"Улучшение" классического нотного текста
|
|
alex_rv | Дата: Четверг, 25 Января 18, 10:58 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 22
Статус: Offline
| Добрый день, уважаемые любители музыки !
Обращаюсь к Вам с просьбой объяснить неприятно удивившее меня открытие. По многим рекомендациям познакомился с исполнением 23-го концерта Моцарта Кристианом Захариасом (дирижер Д.Зинман), кажется 1985 года с Дрезденской капеллой. В целом исполнение мне весьма понравилось. Но я услышал посторонние ноты во втором проведении фортепианного соло в Адажио 23 концерта. Подобное слышал также у Бренделя с Маринером. Ни у кого такого более не слышал. Специально посмотрел ноты, нет там ничего такого, я правда непрофессионал, любитель, но этих дополнительных украшений там точно нет. Или есть второй вариант от Моцарта ?
Буду очень признателен тому, кто пояснит это различие в нотах.
Олексійко
|
|
| |
nepman | Дата: Четверг, 25 Января 18, 12:40 | Сообщение # 2 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 170
Статус: Offline
| Цитата alex_rv ( ) Специально посмотрел ноты, нет там ничего такого, А ноты какого издательства и какого года?
|
|
| |
alex_rv | Дата: Четверг, 25 Января 18, 13:42 | Сообщение # 3 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 22
Статус: Offline
| Не обратил внимания. В любом случае, то, что проверил, отвечает большинству исполнений.
Олексійко
|
|
| |
Земля | Дата: Четверг, 25 Января 18, 14:28 | Сообщение # 4 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
| Просто Моцарта всегда любили редактировать на свой вкус ещё романтики. Тяга к уртекстам появилась много позже. Скорее всего в данном случае ноги растут оттуда, особенно, если вы слышали одни и те же непривычные ноты у двух разных исполнителей. Т. е., от композитурствующих исполнителей прошлого. Но точно так может быть и в наши дни тоже. Особенно с так называемого "аутентического" направления. Ведь для такого действа всегда есть оправдания: а) жанр концерта в те времена подразумевал в какой-то мере импровизацию от исполнителя (в первую очередь в Каденциях), а тут уже начинает работать принцип "если можно малое, то можно и большее", б) все устали от бесчисленного повторения одного и того же исполнителями, и если есть вариант "ещё лучше", то почему бы им и не воспользоваться (внести разнообразие в хоть и очень вкусное, но и уже чем-то поднадоевшее слегка меню, так сказать)?
|
|
| |
alex_rv | Дата: Четверг, 25 Января 18, 14:47 | Сообщение # 5 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 22
Статус: Offline
| Вариант "еще лучше", пожалуй, не совсем подходит, имхо конечно. Для меня открывателем этой музыки был Анатолий Ведерников с пластинки в далекие 80-е годы. Много слушал других исполнителей, но для меня пожалуй только Элисо Вирсаладзе так же проникновенно играла, причем у них обоих немного отличается эмоциональная окраска, и это прекрасно. Но ноты ведь ОДИНАКОВЫЕ. Кажется Тосканини говорил некоторым своим коллегам: "Имейте мужество играть так, как написано". А различие мы сами услышим. В любом случае неплохо бы указывать, что это редакция такого-то, а не оригинал. То, что в этом месте было сыграно оригинальный текст, я сильно сомневаюсь.
Олексійко
|
|
| |
Земля | Дата: Пятница, 26 Января 18, 14:40 | Сообщение # 6 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
| А в чём конкретно там различие-добавление? ... А! Нашла это у нас: http://intoclassics.net/news/2010-03-10-14544 . Ну так там добавлены при повторе украшения и связующие ноты в мелодической линии. Это могли сделать как романтики начала 19-го века, типа Гуммеля, или редакторы-издатели нот, так и современные исполнители точно так же. Обоснование одно: сделать музыку разнообразней и интересней. На самом деле, на мой вкус, музыка от этих привнесений стала хуже, утратила как свою проникновенность, так и интимную обнажённость чувств, так сказать, и трогательность простого и скромного высказывания.
Ведерников играл эту музыку уж слишком тяжело и мрачно. Что-то ни в одном исполнении мне не удалось услышать устремлённости души в небо на этой музыке. Вектор души Ведерникова имеет прямо-противоположную направленность. А Вирсаладзе мне вообще поперёк глотки, так сказать, всегда - непроглачиваемый большущий кусок от шашлыка, так сказать. С большим трудом воспринимаю её творчество. Чисто эмоционально чуждое и противоестественное что-то для меня игра её и трактовки - что-то ну уж очень искусственное и не от сердца как бы совсем, чисто по-педагогически манипулятивное и рационализирствующее. Но записи с нею этого концерта не помню уже. Смутно помню, что не понравилась. Надо бы найти и переслушать. Брендель тоже ни разу ни нравился мне ещё.
Сообщение отредактировал Земля - Пятница, 26 Января 18, 15:39 |
|
| |
Trompete | Дата: Пятница, 26 Января 18, 16:44 | Сообщение # 7 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1282
Статус: Offline
| Сегодня это не такая уж редкость. Например, пианистка Екатерина Державина недавно записала в такой манере свободного орнаментирования полный комплект всех сонат Гайдна. На этом сайте есть такая же вольная запись сюит Генделя пианисткой Рагной Ширмер. Не только при романтизме, но еще больше в 18-м веке понятия академического текста вообще не было. Каждый исполнитель имел законное право переделывать исполняемое под себя, и даже досочинять вставные номера. Вспомним как сам Моцарт в мнимой 37-й симфонии дописал к симфонии Михаэля Гайдна свое вступительное адажио. А об операх и говорить нечего. Сегодня параллельно с аутентизмом у некоторых исполнителей появилось и желание вернуть старинные свободы.Добавлено (26 Января 18, 16:44) --------------------------------------------- Кстати и у Гульда это сплошь и рядом, даже в сонатах Бетховена.
|
|
| |
alex_rv | Дата: Пятница, 26 Января 18, 17:55 | Сообщение # 8 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 22
Статус: Offline
| Коллеги, большое спасибо, что подключились к теме ! Я примерно так и предполагал. В любом случае остается впечатление слушателя. Если, например, какие-то отклонения от исходника и есть у Горовица во Второй рапсодии Листа, то у меня они отторжения не вызывают.
Олексійко
|
|
| |
Тугоухий | Дата: Воскресенье, 28 Января 18, 13:51 | Сообщение # 9 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 423
Статус: Offline
| От знаний многих - многие печали... Мой слух плохой - пусть как хотят играют!
Каждый борется со скукой по-своему.
|
|
| |