Есть голоса, которые раз услышав, не забудешь никогда. Такой голос был у Михаила Александровича. У него был очень приятный, "сладкий" голос, задушевность, тепло интонации (зачастую с большой примесью сентиментальности, т.н "чувствительности"), прекрасная команда переводчиков, аранжировщиков, его репертуар был тщательно выверен с возможностями и особенностями голоса и манеры исполнителя. Всё это, помноженное на незаурядное вокальное мастерство певца, сделало из него чрезвычайно популярного артиста, желанного исполнителя всех филармонических площадок бывшего СССР. Достаточно сказать, что в то время из филармонических певцов только народный артист СССР Рашид Бейбутов (тоже тенор и очень колоритный исполнитель популярных и национальных песен) мог как-то ещё посоревноваться с Александровичем в популярности. Голос Александровича звучал по Всесоюзному Радио невероятно часто, особенно в передачах "Концерт по заявкам радиослушателей". В магазинах пластинки с записями популярного артиста были постоянно: если распродавался тираж, его тотчас же допечатывали. Помню, каким невероятным успехом пользовались пластинки с записями "Белла донна", "Тиритомба", "Синьорина" - так называемые "неаполитанские песни", романсы Булахова, Гурилёва, песни Хренникова, Бабаева, Блантера и других композиторов. Советские композиторы несли ему свои сочинения в твёрдой уверенности успеха своего детища. Вообще у Александровича был огромный и разнообразный концертный репертуар. В Советском Союзе было выпущено более 70 пластинок с записями Михаила Александровича – их общий тираж составил два миллиона экземпляров. Тут он, кажется, не знал себе не то что равных, но да близко сопоставимых по тиражу исполнителей. Вместе с тем за все годы жизни в СССР певцу ни разу не была предоставлена возможность гастролей на Западе, которые он страстно ждал. В конце-концов, 1971 году, когда волна эмиграции евреев из СССР стала не единичным явлением, певец покинул страну. В эмиграции он концертировал в Тель-Авиве, Нью-Йорке, Торонто, Рио-де-Жанейро, Сиднее и Буэнос-Айресе, выступал с канторским пением в синагогах. На Западе певец выпустил семь пластинок с записями оперных арий, русских романсов, еврейских традиционных песен, сложнейших канторских псалмов и гимнов.
В России же после эмиграции Михаила Александровича почти все его многочисленные записи на радио были размагничены, — обычная практика, касающаяся отъезжающих деятелей искусства. Записи, представленные здесь - перепись с пластинок как виниловых, так и шеллачных.
А. Земляной
Михаил Александрович - Неаполитанские песни
01. О, моё солнце (Е.Капуа) - 02:56 02. Ночное танго (В.Маттео, обр.Э.Колмановского - Е.Аграновича) - 03:17 03. Белла Донна (В.Маттео, обр.Э.Колмановского - Е.Аграновича) - 02:05 04. Моя избранница (Е.Нарделла) - 03:07 05. Кармела (Э.Куртис) - 03:36 06. Море (Л.Нутиле) - 03:25 07. Песня моряка (Лабриома - р.т. Б.Ронгинского, А.Мануйловой) - 01:55 08. Уличная серенада (В.Маттео, обр.Э.Колмановского - Е.Аграновича) - 03:13 09. Скажите, как по-итальянски "любовь" (В.Маттео - Е.Аграновича) - 02:34 10. Французская серенада (Р.Леонковалло) - 02:58 11. Мандолината (Е.Тальяфери) - 02:58 12. Баркаролла (Е.Тальяфери) - 02:48 13. Неаполитанский романс (А.Печчиа - р. т. Б.Ронгинского и А.Мануйловой) - 02:53 14. Синьорина (Капер - р. т. Б.Ронгинского и А.Мануйловой) - 02:19 15. Не оставь меня (Вернись в Сорренто) (Э.Куртис) - 03:17 16. Солнечный город (Ц.Биксио - р. т. Б.Ронгинского и А.Мануйловой) - 03:16 17. Край наш родной (Е.Марио) - 03:17 18. Выйди (неаполитанская песня - р. т. С.Болотина) - 03:17 19. Тиритомба (неаполитанская песня) - 02:32 20. Ты, моё счастье (Д.Бечче - р. т. Б.Ронгинского и А.Мануйловой) - 02:29 21. Прощай, красивый сон (Э.Куртис) - 02:56 22. Моя Терезита (неаполитанская песня) - 02:53 23. Нет, разлюбила ты (Э.Куртис) - 03:00 24. Тарантелла (В.Кресченцо) - 02:22 25. О, не забудь меня (Э.Куртис) - 03:09 26. Весна (Е.Тальяфери) - 03:01 27. Дай мне покой (Е.Тальяфери) - 02:54
Михаил Александрович - Песни русских композиторов
01. Как соловей о розе (Т.Хренников - П.Антокольский) - 02:11 02. Вот солдаты идут (К.Молчанов - М.Львовский) - 02:29 03. Над рекой голубой (Дм. и Дан.Покрасс - В.Карпов) - 02:15 04. Колыбельная (Н.Богословский - Е.Долматовский) - 02:54 05. Я тоскую без тебя (А.Бабаев - В.Гурьян) - 03:14 06. Ты пришла, моя весна (А.Бабаев - В.Гурьян) - 02:20 07. Хороши колхозные покосы (А.Новиков - А.Фатьянов) - 02:00 08. Баллада (Т.Хренников - П.Антокольский) - 02:15 09. Сад мой любимый (А.Хачатурян - В.Лебедев-Кумач) - 03:06 10. Черноглазая ласточка (мексиканская песня) - 02:56 11. Чико-Чико (пузрториканская песня) - 01:44 12. Погонщик мулов (аргентинская песня) - 02:30 13. Сибоней (кубинская песня) - 03:11 14. Кармен (испанская песня) - 02:54 15. Я напрасно верил милой (венгерская песня - Т.Сикорской) - 03:41 16. Спи, мой бэби (негритянская песня - Безыменского) - 02:30 17. Будет счастье, или нет (румынская песня) - 02:34 18. A gleisele lechaim (еврейская песня) - 02:23 19. Серенада Дон Жуана (П.Чайковский - А.Пушкин) - 02:06 20. Ария Канио из 1 действия оперы "Паяцы" (Р.Леонковалло) - 02:52 21. Не верь, дитя (муз. Н.Петрова) - 02:47 22. Я вас любил (Б.Шереметьев - А.Пушкин) - 02:27 23. Свидание (П.Булахов - Н.Греков) - 03:43 24. Я помню чудное мгновенье (М.Глинка - А.Пушкин) - 03:50 25. На заре ты её не буди (А.Варламов - А.Фет) - 02:49 26. О, позабудь былые увлеченья (Т.Толстая) - 03:19 27. Аве Мария (И.С.Бах) - 03:06 28. Kaddisch (еврейская литургия) - 04:33
Материал открыл, обложку убрал (на основании пп. 2.2 и 2.3 Правил добавления материалов). Пожалуйста, в следующий раз не используйте обложки дисков для оформления материалов.
(пожалуйста, в будущем 1) не теряйте расширения файла 2) не нужно русских букв в названии выкладываемого файла и, особенно, символов (adbc.zip и то будет лучше))
видел пластинку из 1 и 3 действии арии вот еще В 938 СЕРЕНАДА из оперы «Заза» муз. Р. Леонковалло М. Д. АЛЕКСАНДРОВИЧ Оркестр под упр. Л. П. Пятигорского ГРК854/49 17578
В 938 АРИЯ МАРСЕЛЯ из оперы «Латинский квартал» муз. Р. Леонковалло М. Д. АЛЕКСАНДРОВИЧ Оркестр под упр. Л. П. Пятигорского ГРК855/49 17579
17714 Ария Калафа из 1 действия оперы «Турандот» (Д.Пуччини) М.Александрович Орк.под упр.С.А.Самосуда
024753 АРИЯ СТЕФАНА из оперы "Страшный двор" муз. С.Монюшко М.Д.АЛЕКСАНДРОВИЧ Оркестр Всесоюзного Радио Дирижер С.А.Самосуд
Поет Михаил Александрович (тенор). Ария Рудольфа ("Луиза Миллер", 2 д. - Дж. Верди); Романс Энцо ("Джоконда", 2 д. - А. Понкиелли); Ария Дон Оттавио ("Дон Жуан", 1 д. - В. Моцарт); Романс Неморино ("Любовный напиток", 2 д. - Г. Доницетти); Серенада Дюфрена ("Заза", 1 д. - Р. Леонкавалло)
Поет Михаил Александрович (тенор). Г. Доницетти. Ария Эдгара из оперы «Лючия ди Ламермур». Каватина Фернандо из оперы «Фаворитка». Серенада Эрнесто из оперы «Дон Паскуале» (на итальянском языке); Ж. Бизе. Ария Хозе из оперы «Кармен» Ж. Массне; Грезы Де Грие из оперы «Манон»; Ария Вертера из оперы «Вертер» Ж. Галеви; Ария Элеазара из оперы «Дочь кардинала»
Каватина Князя ("Русалка", 3 д. - А. Даргомыжский); Ария Эрекле ("Измена", 3 д. - М. Ипполитов-Иванов); Разлука (А. Гурилев); На заре ты ее не буди (А. Варламов); Я вас любил (Б. Шереметьев); Не верь, дитя (Н. Петров)
Stradella A. Aria (Sei miei sospiri)
Giordani T. Oh, my dear
Gluck C. Peride's aria from the Opera "Peride ed Elena"
Rossini G. Aria from "Stabat Mater"
Bach J. S. - Gounod C. Ave Maria
Haydn J. Uriel's recitativo and aria from the Oratorio "The Creation"
Mozart W. Concert aria, K. 420
Mehul E. Joseph's aria from the Opera "Joseph in Egypt"
А знаете, я вспомнил, что, действительно, держал в руках (в смысле, у меня была такие были пластинки) на 78 оборотов, где как раз звучали арии Калафа, Стефана, Марселя и Заза. Это было тому лет 40 назад и я запамятовал о сём факте. Но все эти пластинки я отдал своему приятелю, где они и хранятся, потому что у меня совершенно негде их было держать. Да я и не дорожил ими, если честно. Мне эти записи не нравились, а потому я их отдал ЛЕГКО! Вот диски на 78 Баттистини, Таманьо, Фигнера и ряд других, включая Доливо-Саботницкого, Вырлан и проч и проч - это отдал "с мясом" вырвав из души... В разное время были у меня пластинки Александровича на 33 оборота: под номером Д 2219-20 с ариями Рудольфа (Л. Миллер), Энцо (Джоконда), Оттавио (Дон Жуан), Неморино (Люб. напиток), Дюфрена (Заза), а так же диск Д 3268-9 с двумя ариями Эдгара (Л. ди Ламмермур), Фернандо (Фаворитка), Хозе, Вертера, Элеазара и Грёзами Де Гриё. В стерео-варианте была ещё пластинка, что начиналась Ave Mаria и проч,(Вы упоминали её). Мне записи арий в исполнении Александровича категорически не нравились (песни - нравились) и я быстро с ними распростился, несмотря на то, что, скажем, Дюфрен, Иосиф или тот же Уриэль в моей фонотеке отсутствовали. По той или иной причине я расстался со многими записями: Айдиняна, К. Огневого, П. Белинника, Анджапаридзе, Миракяна, Иманова, Пьявко, Мазурока, Ворошило, Биешу, Архиповой и ещё, и ещё - всех не перечесть, хотя большинство было с автографами! Всего не соберёшь!.. К сожалению, моя бродяжническая артистическая жизнь заставила меня отдать очень многие книги и редчайшие диски, не только вышеперечисленные (широко распространённые), но и диски на 78 оборотов с грифом "для специального пользования", которые употреблялись в 30-х годах в передачах Радио. Там были редчайшие записи! В конце 40-х годов, когда Радио переходило на магнитофонные плёнки, эти диски списывались и уничтожались согласно акту. Вот с ними расставаться мне было крайне тяжело, ибо достались они мне от моего ушедшего друга и были ценны не только с художественной стороны, но и как память о нём...
Каватина Князя ("Русалка", 3 д. - А. Даргомыжский); Ария Эрекле ("Измена", 3 д. - М. Ипполитов-Иванов); Разлука (А. Гурилев); На заре ты ее не буди (А. Варламов); Я вас любил (Б. Шереметьев); Не верь, дитя (Н. Петров)
Поет Михаил Александрович (тенор). Ария Рудольфа ("Луиза Миллер", 2 д. - Дж. Верди); Романс Энцо ("Джоконда", 2 д. - А. Понкиелли); Ария Дон Оттавио ("Дон Жуан", 1 д. - В. Моцарт); Романс Неморино ("Любовный напиток", 2 д. - Г. Доницетти); Серенада Дюфрена ("Заза", 1 д. - Р. Леонкавалло)
Александрович был мировой звездой. Доливо - лучше и не говорить. Я когда-то дал его «Шотландскую застольную» и «Ирландскую застольную» послушать моему другу певцу из Армении, он сказал: «лучше выключи». Послушайте и сравните хоть со скромным Евгением Беловым, о Михайлове и не говорю.
Количество записей Доливо крайне незначительно, к огромному сожалению! Обладая очень посредственным голосом, он невероятно выразительно и своеобразно исполнял множество камерных сочинений, за которые до него (а порой - и после него!), не брался никто. Отлично понимая ограниченность своего аппарата, но страстно любя музыку, он крайне интересно и познавательно выстраивал свои программы. В своей книге "Певец и песня" он рассуждает об искусстве пения как творческом процессе, даёт множество полезных советов о том, как подходить к произведению и так далее. Правда, книга была издана в 1947 г. тиражом в 5 000 экз, но её можно купить в букинисте Питера и Москвы. Цена 350 р. По-моему - по-божески.
А вы - хотите слушайте его, хотите - не слушайте. Бог в помощь. Мне от этого не колышет. Кстати, не знал что певцы ставили автографы на все свои пластинки которые были во всех фондах радио, хотя имел опыт работы с фондами радио. Интересно было узнать. А я, а я, а я, имел автограф Шаляпина посвященный мне, но подарил одной девушке с которой встретился в парке. Эх, теперь не вернешь.
Вы знаете, я тоже не являюсь, что, собственно, понятно, но тоже люблю что-нибудь иногда послушать... У него есть, как я считаю, свои маленькие шедевры. К примеру - "Французская серенада" Леонкавалло. Текст, полагаю, сделан "на Александровича" (попадание 100% !), а он напел этот диск так, что ни прибавить ни убавить! Кстати, до Александровича, я даже не расслышал, как шикарно он написан самим Леонкавалло, хоть и "в ключе Арлекина"
Александрович родился в Латвии и в молодости был кантором с общеевропейской известностью. В СССР он попал в 1940 году после аннексии Прибалтики и вынужден был изменить свой репертуар. После эмиграции в 1971 году Александрович вернулся к деятельности кантора. Поэтому особо интересны его записи еврейского канторского пения. У кого-нибудь есть возможность их выложить?
Господин хороший Gilbert! Зачем сочинять небылицы и делать из Михаила Александровича жертву русского шовинизма и антисемитизма? Да, не всё складывалось у него с Советами и их идеологами, но во всяком случае, в 1940-м году он с восторгом встретил присоединение Латвии к СССР. Он пишет об этом в своих воспоминаниях "Я помню" (Москва, 1992 г.) Вы сочиняете, а по-сути - лжёте, сообщая доверчивым читателям, будто Александрович вынужден был изменить свой репертуар! Довожу до Вашего сведения, что Александрович не стремился быть кантором!! На страницах всё той же книги воспоминаний "Я помню" он пишет: "...К тому же на канторство я смотрел тогда как на переходный этап. как на трамплин на пути к карьере певца. Моё истинное призвание было иным. Манила оперная сцена, концертная деятельность..." (стр 92). Службу в синагоге Александрович сочетал с концертными выступлениями. Чуть дальше (стр. 96) мы читаем: "...Моя же синагога настолько отличалась от других, что решилась заключить со мной контракт, по которому мне было позволено выступать в опере и организовывать в синагоге концерты. Ведь, оставаясь кантором, я смотрел на эту профессию как на компромисс и не переставал мечтать об оперных ариях."
Вы большой мастер выдирать те цитаты, которые Вам выгодны. Многие зарубежные интеллектуалы относились к СССР с симпатией заочно, но действительность оказалась гораздо страшнее. Одно дело, о чем Александрович мечтал. И совсем другое, кем он был. А был он великолепным еврейским кантором. И он пел в синагогах по всей Европе. И эта часть его творчества по значению перевешивает все то, что он сделал в других областях. И особенно то, что он вынужден был петь в СССР.
Какое горе! Певец вынужденно исполнял сливки мировой вокальной музыки! Орроре, как часто поется в операх. А если серъезно, то, например, такие певицы как Андерсон, Бэттл или Норман великолепно пели спричуэлс. Да, это их родная музыка. Перевешивает она сделанное ими в оперном и камерном репертуаре - конечно же, нет! Добавляет к их творчеству новые краски, обогащает? Конечно же, да! Стали бы они теми, кем стали, исполняя только спричуэлс? Да ни за что. Можем ли мы сравнить сприрчуэлс при всей их красоте по музыкальной значимости с исполняемыми ими циклами Шуберта, Брамса, Малера? Нет. И Александрович, как и каждый большой музыкант, прекрасно это понимал, не стремясь ограничить свое творчество узкими национальными рамками. В Европе и Америке было (и есть) множество прекрасных канторов - кто знает их имена сегодня, кроме редких любителей? Александровича знают все.
Вам, как большо-о-ому знатоку искусства канторов, вероятно известны имена Сироты, Розенблатта, Квартина, Левандовского, Хершмана и ещё нескольких великолепных канторов - предшественников, почти современников и современников того времени, когда начинал свой путь Александрович. Можете ли Вы поставить их в один ряд с Александровичем? Думаю, если Вы знаток, а не мало чего знающий любитель, то ни в коем случае! Конечно, если эти имена Вам хоть что-то говорят и Вы их слушали. Это были величайшие технари, да и голоса имели большие, яркие, способные на многие динамические и тембровые оттенки, голоса безбрежные по диапазону, включая не только высокое ДО, но и выше. Александрович ни силой звука (чисто лирический голос), ни диапазоном (последняя верхняя нота - СИ-бемоль, по сути) похвалиться не мог. Он был лириком, чистым лириком, и это качество как нельзя лучше характеризовало его исполнительскую манеру. Попытки петь драматические арии (запечатлённые, кстати, в грамзаписи) типа Канио, Элеазара и некоторые другие очень неубедительные. Будете спорить?... Что до цитат - то я их не придумал, это из автобиографии самого Александровича и никто его не принуждал писать неправду. Он сам прекрасно понимал природу своего дарования, будь к его чести сказано. А вот Вы написали в комменте о творческом пути (№44) артиста свободную фантазию на тему жизни артиста. Есть такая форма в музыкальном искусстве. Преуспели в ней!
Недавно оцифровал пластинку 1950-го года 17713-17714 с ариями из Турандот, кому интересно https://cloud.mail.ru/public/Ek2W/ZJS7ELW14 https://cloud.mail.ru/public/8U6b/Neq5TRtPj Можно здесь http://russian-records.com/details.php?image_id=40520
Голос более сладкий, чем сильный. Помню слышанные в детстве его пластинки "78 оборотов" с советским репертуаром; Наверное голос был важнее произносимых им слов - слов не помню, а голос узнал. Спасибо.
Спасибо большое!!! Этот голос помню с детства. Давно ищу записи канторовского пения Александровича, пока не нашла. Присоединяюсь к просьбе Gilbert Gilbert о выкладке записей канторовского пения Александровича и других замечательных канторов.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".