|
О Ван Клиберне замолвите слово
| |
salezian | Дата: Пятница, 03 Апреля 09, 09:04 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 145
Статус: Offline
| Прошу эту тему не истолковывать как некую провокацию. Задаваемый вопрос мне действительно интересен, как меломану. Такой у меня вопрос к корифеям фортепианного искусства: действительно ли Ван Клиберн является крупным пианистом? Или его победа на том знаменитом Конкурсе П.И. Чайковского была неким политическим ходом Министерства культуры СССР? Ван Клиберн в те годы стал невероятно популярным в СССР, а потом исчез, как по мановению волшебной палочки... Выскажитесь, коллеги-сопогруженцы.
К сожалению, здесь невозможно изменить e-mail. А потому сообщаю свой новый электронный адрес: salezian62@gmail.com Указанный в регистрации с 26 марта - нерабочий.
|
|
| |
Fermata | Дата: Четверг, 30 Апреля 09, 18:28 | Сообщение # 2 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Статус: Offline
| Почти уверена, что никакого политического хода не было. Наоборот, Клиберн своей потрясающей игрой спутал все карты устроителям конкурса, которые уже выбрали своего претендента на 1 -е место - Льва Власенко. Это был как раз тот случай, когда безоговорочно победил талант и оказались бессильны все кулуарные заготовки. Вторично Клиберн приезжал в СССР, кажется, в середине 60 - х годов, но такого восторга от его игры уже не наблюдалось. Играл он скорее деловито, чем романтично. Критики отмечали недостаток легато в его игре.
Без музыки жизнь была бы ошибкой.
|
|
| |
lerit | Дата: Четверг, 30 Апреля 09, 19:54 | Сообщение # 3 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 57
Статус: Offline
| Ван Клиберн - выдающееся явление в мировом пианизме 2-ой половины прошлого века, равного которому не было. К сожалению, расцвет его таланта пришелся именно на 1958 год.
|
|
| |
sashasan | Дата: Четверг, 30 Апреля 09, 20:21 | Сообщение # 4 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 102
Статус: Offline
| Совершенно согласен со всеми высказавшимися. А насчет недостатка легато - это интересно. Дело в том, что педагогом Клиберна была Розина Левина (урожденная Бесси) - помните фотку на который Клиберн показывает рукой на ее имя на золотой доске выпускников? Так вот, если внимательно присмотреться к его манере исполнения кантилены (в том числе и конкурсного времени), а потом вспомнить туше ... Метнера например, то вы найдете много общего.
|
|
| |
AI | Дата: Четверг, 30 Апреля 09, 21:09 | Сообщение # 5 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 151
Статус: Offline
| Для меня лучший 2 концерт Рахманинова - клиберновский. После авторского, разумеется. И очень люблю его 2 Брамса, хотя и там "соперники" более чем достойные. Недавно была выкладка видео московских концертов. Лучше самому посмотреть и послушать.
|
|
| |
1300013 | Дата: Четверг, 30 Апреля 09, 22:49 | Сообщение # 6 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 10
Статус: Offline
| Клиберн совершенно неповторимый артист, уникальнейшей талант от Бога. Звук совершенно фантастической красоты, повисающий в ушах сразу и навсегда. С таким сразу же узнаваемым звуком, да и манерой игры пианистов за всю историю раз, два и обчелся. И одно это уже делает Клиберна явлением. У него была почти непогрешимая техника (посмотрите 12-ю рапсодию Листа в видео), своя исполнительская интонация. На конкурсе Чайковского он сразу же заявил себя как гений - от него ждали (в России все максималисты, верующие в чудеса) дальнейшего проявления гениальности на уровне Рихтера, Рахманинова. Рубинштейна. Но не дождались - Америка его закрыла -он довольно быстро перестал прогрессировать и почил на лаврах. Деньги тогда на него сыпались просто безумные и он решил, что все - ему достаточно багажа, чтобы обеспечить их приток. Такая установка не пошла ему на пользу и его последний творческий выброс, как мне кажется пришелся на его приезд в 1972 году в СССР. Я слушал тогда у него концерт Грига...Это было нечто недостижимое - поразительная, незатертая красота подачи этой известной всем музыки, необъяснимая словами поэзия, сочетавшая свежесть весенних цветов и волнения вечно юной души... Здесь его можно было сравнить с кем угодно - Рихтером, Микельанджели, Липатти. Когда он позднее записал эту вещь (по-моему с Орманди) красота приобрела лакированный оттенок, все устаканилось, но прежнего вдохновения,увы, достигнуто не было. То же самое можно сказать о многих его записях - например сонат Шопена. Когда я первый раз прослушал на ВР (огромный блин на 78-й скорости) h-mol`ную с концерта 1960 года, был просто потрясен. Золотой, нет, платиновый звук, исповеднический характер игры - всего лишь малая часть исполнительского коктейля 26-летнего Клиберна. Добавьте сюда еще немыслимую певучесть рояля, лирический размах и артистизм - при этом ни грана пошлости, наива - и вот для меня открытие на многие времена - он, Клиберн, здесь, именно в этот момент встал рядом с незабвенным исполнителем этого шедевра С.Г.Нейгаузом. Но в записи на диске, сделанной через 15 лет он оказался бледной тенью себя тогдашнего - очень расчетливо, без аромата, но, правда, с огромным мастерством и прекрасным звучанием. И все же это несравненно лучше, чем ,например, недавнее выхолощенное исполнение чудесной шопеновской сонаты Амленом - чистой воды формализм и деревянный рояль. Техника - отдельно. Сразу ясно, чем художник отличается от фокусника. Второй и последний раз я слушал Клиберна в БЗК в 1989 году - по сравнению с 72 годом от него остались головешки. Так думалось после 1-го Листа. Но вот во 2-м отделении 1 -й концерт Чайковского - и головешки постепенно разожгли прежний костер вдохновения - 2-я часть привела весь зал и меня в настоящий, неистовый восторг. А финал и бисы - воскресили прежнего Клиберна, искры успевали только сыпаться. Однако последний его приезд критики в один голос назвали "Конец Легенды". Я, к сожалению, при сем не присутствовал, но, думаю, что это наверное так. Однако можно быть благодарным замечательному артисту, что эта Легенда была. А про кого из нынешних это можно сказать? Как понимаете, вопрос риторический...
Сообщение отредактировал 1300013 - Четверг, 30 Апреля 09, 22:56 |
|
| |
irinarch | Дата: Пятница, 01 Мая 09, 00:27 | Сообщение # 7 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 258
Статус: Offline
| В его исполнении по-настоящему услышал второй концерт Рахманинова. По настоящему - значит влюбился. Это все, что я могу сказать...
|
|
| |
Доброе утро!
|
|