Кодай не был пианистом и фортепианные сочинения не заняли в его творчестве такого места, как у Бартока. Однако, даже эти немногочисленные пьесы представляют интерес для каждого, кто знакомится с венгерской музыкой. В основном произведения для фортепиано были написаны композитором в 10-20х годах. В первых из них чувствуется влияние Дебюсси. Отзвуки мелодий французского импрессиониста у Кодая сочетаются с чисто венгерскими пентатоническими оборотами. Цикл из девяти пьес 1909 года музыковеды рассматривают как пример освоения народных ритмов и интонаций. В семи пьесах 1918 года тоже сильны французские влияния, по фактуре они проще, чем предыдущие, но оригинальнее по содержанию - в изложении есть нечто напоминающее приёмы Бартока в 15ти крестьянских песнях для фортепиано. Пьеса "Эпитафия" - дань Дебюсси, скончавшемуся в 1918 году. В 20-е к своему небольшому фортепианному наследию Кодай добавил два цикла танцев на народные темы - "Танцы из Марошсека" и "Танцы из Галанты", которые более известны в оркестровой редакции. Написанные в 1945 году 12 детских танцев и 24 канона созданы в сугубо педагогических целях, хотя тоже по-своему интересны.
В фортепианных сочинениях Золтана Кодая особенности национальных мелодий
и академические традиции органично сосуществуют с неоклассическими,
романтическими и импрессионистскими тенденциями. Кодай стремился к
синтезу древнего венгерского народного мелоса с современными
достижениями в области гармонии и полифонии. Развивая скрытые в
фольклоре возможности он шёл по пути Бартока, но тем не менее, выработал
свой музыкальный язык, для которого характерны многокрасочность
звуковой палитры при лаконичности изложения и классической ясности
мелодических линий, пульсирующая энергия ритмов, свежесть гармонии,
обогащенной использованием пентатоники и красот венгерской народной
музыки
В программе: Танцы из Марошсека (1927) Хари Янош, сюита (1926) Вальсетта (1907) 9 пьес (1909) 24 маленьких канона на черных клавишах (1945) Танцы из Галанты (1935) 7 пьес (1910-18) Импровизации на тему Клода Дебюсси (1907) 12 детских танцев (1945)
Золтан Кодай (1882-1967)
Полное собрание сочинений для фортепиано Исп. венгерский пианист Адам Феллеги
Я люблю подобные комплиты - можно эволюцию стиля проследить, выявить закономерности и тп. Человек явно по Парижу скучал, даже в советское время, а ещё он педагог был - 24 канона такая явно педагогическая вещь для юных пианистов
Замечательно! Берем и послушаем - ведь до того у меня были только Танцы из Марошсека с Анни Фишер - исполнение, затмевающее любой известный мне вариант оркестровой редакции.
По-моему я достаточно скромный, просто показалось, что некоторым важнее на недостатки в оформлении указать, чем автора подбодрить
Уровень венгерских пианистов всегда был достаточно высок, достаточно вспомнить Гезу Анду, Шандора, Цифру, Шиффа, Золтана Кочиша. Этого я раньше не слышал, да и с фортепианным Кодаем не очень знаком, мне не с чем сравнивать. В общем понравилось
Наконец-то дополз до Кодая... застрял в Ропартце - искал 10 отличий, игра такая есть. Хоть бы подсказку какую дали размером шрифта или цветом... Это я, как Вы понимаете, оформление критикую!
Тут похоже ничего уже добавляться не будет, поэтому со спокойной совестью могу сказать: СПАСИБО!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".