В качестве музыки на сон грядущий (или в качестве утешения для тех, у кого бессоница) предлагаю послушать концерт Антонио Вивальди "Ночь". Вернее, не концерт, а концерты. Мало кто знает, что одно из самых гениальных произведений "рыжего священника" может исполняться в нескольких вариантах.
Самая известная редакция концерта (RV 439, op.10 No.2) написана для солирующей флейты, струнных и basso continuo. При этом, специалисты спорят, на какой именно флейте правильнее исполнять это произведение. То ли на поперечной деревянной флейте-траверсо, то ли на продольной блокфлейте. Если к этому добавить распространённую практику исполнения концерта на современной флейте, уже имеем три варианта :)
Существует и другая редакция (RV 104), хронологически более ранняя. Она написана для более камерного состава, где к солирующему инструменту присоединяются скрипки, фагот и, разумеется basso continuo. Мне эта редакция кажется более интересной, поскольку характерный сумрачный тембр фагота делает музыку более "ночной". Роль фагота, оттеняющего игру солиста, столь значительна, что эту редакцию порой именуют Концертом для флейты и фагота с оркестром. Здесь мы тоже имеем расхождения в мнениях, какая именно флейта наиболее адекватна музыке Вивальди, и в исполнительской практике мы имеем те же три варианта, что в предыдущем случае. Но самое любопытное, что автор обозначил солирующий инструмент как флейту ИЛИ СКРИПКУ. Поэтому правомерен и четвёртый вариант, крайне редко звучащий на концертных подмостках - для скрипки, струнных и фагота.
Наконец, существует ещё отдельный концерт Вивальди, тоже озаглавленный "Ночь" (RV 501). Он написан для фагота с оркестром. Хотя он написан совершенно в иной тональности (си-бемоль мажор вместо соль минора) и не имеет цитатного сходства с концертами, названными выше, его роднит с ним не только название, но и общая атмосфера, и необычная структура (совершенно отличная от стандартного "быстро-медленно-быстро"), и даже названия частей: "Fantasmi" ("призраки") и "Il sonno" ("сон").
В итоге, предлагаю вашему вниманию подборку, в которой представлены все перечисленные варианты :) Для любителей сравнения интерпретаций :)) На самом деле, трактовки "Ночи" Вивальди бывают столь разительно несхожи, что порой не поверишь, что играют одно и то же произведение...
Итак. В архиве в формате MP3 представлены следующие исполнения:
Concerto in G minor LA NOTTE RV 104
Современная флейта - Мишель Дебост и Московский камерный оркестр. Дирижёр Рудольф Баршай.
Блокфлейта - Джованни Антонини и "Il Giardino Armonico".
Флейта-траверсо - Карл Кайзер и "Kamerata Koeln".
Скрипка - Джулиано Карминьола и "Sonatori de la Gioiosa Marca".
Concerto in G minor LA NOTTE RV 439, op.10 No.2
Современная флейта -
1) Мишель Дебост и Orchestre De Chambre De Toulouse (совершенно иная трактовка, чем у того же солиста с Баршаем). 2) Северино Гаццелони. I Musici. 3) Александр Кискачин. Collegium dell'Arte. Дирижёр Лев Корчин. 4) Жан-Пьер Рампаль. Il Solisti Veneti. Дирижёр Клаудио Шимоне.
Блокфлейта -
1) Михала Петри. Виртуозы Москвы. Дирижёр Владимир Спиваков. 2) Филипп Пикетт. New London Consort.
Флейта-траверсо -
1) Лиза Безносюк. The English Concert. Дирижёр Тревор Пиннок. 2) Лаура Понтекорво. Concerto Italiano. Дирижёр Ринальдо Алессандрини.
Concerto in B-flat major LA NOTTE RV 501
Фагот -
1) Дэниэл Смит. Английский камерный оркестр. Дирижёр Филип Леджер. 2) Олег Талыпин. Ленинградский камерный оркестр.
MP3 (битрейт разный, поскольку всё из разных источников), 197 Mb:
josif spartak (josif) добавил ссылку ещё на 3 исполнения:
1). James Galway(Голуэй, Джеймс) - Antonio Vivaldi - Flute Concerto No. 2
(La Notte) (Op. 10, No. 2) (New Irish Chamber Orchestra; conductor
James Galway) http://intoclassics.net/news/2012-08-09-29255
2).
Франс Брюгген (Frans Brüggen) флейта-траверсо и Оркестр 18 века-Vivaldi-
Flute Concertos op.10 (RV104) - источник не нашёл.
3). Orpheus
Chamber Orchestra, Patrick Gallois(Галлуа, Патрик)(flute), 6 Flute
Concertos Op.10 (RV 439) У Минора взято. Очень понравилось это
исполнение.
Кто хочет прийти в шок от контраста, рекомендую послушать друг за другом исполнения, скажем, Джованни Антонини с "Il Giardino Armonico" - и Александра Кискачина
Вот это правильно. Давно удивляюсь: что это люди тут просто и тупо диски выкладывают? Хитрое ли дело - диск готовый выложить! Давно пора те диски резать на кусочки, собирать те кусочки в тематические подборки и уж только вот эти подборки и выкладывать! Так же и интересней, и полезней (просветительней)! (ИМХО, конечно.) Спасибо, Денис! Качаю (как раз мэйл, кажется, заработал - еле-еле, правда)!
От всех скачавших жду их личного хит-парада По крайней мере, самую понравившуюся и самую не понравившуюся интерпретацию Иначе для чего я всё это делал?
Cпасибо большое! Особенно - за статью. Выбрать лучшего, конечно, невозможно. Я бы добавил ещё: 1). James Galway(Голуэй, Джеймс) - Antonio Vivaldi - Flute Concerto No. 2 (La Notte) (Op. 10, No. 2) (New Irish Chamber Orchestra; conductor James Galway) http://intoclassics.net/news/2012-08-09-29255 2). Франс Брюгген (Frans Brüggen) флейта-траверсо и Оркестр 18 века-Vivaldi- Flute Concertos op.10 (RV104) - источник не нашёл. 3). Orpheus Chamber Orchestra, Patrick Gallois(Галлуа, Патрик)(flute), 6 Flute Concertos Op.10 (RV 439) У Минора взято. Очень понравилось это исполнение. Выложил всё это в МР3 68 МВ: http://files.mail.ru/8079B2822E4B11E295DD002185605E52
Конечно, есть масса исполнений, интересных каждое по-своему. Но моей задачей, в общем-то было не утопить слушателя в куче записей, а сделать подборку из наиболее контрастных, отличающихся друг от друга версий.
Но против Ваших трёх записей у меня возражений, конечно же, нет. Больше вивальдиев хороших и разных!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".