Когда я выложил
аудио-вариант этого цикла, один из «погруженцев» посетовал, что незнание немецкого
языка не позволяет в полной мере воспринять музыку. Действительно, многое
теряется при непонимании того, о чем поется ‒ особенно в камерной вокальной
музыке. Я думаю, что художественное
оформление само по себе уже должно помочь в этом. Кроме того, я снабдил каждый
номер этого цикла кратким комментарием. У романтиков важно не столько
конкретное содержание, сколько настроение. Поэтому мои комментарии ограничиваются
в основном настроением песен.
1. „In der Fremde" («На чужбине»). Жалоба сироты на чужбине.
2. „Intermezzo" («Интермеццо»). Настроение
волнительного любовного ожидания, ощущающееся в синкопированном ритме песни как
легкая сердечная аритмия.
3. „Waldesgespräch" («Лесной разговор». Другое
название: «Встреча в лесу»). Популярная у романтиков тема лесной
чародейки Лорелеи. Голос прекрасной волшебницы вызывает у заблудившегося в лесу
одновременно и страх и восторг. Этот голос постепенно вырастает от
таинственного пьяно до громогласного приговора путнику: «Никогда тебе не
выбраться из леса!»
4. „Die Stille" («Тишина»). Тайна,
которую одновременно не решаются произнести, и хочется рассказать всем.
5. „Mondnacht" («Лунная ночь»). Образ тихо
струящегося лунного света.
6. „Schöne Fremde" («Прекрасная чужбина»).
Настроение восторга в бурную фантастическую ночь.
7. „Auf einer Burg" («В старой крепости»).
Настроение чего-то очень древнего, ветхого, призрачного. Призрачен сам замок,
призрачен образ старого рыцаря, – как греза появляется в конце образ некоей невесты
в слезах.
8. „In der Fremde" («На чужбине»).
Воспоминания о счастливом прошлом, не предвещавшем ничего плохого. Последнее
„tot” подчеркивается унисоном с ф-но, – как будто только сейчас доходит до
сознания страшная правда о том, что любимая давно мертва.
9. „Wehmut" («Печаль»).
Светлая грусть о прошедшем.
10. „Zwielicht" («Сумерки»).
Настроение гнетущего, постепенно усугубляющегося томительного страха.
Оканчивается песня мобилизующим: «Тьмы страшись, будь бодр душой!»
11. „Im Walde" («В лесу»). Образ
свадебной процессии на лошадях сквозь лес. В конце настроение праздника
сменяется (как часто бывает у Шумана) чувством щемящей тоски.
12. „Frühlingsnacht" («Весенняя ночь»). Весеннее опьянение любовью.
Видео оформлено картинами столь многих художников, что их
перечисление заняло бы много места. Могу только заверить, что картины очень
хороши и, что самое главное, соответствуют музыке.
Ссылка на видео: https://cloud.mail.ru/public/4eJT/HhX8s4vSA
Формат: AVI Объем: 1.17 Gb
Адреса четырех последних выкладок рубрики «Музыка в живописи ‒ живопись в музыке»:
http://intoclassics.net/load/2-1-0-2545
http://intoclassics.net/load/2-1-0-2533
http://intoclassics.net/load/2-1-0-2531
http://intoclassics.net/load/2-1-0-2487