P.S. Иоганн Петер Эмилиус Хартман (Johann Peter
Emilius Hartmann, 14 мая 1805 г. – 10 марта 1900 г.) - датский
композитор, начавший свою музыкальную карьеру достаточно рано. Его
первая симфония привлекла внимание Луи Спора и была представлена широкой
аудитории в 1837 году. Музыкой Хартмана также интересовался Роберт
Шуман, который часто писал о композиторе в Neue Zeitschrift für Musik.
Хартману принадлежит 86 работ, закрепленных номером, а помимо этого -
множество непронумерованных произведений. Его сборник хоровых
произведений «Прорицания Вёльвы» включен в список Датского Культурного
канона.
И.П.Э. Хартман был сыном музыканта Августа Вильгельма
Хартмана и получил образование юриста, однако не только: он прекрасно
играл на органе и в 1824 году в девятнадцатилетнем возрасте был признан
лучшим органистом гарнизонной церкви, тем самым продолжив путь своего
отца. В 1827 году он стал преподавать в недавно построенной
консерватории, одновременно с этим заняв должность секретаря в
гражданском комитете по зачислению, что позволило ему скопить капитал и в
1829 году жениться на Эмме Зинн, дочери зажиточного человека. В 1851
году Эмма скончалась, после чего позже Хартман вновь сочетался браком.
Очень
долго Хартман ограничивался профессией органиста, однако постепенно он
все больше сам начал писать музыку и сам же ее исполнять. В 1849 году он
стал профессором Копенгагенского Университета, а в 1867 году –
директором Консерватории.
В 1836 году Хартман организовал в
Копенгагене Музыкальное общество, а в 1839 году основал Студенческое
песенное общество. Впоследствии он на долгие годы и там и там занял пост
руководителя.
Род Хартманов, посвятивших себя музыке и
искусству, охватывает таких его членов, как дедушка Иоганн Хартман,
иммигрировавший из Германии, дядя
Иоганн
Эрнст Хартман, отец Август Вильгельм Хартман и сын И.П.Э. Хартмана,
Эмиль. К этому можно добавить, что одна из его дочерей, Софи, вышла
замуж за Нильса В. Гаде, а вторая, Клара, за композитора Августа
Виндинга. Дочь Эмиля Хартмана Бодиль вышла замуж за Неергорда, и в 1900
году вокруг нее сформировался музыкальный кружок, встречи которого
проходили в имении «Птичье пение». Среди прочих, в кружок входил и Карл
Нильсен. В провинции хорошо известно имя Олуфа Хартмана, брата Бодиль,
который был художником.
С 1836 года Хартман часто отправлялся
путешествовать по Европе. В первую поездку он посетил множество городов в
Германии и Швейцарии, был в Праге, Вене, Зальцбурге и Париже. Позже он
ездил в Норвегию и Швецию, а в 1857 году добрался и до Италии. Последнее
путешествие Хартман совершил в 1878 году в Гамбург.
На
протяжении жизни Хартман несколько раз обращался к разным музыкальным
стилям, и это сильно повлияло на его собственное творчество. В начале
карьеры он придерживался классического венского стиля, а на закате
музыкального пути композитор пришел к стилю позднего романтизма. В его
музыке можно отыскать и скандинавские мотивы.
Первые
произведения Хартман начал писать, едва достигнув двадцати лет. За свою
жизнь он создал три завершенных оперы: «Ворон» на либретто Х.К.
Андерсена (1832), «Корсары» на либретто Хенрика Хертца и «Лиден Кирстен»
на либретто Х.К. Андерсена (1846). Кроме того, его перу принадлежат
сценические музыкальные произведения, написанные для пьес за авторством
поэтов Адама Эленшлегеля, Иоанна Людвига Хейберга и Х.К. Андерсена. Он
также написал музыку на такие песни, как «Лети, птица, лети», «В снегу
трава, и куст в тени», «Учите меня, ночные звезды».
В качестве
музыканта-исполнителя он проявил себя как органист, однако сам написал
несколько – пусть и немного – произведений для органа. Впоследствии о
нем говорили как о талантливом импровизаторе. Хартман также сочинил
множество произведений для исполнения в церкви, включая музыку для пения
соло под простой аккомпанемент и для хора с оркестром.
Хартман
занял одно из центральных мест в датской музыкальной культуре 19-го
века, вдохновив своим примером множество молодых композиторов. В конце
жизни он уже воспринимался как олицетворение музыкальной души самого
народа. Среди композиторов, на которых оказало влияние творчество И.П.Э.
Хартмана, можно назвать Петера Эрасмуса Ланге-Мюллера, Эдварда Грига и
Карла Нильсена.
P.P.S. В оформлении поста использован
фрагмент картины
Альберта фон Келлера "Chopin" (1873).