Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
аудио
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Из нашего архива
Chopin (Шопен) - Complete works (Полное собрание сочинений) - CD1 (The Golden Age of polish pianists). APE [аудио]
Яша Хейфец (Иосиф Робертович) исполняет Scherzo Tarantelle Генриха Венявского [видео]
Святослав Рихтер, The Master, том 1 - Бетховен (ape) [аудио]
Календарь новостей
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Вторник, 05 Ноября 24, 14:32
Главная страница » 2013 » Июнь » 15 » Роберт Шуман - Концерт для скрипки с оркестром. Концерт для виолончели с оркестром (И.Ойстрах, Ф.Лузанов, Г.Рождественский)
Роберт Шуман - Концерт для скрипки с оркестром. Концерт для виолончели с оркестром (И.Ойстрах, Ф.Лузанов, Г.Рождественский)

Теги: Рождественский, Шуман, концерт, Ойстрах Давид, Ойстрах Игорь

                     
 
С единственным скрипичным концертом Шумана связана загадочная, почти мистическая история. Летом 1933 года, в Лондоне, две сестры – Джелли д'Арани и Адила Факири, обе – довольно известные скрипачки, развлекали себя спиритическим сеансом во время которого получили вдруг требование, исходившее якобы от духа знаменитого композитора Роберта Шумана: дух этот призывал одну из сестёр – мадам д'Арани разыскать и исполнить скрипичный концерт, написанный им когда-то. Обе они были внучатыми племянницами знаменитого некогда еврейского скрипача Йозефа Йоахима, который был дружен в своё время с Шуманом, и для которого, собственно концерт и был написан. Причём написан концерт был тоже при весьма странных обстоятельствах: В 1851-м году сознание вновь отказало Шуману. Ему неожиданно стало казаться, что он постоянно слышит одну и ту же музыкальную ноту. Кроме того, в ушах его звучали какие-то тихие голоса и странные гармонии. Однажды у себя дома, в Дюссельдорфе, Шуман признался жене: "У меня что-то со слухом. Каждый раз, когда я сажусь работать, я не слышу ничего, кроме ноты "ля". Я схожу с ума". Клара заметила, что, возможно, ему необходим отдых, на что Шуман ответил: "Мне кажется, что ко мне приходят призраки" и пожаловался на то, что не может спать. "Я должен записать всё, что они мне говорят!" – сказал он жене. "Кто?" – спросила жена. Шуман странно посмотрел на неё: "Призраки Шуберта и Мендельсона. Они разговаривают со мной, когда я пытаюсь уснуть. Они приносят мне вдохновение для создания замечательного скрипичного концерта". Шуман тут же быстро записал несколько строк на листке нотной бумаги. Эти строки стали основой его скрипичного концерта, судьбой которого Шуман занимался, как мы с вами уже узнали, и после своей смерти:) В то время, когда Шуман работал над этим концертом – осенью 1853-го года, – он вёл дневник, и 3-го октября сделал там такую запись: "Партитура концерта закончена". В тот же день он написал своему другу – скрипачу Йозефу Йоахиму письмо, в котором просил его оценить скрипичную партию концерта и ссылался на законченную партию фортепиано. 13 октября Шуман отправил Йоахиму своё произведение и выразил надежду на то, что оно в скором времени может быть исполнено публично. Из переписки Шумана и Йоахима известно, что Йоахим играл Шуману его концерт во время визита в Ганновер в 1854-м году. В это время, однако, сознание композитора стало подводить его снова, причиняя боль друзьям, которых он всегда рад был видеть. 27-го февраля 1854-го года, всего лишь через месяц после прослушивания своего драгоценного скрипичного концерта, Шуман сидел и беседовал с друзьями у себя дома, но вдруг внезапно поднялся и, не сказав ни слова, покинул друзей, незаметно вышел из дома, пришёл на мост через Рейн и бросился в воду. Несколько рыбаков, оказавшихся поблизости, вытащили его из воды и принесли домой. Шумана теперь нельзя было оставлять одного, и его поместили в психическую клинику в городе Эндених. Он больше никогда не приходил в себя, за исключением нескольких часов до смерти в 1856-м году
Через год после смерти Шумана Йоахим предложил Кларе исполнить вместе с ним скрипичный концерт Шумана. При этом Йоахим восторженно отзывался о первой и второй частях концерта, но намекал на какие-то странности в третьей его части. Через много лет Йоахим говорил своему биографу Мозеру, что концерт – это типичный Шуман во всех его проявлениях, но публично никогда этот концерт не исполнял. Что же касается публикации концерта, то не было и её. После смерти Шумана вопросы о публикации его произведений решались совместно Кларой Вик, Брамсом и Йоахимом. Когда сын Йозефа Йоахима Иоганн после смерти отца передавал архив скрипача в берлинскую библиотеку, он потребовал, чтобы скрипичный концерт Шумана не исполнялся ранее столетней годовщины со дня смерти композитора, то есть, не ранее 1956-го года.
Дух Шумана, как мы знаем, не мог согласиться с таким требованием, но получение от берлинской библиотеки партитуры концерта оказалось делом непростым. Новость о находке неизвестного произведения Роберта Шумана вызвала, естественно, сенсацию. Поскольку спиритический дух композитора высказал пожелание о том, что именно мадам д'Арани должна впервые исполнить концерт публично, корпорация ВВС стала готовить радиотрансляцию этого исполнения, назначенного на 20-е октября 1937-го года. Но, совершенно неожиданно, интерес к находке проявили нацисты, особенно после того, как было объявлено, что скрипичный концерт Шумана будет впервые исполнен в Берлине, и никем иным как выдающимся скрипачом-евреем Иегуди Менухиным. Министр пропаганды д-р Геббельс высказал пожелание, чтобы премьера концерта в Берлине состоялась через месяц на фестивале нацистской музыки, без маэстро Менухина. Германский министр культуры ответил на эти притязания так: "Мы против того, чтобы концерт Шумана исполнялся кем-либо, кто не является членом нацистской партии. Остальное – ваше дело. Хайль Гитлер!"
Первое публичное исполнение "потерянного" концерта Шумана состоялось в Берлинской Опере 26-го ноября 1937-го года. Солистом был профессор Георг Куленкампф. Судя по отзывам прессы, профессор исполнил концерт точно и вдохновенно, чем заслужил долгие овации в конце. Тем не менее Менухин в этом же 1937 тоже исполнил этот многострадальный концерт, а 16-го февраля 1938-го года уже Джелла д'Арани стала у микрофона в лондонской студии ВВС и в сопровoждении симфонического оркестра ВВС исполнила концерт Шумана для британских слушателей и для всего свободного мира.
Тем временем, последняя из оставшихся в живых детей Йозефа Йоахима, его дочь Элизабет Йоахим прислала в ВВС письмо, в котором заявила, что и она, и члены её семьи, и множество других людей знали о том, что партитура концерта Шумана находилась и находится в берлинской библиотеке. Странно, писала она, что понадобилась такая мистическая история для обнаружения того, что никогда не скрывалось.
В ответ на это письмо мадам д'Арани писала в "Таймс": "Я никогда не заявляла о том, что с помощью духов нашла произведение, о котором никто не знал. Я говорила лишь о том, что в то время, когда были получены спиритические послания, я ничего не знала о существовании концерта, а послания призывали меня найти этот концерт и сыграть его".
Если учесть, что Шуман был убеждён в том, что скрипичный концерт был продиктован ему двумя уже умершими композиторами – Шубертом и Мендельсоном и что в своих потусторонних посланиях он высказал пожелание, чтобы произведение было найдено и исполнено потомком его старого друга Йозефа Йоахима, то можно уверенно сказать: без помощи духов и их указаний свыше рукопись концерта пылилась бы в берлинской библиотеке до сих пор.
Мир музыки никогда не слыхал более странной истории.
                                  
                                                 * * *
История исполнений Виолончельного ля минорного концерта Роберта Шумана состоит не столько из ответов, сколько из вопросов, которые еще ждут ответа. Как известно из хроники последних лет жизни автора, именно эту партитуру композитор продолжал дорабатывать и переделывать в те несколько дней, что предшествовали совершенной им попытке самоубийства. Накануне 27 февраля 1854 года, когда Шуман покинул свой дом в Дюссельдорфе и стремительно направился к мосту через Рейн, с которого прыгнул в реку, виолончельный концерт лежал у него на столе, и в него рукой автора вносились некоторые правки. Хотя к тому времени сочинение было уже закончено, очевидно, что сам Шуман некоторые его моменты и места считал спорными. Прояснить эти вопросы уже не удалось, поскольку в марте того же года Шумана поместили в психиатрическую лечебницу, и к своим прежним работам он более не возвращался.
Первое публичное исполнение концерта состоялось в 60-х годах XIX века, когда автора уже давно не было в живых, - и с первых же шагов концерт приобрел репутацию музыки интересной, тонкой, эмоционально неуравновешенной и чрезвычайно трудной для солиста. Даже более чем трудной, - традиционно считалось, что Шуман: а) никак не учитывает возможности, специфику и удобство игры на виолончели, излагая свои идеи на нотной бумаге и б) совершенно не умеет оркестровать, то есть ставит солирующий инструмент в крайне невыгодные, проигрышные условия состязания с противостоящей ему оркестровой массой.
Один из вероятных ответов на эти претензии к автору "Крейслерианы" и "Карнавала" состоит в том, что концерт первоначально предназначался вовсе не для виолончели, а... для скрипки. Были найдены соответствующие архивные материалы - в том числе и те, что вдова покойного, Клара Вик, сочла необходимым спрятать, поскольку, на ее взгляд, они могли косвенно свидетельствовать о помутнении рассудка ее мужа. Однако сейчас, как только вся та же самая музыка начинает исполняться на скрипке, сразу исчезают практически все "неловкости" в сольной партии - те трудности и неудобства, которые не "окупаются", не производят впечатления виртуозных. И проблема баланса, равновесия звучности (то есть, вопрос о том, хорошо ли слышен солист в диалоге с оркестром) тоже снимается сама собой. Более того, выясняется, что ни один из упреков в адрес автора не справедлив: все слышно, нет ни однообразия, ни "мутности" звучания, ни "корявого" изложения романтических шумановских идей.
Однако весь остаток XIX и практически весь XX век выдающиеся солисты-виолончелисты каждый по-своему решали загадку, которую этим концертом им загадал автор. Многие виолончелисты вообще не рисковали играть этот концерт публично, иные напротив - добивались невероятной убедительности и силы воздействия на зал именно в этой музыке с ее необузданным порывом и, с другой стороны, - пронзительной, щемящей рефлексией.
Считается, что с оркестровкой у Шумана были нелады, и очень многие хотели поработать над его партитурами, чтоб исправить огрехи. В 1963 году Дм Дмитриевич Шостакович сделал новую оркестровку шумановского концерта для большого оркестра, присвоив сочинению опус (125). В партитуре концерта появились медные, арфа и ударные. Также Шостакович зафиксировал в нотах сольную каденцию виолончели в финале концерта, которая Шуманом не была прописана. 11 августа 1963 года Шостакович писал своему другу Исааку Гликману: "Я восхищаюсь Шуманом, и я часто думаю о его трагической жизни. Мне кажется Шуман сочинил свой концерт в период тяжёлой депрессии, вот почему я позволил себе такую свободу повторно оркестровав его". Впервые концерт в этой редакции был исполнен Ростроповичем 5 октября 1963 года. В оркестровке композитора 20 го века музыка безумного романтика стала более мрачной, приближаясь к атмосфере симфоний Малера и романов Достоевского

Роберт Шуман (1810-1856)

Концерт для скрипки с оркестром ре минор, op. Posth (1853)
I. In kräftignem, nicht zu schellem Tempo (12:26)
II. Langsam
III. Lebhaft, doch nicht schnell (12:38)

Игорь Ойстрах, скрипка
Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения
Дирижер - Геннадий Рождественский
1969г.

Концерт для виолончели с оркестром ля минор, op.129 (1850)
оркестровка Д.Д.Шостаковича, соч. 125, 1963
I. Nicht zu schnell (13:10)
II. Langsam (4:38)
III. Etwas lebhafter (8:06)

Фёдор Лузанов, виолончель
Государственнй симфонический оркестр Министерства культуры СССР
 
Дирижер - Геннадий Рождественский
1983г.

Георгий (stravigor) обновил ссылку:
http://files.mail.ru/6C292C63C626470DB0793A675B6594ED
flac (потрековый) / CD / обложки / 198 мб
Категория: аудио | Просмотров: 14382 | Добавил(а): legoru
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 26
1. Костин (Евгений_Ко)   (15 Декабря 09 07:11) [Материал]
Благодарю, такого не слыхивал! violin appl

2. Big Dog (Malamute)   (15 Декабря 09 07:54) [Материал]
Спасибо! Наверное, вы правы - пора послушать Шумана. :)
Виолончельный концерт гениален. Скрипичный послушаю еще - может быть, мое мнение о нем изменится.

А хорошо он все-таки против филистеров выступал! Как это актуально! :)


6. Oleg (legoru)   (15 Декабря 09 16:36) [Материал]
Финал скрипичного и виолончельный в оркестровке ДДШ наводят на мысли, что Шуман, есди бы он жил в 20м веке был бы смелым авангардистом :)

7. Big Dog (Malamute)   (15 Декабря 09 16:48) [Материал]
Да, думаю, в арьегарде бы не был. Шуман остро чувствовал свое время и, возможно, сейчас писал бы, как Лахенман, или, скорее, как Рим. :)

3. почитатель (kubra)   (15 Декабря 09 14:42) [Материал]
Так всё-таки опус 125 или 129?

4. Татьяна (татьяна)   (15 Декабря 09 15:57) [Материал]
:) У Шумана 129, а с орк. Шостаковича - опус 125. (?) Не совсем понятно с какой целью он поменял опус.
Спасибо! Не встречала раньше записи И.Ойстраха

5. Oleg (legoru)   (15 Декабря 09 16:21) [Материал]
Опус 125 - в списке сочинений Шостаковича, но там сноска - не отдельное сочинение, а только оркестровка Шумановского концерта опус 129.

У скрипичного концерта - opus Posth


8. Евгений (hanson)   (15 Декабря 09 23:11) [Материал]
Спасибо.

9. Василий Василь (SerPiano)   (16 Января 10 20:52) [Материал]
Большое спасибо. appl appl appl appl appl appl bravo bravo bravo bravo bravo bravo bravo bravo bravo :D

10. Oleg (legoru)   (17 Января 10 10:58) [Материал]
Пожалуйста. И не забывайте, что 2010 - год Шумана booze

11. Nina Videnova (nina01)   (11 Июля 10 19:40) [Материал]
Днес за първи път чух тези произведения на Шуман.Прекрасна музика!Благодаря!!!

12. Oleg (legoru)   (11 Июля 10 23:11) [Материал]
Не за что! :D

13. alex sidmak (sidmak)   (08 Октября 10 13:06) [Материал]
Всё с дисков убираю,
Но ЭТО забираю! :D

СПАСИБО!


14. Oleg (legoru)   (08 Октября 10 16:10) [Материал]
Я думал вы все мои старые выкладки освоили :)
Пожалуйста!

15. Андрей Бонд (Lahudra)   (20 Ноября 10 20:24) [Материал]
Простите, откуда такая замечательная байка? :)

16. Oleg (legoru)   (20 Ноября 10 21:10) [Материал]
Это известная история, я здесь нашёл
http://www.stihi.ru/2009/09/22/998

Есть даже роман какой-то
http://www.stengazeta.net/article.for.printing.html?id=6678


17. Глеб Ченцов (G_L_E_B)   (11 Апреля 11 14:04) [Материал]
Игорь Ойстрах - самый отвратительный из всех когда-либо слышанных мной скрипачей. Судя по тому, как грязно он играет, у него напрочь отсутствует музыкальный слух.

19. igor (igor120765)   (11 Апреля 11 20:48) [Материал]
ух и ни фига себе заявка... >(

18. Татьяна (татьяна)   (11 Апреля 11 15:49) [Материал]
Максимализм - детская болезнь :)
Представьте свою запись в доказательство, что слух есть у Вас ;)

20. Oleg (legoru)   (18 Апреля 11 04:20) [Материал]
Детская болезнь левизны :)

21. Глеб Ченцов (G_L_E_B)   (05 Мая 11 21:31) [Материал]
Для того чтобы судить о качестве игры других исполнителей, вовсе необязательно уметь играть самому. Есть вещи, которые видны даже дилетанту невооружённым глазом. Для сравнения послушайте тот же концерт в исполнении Куленкампфа (эта запись имеется на сайте).

22. major_c (Эгмонт)   (22 Октября 11 21:42) [Материал]
Господа, кто богат партитурой скрипичного концерта?

24. Глеб Ченцов (G_L_E_B)   (15 Июня 13 18:08) [Материал]
Партитуры нет, но есть переложение для скрипки и фортепиано.

23. Oleg (legoru)   (15 Февраля 12 02:15) [Материал]
Пожалуйста!

25. Александр Андрианов (Andrianov_aleks)   (09 Сентября 16 14:57) [Материал]
Не работает ссылка. Пожалуйста у кого есть буду рад) Andrianov_aleks@mail.ru

26. anm (alyosha)   (09 Сентября 16 15:32) [Материал]
Рекомендую действовать так:


Удачи!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.