высоких слов", чтобы отразить этот факт. Увы, ничто не вечно под Луной ! Эпоха закончилась, и теперь мы КАЖДОГО из этих артистов воспринимаем в его индивидуальном значении, позабыв о той мощной почве, на которой все эти артисты родились, произросли и на которую всегда опирались – и опираются до сих пор. А ведь забывать об этом НЕЛЬЗЯ ! Иначе не понять, откуда появилась такая мощная поросль русской ф-п школы, откуда взялось столько индивидуальностей, имеющих, тем не менее, общие корни, вполне отчётливо ощущаемые в их игре, зафиксированной фонограммами в те годы. Вот и Р.Хунцария, будучи яркой индивидуальностью, не вызывала, однако, в те годы какого-то особого ажиотажа, хотя, когда мы слушаем её записи сегодня, особенно же записи музыки романтиков, отдаём себе отчёт в том, какой мощный базис имеет это искусство ! Такие индивидуальности не могли родиться на пустом месте, "как нежные фиалки на залитом солнцем поле" ! Чтобы достичь такого уровня музыкального понимания, нужно было вырасти в определённой среде и пройти все ступени развития в её недрах ! Теперь этой среды не существует, как не существовало её и ДО той эпохи: это время – эти полвека, 30-80-е годы ХХ века – навсегда останутся уникальной и неповторимой эпохой русского и мирового пианизма, почти каждый представитель которой, даже не слишком выдающийся на общем фоне игры своих коллег, ныне представляет собой нечто невероятное и недосягаемое.".
Я всё-таки не стал бы столь пессимистически говорить о современных российских пианистах (есть и среди них неиспорченные таланты) - но определённая школа и аура, присущая той эпохе, всё же действительно сквозит в записях музыкантов тех лет - будь они более или менее известными. Русудан Хунцария, Владимир Бакк, Александр Иохелес или Александр Александров не были столь известны, как, скажем, Эмиль Гилельс (и это только Москва. А Киев? Одесса? Минск? Свердловск, ныне и прежде Екатеринбург? Новосибирск? Другие города? Ведь везде были свои корифеи). И что с того? Хуже они не были - они были другими, каждый по своему. Просто так уж сложилось, что они стали менее известными. Но кто хочет - да узнает.
Заглянул поблагодарить ещё раз: большое спасибо! Заслушиваюсь! Кстати, на рутрекере есть диск в лосслесс формате с фортепианным концертом и фортепианными произведениями А.В.Мосолова.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".