Родился в Киеве. "Трудно сказать, когда именно я начал играть на фортепиано, - вспоминал артист, - с самого начала дело это было для меня совершенно естественным". Несомненно, причиной такого раннего развития послужила не только исключительная музыкальная одаренность мальчика, но и та чуткость, с которой отец, владелец нотной лавки и музыкант-любитель, руководил его первыми шагами в искусстве. Так, по словам Б., даже работа над техникой стала для него развлечением: "Помнится, когда мне было лет пять, мы с отцом обычно сидели вместе за фортепиано и играли гаммы наперегонки, кто быстрее доберется до конца клавиатуры. Сколько же веселья приносили нам эти гаммы! Я изо всех сил старался победить отца в скорости и аккуратности, но он всегда оказывался чуть-чуть впереди. Это было для меня великолепной тренировкой". Дальнейшая учеба Б. проходила в стенах Киевской консерватории в классе известного профессора В.Пухальского. В 11-летнем возрасте юный пианист был представлен С.Рахманинову, гастролировавшему тогда в Киеве. "Я уверен, тебе на роду написано быть большим пианистом", - заявил тот после прослушивания его игры. Предсказанию великого музыканта суждено было сбыться. В 1911 в сопровождении отца юноша направился в Вену к пианисту и педагогу Т.Лешетицкому. Под его руководством Б. занимался вплоть до начала 1-й мировой войны. С тех пор всю жизнь, по его собственному признанию, он ощущал на себе влияние "этого великого мастера и учителя". В годы войны, живя в Швейцарии, Б. брал также уроки у итальянского пианиста и композитора Ф.Бузони. Дебют пианиста в 1919 в Париже стал настоящей сенсацией. С этого времени началась триумфальная карьера виртуоза. Б. выступал повсюду в Европе, а в ноябре 1924 дебютировал в Нью-Йорке. Затем последовали напряженные гастроли по Южной Америке. В одном Буэнос-Айресе за два месяца состоялось 17 концертов. В Аргентине и Бразилии назначались специальные поезда, доставлявшие слушателей из провинциальных городов на концерты Б. Среди многочисленных творческих предложений, с которыми обращались к артисту самые разные импресарио и концертные организации, было приглашение от бельгийской королевы Елизаветы, серьезно увлекавшейся музыкой. Впоследствии пианист часто музицировал с ней вместе (королева была скрипачкой-любительницей). Б. привлекался также в качестве члена жюри на организованный ею международный конкурс пианистов в Брюсселе, одно из самых авторитетных мировых музыкальных состязаний. В 1936 в Бельгии была учреждена специальная премия имени Б. для молодых пианистов. Творческой индивидуальности артиста близка была прежде всего романтическая музыка: Шопен и Лист. В 1923 Б. почти целый год провел во французской деревушке Аннеси, готовя цикл из шести программ, посвященный сочинениям Шопена. В 1924 цикл этот, включавший в общей сложности 169 произведений, был с восторгом встречен в Париже, а затем в Лондоне, Нью-Йорке, других городах и впоследствии записан на долгоиграющих пластинках. В Париже пианист пользовался роялем фирмы Плейель, тем же, на котором играл в свое время Ф.Лист и которого с тех самых пор не касалась ничья рука. Впоследствии Б. предпочитал инструменты именно этой фирмы и играл на них всюду, где предоставлялась воз-можность. Значительное число программ пианиста было составлено из произведений Листа. Программы эти тоже образовывали циклы и с неизменным успехом исполнялись в Париже и Лондоне. "Листом нашего времени" назвала Б. одна из лондонских газет. На своих концертах артист представал перед слушателями прежде всего исключительным виртуозом, продолжателем той старой пианистической традиции, во главе которой стоял И.Гофман. Блестящая мелкая техника, внушительные октавы, живой, захватывающий темперамент, непринужденность и энергия исполнения, элегантная отточенность фразировки -все эти черты сразу располагали к себе публику. Интерпретациям Б. было в высшей мере присуще импровизационное начало. Сам он так говорил об этом: "Я не знаю в точности, как именно я буду интерпретировать то или иное сочинение после того, как оно стало моим. У меня нет раз и навсегда устоявшейся трактовки; если бы была, то это не оставляло бы места для вдохновения". В такой спонтанности исполнения во многом заключался секрет обаяния, характерного для искусства пианиста, В ней же видится и причина критических высказываний в музыкальной прессе, подчас обвинявшей музыканта в нехватке цельной концепции и артистическом произволе. На склоне лет пианист продолжал сохранять прекрасную пианистическую форму. В 1960 он снова исполнил свой шопеновский цикл в Брюсселе и Нью-Йорке к 150-летию со дня рождения композитора. Искренностью чувства и высоким мастерством отмечены его последние записи - Первый концерт Шопена и "Пляска смерти" Листа. В 1961 концертировал в Москве и Ленинграде. Вопреки отрицательным суждениям некоторых критиков, публика повсюду в мире с энтузиазмом принимала артиста. Прав был авторитетный американский музыкальный публицист А.Чейзинс, писавший: "Перед нами человек, который любит свое дело и заставляет публику любить его, год за годом. Быть может, это не пианист из пианистов и не музыкант из музыкантов, но он - пианист для слушателей. И об этом стоит задуматься". https://yadi.sk/mail/?hash=uJXXqmi2Y6PvUlEoLwSoMDDMwdu8tYPqaBuZTkvnk8I%3D
Уважаемый Jivien, это я убрал первую обложку из Вашего материала, и эту - тоже. Использование обложек в оформлении материалов запрещено п.п. 2.2 и 2.3 Правил добавления
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".