Название: Симфония № 5 до-диез минор Густава Малера Оригинальное название: Symphonie n° 5 en do dièse mineur Год: 1997 Жанр: Концерт классической музыки Композитор: Густав Малер (Gustav Mahler) Исполнитель: Чикагский симфонический оркестр (Chicago Symphony Orchestra) Дирижер: Даниэль Баренбойм (Daniel Barenboim) Режиссер видеозаписи: Enrique Sanchez-Lansch
Запись концерта осуществлена в кёльнской филармонии в программе Кёльнского фестиваля "MusikTriennale Köln" в 1997 году.
Кёльнский фестиваль "MusikTriennale Köln" является одним из крупнейших музыкальных фестивалей. Это Классическая музыка, джаз и этническая музыка (World Music). Он проходит каждые три года и собирает в этот период, многочисленных музыкантов, артистов и творческие коллективы со всего мира.
Об оркестре
Чикагский симфонический оркестр (Chicago Symphony Orchestra) основан в Чикаго в 1891 году Теодором Томасом, американскм скрипачом и дирижёром немецкого происхождения, которым руководил до своей смерти в 1905 году. Это один из старейших оркестров в США, наряду с Нью-Йоркским филармоническим, Бостонским и Сент-Луисским симфоническими оркестрами. Домом оркестра является Симфонический центр (Symphony Center), расположенный на 220-й Саут-Мичиган-авеню (220 South Michigan Avenue ) в Чикаго. Комплекс был спроектирован чикагским архитектором Daniel H. Burnham строительство было завершено в 1904 году. Оркестровый зал (Orchestra Hall) Симфонического центра с 1994 года относится к Национальным историческим памятникам США.
Чикагский симфонический оркестр один из пяти американских оркестров, входящих в "Большую пятерку" (Big Five) — так традиционно в американской музыкальной критике и журналистике обозначают пять ведущих симфонических оркестров США.
В их число входят: Нью-Йоркский филармонический оркестр Бостонский симфонический оркестр Чикагский симфонический оркестр Филадельфийский оркестр Кливлендский оркестр
С 2010 года музыкальный руководитель оркестра - Риккардо Мути.
Музыкальные руководители: 1891–1905 Theodore Thomas 1905–1942 Frederick Stock 1943–1947 Désiré Defauw 1947–1948 Artur Rodzinski 1950–1953 Rafael Kubelík 1953–1963 Fritz Reiner 1963–1968 Jean Martinon 1968–1969 Irwin Hoffman 1969–1991 Sir Georg Solti 1991–2006 Daniel Barenboim 2006-2010 Bernard Haitink 2010-настоящее время Riccardo Muti
Музыкальные записи, дирижеры и исполнители Чикагского симфонического оркестра удостоены шестидесяти Премий "Грэмми" во многих номинациях.
В ноябре 2008 года по мнению британского журнала классической музыки "Gramophone" Чикагский симфонический оркестр признан пятым лучшим оркестром в мире.
О дирижере
Даниэль Баренбойм (исп. Daniel Barenboim, 15 ноября 1942, Буэнос-Айрес) — израильский пианист и дирижёр аргентинского происхождения. Родился в еврейской семье выходцев из России. Занимался музыкой с пяти лет, его первыми учителями были мать и отец. Дал свой первый концерт в Буэнос-Айресе в возрасте семи лет. В 1952 семья переехала в Израиль. В 1954 Даниэль приехал в Зальцбург учиться дирижёрскому искусству у Игоря Маркевича. С тех пор он концертировал в разных странах мира.
Как пианист дебютировал в 1952 в Вене и Риме. Выступал в ансамбле со скрипачом Адольфом Бушем, пианистом Артуром Рубинштейном, играл с такими дирижёрами, как Вильгельм Фуртвенглер и Отто Клемперер. Первые записи Баренбойма относятся к 1954. В 1955 он изучал композицию в Париже у Нади Буланже. В 1965 стал руководителем Английского камерного оркестра и записал с ним как пианист и дирижёр все концерты Моцарта (многие критики не видят ничего равного этой записи по сей день).
В 1967 его женой стала Жаклин дю Пре. Вместе с ней, скрипачами Пинхасом Цукерманом и Ицхаком Перлманом, а также Исааком Стерном и Зубином Метой Баренбойм и Дюпре исполняли и записывали в этот период исключительно камерную музыку, больше всего — Бетховена, а также Шуберта. Карьера Дюпре из-за болезни закончилась уже в 1973 (в 1987 она умерла).
Баренбойм в 1975 возглавил Оркестр Парижа, сменив на этом посту Георга Шолти и занимая его до 1989. С 1991 по 2006 он руководил, опять-таки вслед за Шолти, Чикагским симфоническим оркестром, а кроме того с 1992 стал музыкальным директором Берлинской государственной оперы. С 2006 он — приглашенный руководитель оркестра миланского театра Ла Скала.
С начала 1980-х спутницей Баренбойма стала советская пианистка Елена Башкирова (дочь Дмитрия Башкирова). Они оформили брак в 1988, у них двое детей (младший — Михаэль Баренбойм — концертирующий скрипач). Основное место жительства Баренбойма — Берлин. Он имеет гражданство Аргентины, Испании и Израиля.
Даниэль Баренбойм создал в Севилье вместе с Эдвардом Саидом оркестр «Западно-восточный диван», состоящий из молодых арабских и еврейских музыкантов. В соавторстве с Саидом написал книгу «Параллели и парадоксы» (2002).
В репертуар Баренбойма-пианиста входят композиторы от Баха до Булеза и Дютийё. Начиная с 1973, когда он дебютировал в Эдинбурге моцартовским «Дон Жуаном», Баренбойм много лет выступает также как оперный дирижёр, в 1981—1983 и 1986—1999 он был дирижёром Байройтского фестиваля. Кроме того, как блестящий аккомпаниатор, он записал вместе с Дитрихом Фишером-Дискау песни Моцарта, Брамса, Листа и Хуго Вольфа. Баренбойм — один из крупнейших и наиболее прославленных музыкантов второй половины XX — начала XXI веков. Большой крест ФРГ за заслуги (2002), премия Вильгельма Фуртвенглера (2003), Премия Роберта Шумана (2005), Премия Эрнста фон Сименса (2006). Почетный доктор нескольких университетов мира, командор Ордена Почётного легиона (2007), многократный лауреат премий Грэмми. В 2004 он получил в Израиле премию Вольфа, которая присуждается учёным и художникам «за достижения в интересах человечества и деле мира между народами», в 2007 ему вручена Императорская Премия. Официальный сайт: http://www.danielbarenboim.com/
О произведении
Симфония № 5 до-диез минор (1901—1902)
Состав оркестра: 4 флейты, 2 флейты-пикколо, 3 гобоя, английский рожок, 3 кларнета, бас-кларнет, 3 фагота, контрафагот, 6 валторн, 4 трубы, 3 тромбона, туба, 4 литавры, тарелки, большой барабан, большой барабан с тарелками, треугольник, колокольчики, тамтам, деревянная трещотка, арфа, струнные. История создания
Написанная в течение 1901—1902 годов Пятая симфония — это своего рода переходный этап в творчестве Малера. Она находится на рубеже двух периодов. Композитор, который не может больше идти старыми путями, нащупывает в ней новые.
После того как он убедился, что его замыслы, какие бы разъяснения он ни предлагал, остаются непонятыми, теперь он, впервые в своей творческой практике, отказывается от каких бы то ни было письменных разъяснений или внешних программных элементов. Это отнюдь не означает действительного отказа от ранее выработавшихся принципов создания симфонических циклов, от того значения «построения мира», которое придавал им Малер. Более того — существует прямое указание на наличие в Пятой авторской программы: Арнольд Шёнберг в одном из писем Малеру, говоря о своем впечатлении от музыки Пятой симфонии, пишет, в частности: «Я видел Вашу душу обнаженной, совершенно обнаженной. Она простиралась передо мной, как дикий таинственный ландшафт с его пугающими безднами и теснинами, с прелестными радостными лужайками и тихими идиллическими уголками. Я воспринял ее как стихийную бурю с ее ужасами и бедами и с ее просветляющей, увлекательной радугой. И что мне до того, что Ваша «программа», которую мне сообщили позже, кажется, мало соответствовала моим ощущениям? ... Разве должен я правильно понимать, если я пережил, прочувствовал? Я чувствовал борьбу за иллюзии, я видел, как противоборствуют друг другу добрые и злые силы, я видел, как человек в мучительном волнении бьется, чтобы достичь внутренней гармонии, я ощутил человека, драму, истину...»
Итак, существовала авторская программа, которую композитор рассказал близким ему музыкантам, но остерегся доверить бумаге. Значит, в этом отношении Пятая не отличается от прежних симфонических опусов, и нельзя согласиться с точкой зрения Бруно Вальтера, который писал о Пятой: «Окончена битва за мировоззрение средствами музыки, отныне он хочет писать музыку лишь как музыкант».
В Пятой симфонии бросается в глаза сходство с «Тризной» Второй симфонии. Создается и параллель горько-ироническому гротеску траурного марша Первой. Возникают и отчетливые мотивные переклички с Первой симфонией. Трудно предположить, что это всего лишь случайные ассоциации. Скорее напрашивается вывод, что Пятая создавалась как иное решение вопроса, поставленного во Второй (Для чего ты жил, для чего страдал — о герое Первой!) — как будто художник решает пересмотреть заново пройденный когда-то путь...
Однако есть в этой симфонии и новые черты. Здесь композитор возвращается к традиционному классицистскому рондо-финалу (ранее им не используемому) с его непрерывным движением, здоровым весельем, господством народно-песенных интонаций. Зарождаются здесь и новые для Малера принципы музыкального развития — появляется имитационная полифония, частично замещающая всецело царящую ранее полифонию контрастных или взаимозаменяющих мелодических линий. И это говорит о том, что симфония стоит на распутье. Далее, за ней, начнется новый этап творчества. Быть может, эта двойственность пути, по которому пошел композитор, сыграла роль и в биографии симфонии: Малер не был ею полностью удовлетворен. На протяжении многих лет возвращался он к работе над ней, вносил значительные изменения, а в 1911 году, на пороге смерти, полностью переоркестровал. Первое исполнение Пятой симфонии состоялось 18 октября 1904 года в Кельне под управлением автора.
Музыка
Первая часть, написанная в сонатной форме с контрастным эпизодом вместо разработки, начинается патетическими возгласами труб, призывающими к вниманию. Сейчас начнется действие — двинется погребальное шествие. Взволнованную речь труб подхватывает оркестр. Словно вспышка мучительной сердечной боли в этом внезапном фортиссимо. И вот уже зародился ритм траурного марша... Постепенно все стихает. Сдержанная мелодия звучит на фоне скупого, прозрачного аккомпанемента. Она спокойна. Но это — спокойствие безграничной скорби, которое не может продолжаться долго. Действительно, течение музыки прерывается новым взрывом отчаяния. И вновь ему на смену приходит размеренная мелодия марша. Она льется нескончаемым потоком, повторяется, видоизменяется, становится более ласковой, светлой, простодушной. Так в самом большом горе иногда бывают минуты просветления, и на мгновение среди слез, как луч солнца, проглядывает улыбка. И как в жизни после таких мгновений особенно остро ощущается боль утраты, так и в музыке новый раздел части, начинающийся с хроматизированного речитатива труб на фоне бурных пассажей струнных, передает это чувство обостренности страдания.
Вторая часть (также сонатная форма) — непосредственное продолжение и в то же время резкий контраст первой. Продолжение — ибо сохраняется то же настроение: глубокая скорбь, отчаяние, патетика; контраст, так как в первой части преобладало внешнее действие: картина траурного шествия, лишь время от времени прерываемая взрывами отчаяния. Здесь же — осмысление происшедшего. Судорожные басовые мотивы, прерываемые короткими сухими аккордами, сменяются исступленными возгласами деревянных духовых, драматическими пассажами струнных (главная партия). Так подготавливается вступление взволнованной порывистой мелодии (побочной), своей мятежной романтикой напоминающей шумановские темы. Наплывом, как воспоминание, возникают интонации траурного марша и вновь уходят.
Третья часть образует собой второй крупный раздел симфонии. Это гигантское скерцо, поражающее богатством образов, настроений, разнообразием тематизма. Как и предшествующие две части, скерцо начинается вступительными тактами, на этот раз очень решительной короткой попевкой, «задающей тон» разворачивающейся вслед за тем музыке. И сразу же появляются приплясывающие темы лендлера (некоторые исследователи считают, что это вальс), словно нанизанные одна на другую: лукавые и простодушные, грациозные и грубоватые, гротесковые и лирические. Новый раздел скерцо прозрачен, будто написан акварелью. На смену многим коротким темам приходит одна протяженная мелодия, вернее — переплетающиеся мелодии, сначала скрипок и гобоя, далее переходящие к другим инструментам. Передача еще незаконченного мелодического построения от одних инструментов другим — типичный метод малеровской оркестровки. Как это часто бывает в малеровских скерцо, танец продолжается в более индивидуализированном плане мягкой, задушевной лирики. Новый контраст — появление спокойной песенной темы, напоминающей соло почтового рожка в третьей части Третьей симфонии. Вновь и вновь, как в калейдоскопе, одна мелодия сменяет другую, одно настроение следует за другим. Мотив вступительных тактов завершает эту грандиозную картину.
Третий, последний раздел симфонии, начинается с четвертой части — адажиетто. В нем заняты только струнные инструменты — смычковые и арфа, что придает музыке особую лирическую насыщенность. Эта своеобразная миниатюрная оркестровая песня без слов с томительно прекрасной бесконечной мелодией — уникальный образец малеровской инструментальной лирики. Он ясно свидетельствует, что композитор отнюдь не отказался от песенности как принципа, а только от Слова, от конкретизации содержания в его текстовом выражении, от краски человеческого голоса. Именно это адажиетто подчеркивает сходство Пятой симфонии со Второй. Ведь по существу звучит песня, хотя и не для голоса, а для скрипок с оркестром. Роль скрипок аналогична роли голоса во Второй и Третьей симфониях, а положение адажиетто внутри симфонического цикла аналогично месту песни «Urlicht» во Второй симфонии — это часть, расположенная между скерцо и финалом, лирическая кульминация симфонического цикла, момент высшей сосредоточенности, обобщения перед последней, завершающей частью.
Первая тема рондо-финала, вернее — многочисленные короткие мотивы, рисующие первый образ финала, — вступают без перерыва, непосредственно вслед за последним аккордом адажиетто. Создается пасторальная картинка. Музыка полна здоровья, веселья, солнечного света. Начало финала напоминает темы некоторых симфоний Гайдна, Пасторальную Бетховена. Но это лишь заставка. Вслед за тем незамысловатую тему в духе народной песни запевают валторны. «Волыночный» аккомпанемент — вытянутые тоны у фаготов и виолончелей, звучание пустых квинт — еще более усиливает впечатление народности образа.
Остальные темы не изменяют характера музыки, но придают ей новые краски, новые оттенки: жизнерадостная, энергичная, словно бурлящая тема фуги — первого эпизода рондо; нежная и грациозная тема второго эпизода, родившаяся из мелодии адажиетто, но гораздо более светлая, спокойная и безмятежная; сходный с ней по мелодическому рисунку, но очень отличающийся по характеру мужественный фанфарный мотив. Прихотливо сменяясь в безостановочном кружении рондо, в его жизнерадостном хороводе, все эти темы в своем развитии приводят к ликующему апофеозу, знаменующему собой преодоление страданий, победу жизни над смертью. Файл
Качество: SATRip Формат: AVI Видео: DivX 5 704x528 25.00fps 1000kbps Аудио: MPEG Audio Layer 3 48000Hz stereo 256kbps Продолжительность: 01:15:19 Размер: 681 MB http://rapidshare.com/files/423913883/Mahler-Symphonie_5-Barenboim.part1.rar
|