Трагические музыкальные произведения. - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Трагические музыкальные произведения.
Трагические музыкальные произведения.
blackmoremayДата: Пятница, 19 Января 18, 21:05 | Сообщение # 1
Группа: Пользователи
Сообщений: 16
Статус: Offline
Трагические, в смысле, воспринимаемые как наиболее драматические. Восприятие, безусловно, индивидуально.
Для меня на сей момент это три произведения...
1. Адажио для струнных С. Барбер.
2. Прелюдия № 4 Ф. Шопен.
3.Финал симфонии №6 П. Чайковский.
 
nibelungДата: Вторник, 23 Января 18, 07:17 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 2280
Статус: Offline
"У попа была собака". Русская народная песня.
 
ЗемляДата: Четверг, 25 Января 18, 06:33 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 2962
Статус: Offline
https://youtu.be/m4GwE_zwv7A?t=15m40s - Прелюдия №14 ми-бемоль минор  - Еопус 34) Д. Шостаковича. Именно в качестве таковой ("супер-трагической") мне давали её поучить пару месяцев (в 3-й четверти) в 7-м классе музыкальной школы.
https://youtu.be/-gsqvszVUAg?t=0m52s - Здесь её играет сам автор.
https://youtu.be/30gJoDUYuns?t=14m56s - Здесь её играет Элисо Вирсаладзе, и есть нотный текст в видео.
https://youtu.be/cEtm8xs0tK4?t=16m26s - Евгений Либерман (1961)
А здесь её играет Лазарь Берман: https://youtu.be/eiXz0qrg5aI?t=7m36s - что-то как-то неубедительно совсем играет.
https://youtu.be/2pXW1l9_xP8?t=17m21s - играет Андрей Коробейников.
https://youtu.be/w0s_1FKZ9aA?t=1m6s - играет Анна Шелудько (СПб консерватория)


Сообщение отредактировал Земля - Четверг, 25 Января 18, 08:56
 
nepmanДата: Четверг, 25 Января 18, 09:03 | Сообщение # 4
Группа: Пользователи
Сообщений: 170
Статус: Offline
Самое трагичное это похороны генсеков под музыку похоронки Шопена.
 
ЗемляДата: Четверг, 25 Января 18, 14:18 | Сообщение # 5
Группа: Проверенные
Сообщений: 2962
Статус: Offline
Цитата nepman ()
Самое трагичное это похороны генсеков под музыку похоронки Шопена.
Нет. Куда трагичнее старое (с советских времён которое) прежнее музыкальное оформление минуты молчания по радио и телевидению около семи вечера на 9 мая: Бах - Рахманинов - Скрябин.
 
TrompeteДата: Четверг, 25 Января 18, 21:34 | Сообщение # 6
Группа: Проверенные
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Трагическое и драматическое - совершенно разные вещи. Например, у Бетховена очень много чрезвычайно драматической музыки, но я затрудняюсь назвать у него что-то реально трагическое.
Другое дело Чайковский. Да, 6-я симфония. Еще по-настоящему трагическими воспринимаются его симф. поэмы Ромео и Джульетта и Франческа да Римини.
Шостакович. 8-я симфония.
Шопен. 2-я соната (не Похоронный марш, а вся соната).
Шуберт. Зимний путь.
 
ЗемляДата: Четверг, 25 Января 18, 21:44 | Сообщение # 7
Группа: Проверенные
Сообщений: 2962
Статус: Offline
Цитата Trompete ()
у Бетховена очень много чрезвычайно драматической музыки, но я затрудняюсь назвать у него что-то реально трагическое.
Средняя часть 7-й ф-ной сонаты вполне тянет на трагичность, если её соответствующе исполнить. Другое дело, что так её никто не исполняет почему-то.
 
bulagueroДата: Вторник, 30 Января 18, 16:48 | Сообщение # 8
Группа: Пользователи
Сообщений: 56
Статус: Offline
Цитата Trompete ()
Трагическое и драматическое - совершенно разные вещи. Например, у Бетховена очень много чрезвычайно драматической музыки, но я затрудняюсь назвать у него что-то реально трагическое.

На мой взгляд 2я часть "героической" - настоящая, высокая трагедия, хотя разработка первой части больше подходит под определения жанра. Ну и "Кориолан"-же с "Эгмонтом"! У Шопена, кстати, в плане трагичности последняя, 24я прелюдия, из опуса 28 даст фору третьей сонате, там в конце буквально забивают гвозди в крышку гроба. А вообще, многие (да и я тоже) путают слова "трагический" и "драматический", также как и "трагический"-"похоронный".
 
ЗемляДата: Среда, 31 Января 18, 08:06 | Сообщение # 9
Группа: Проверенные
Сообщений: 2962
Статус: Offline
"Трагический" - это что-то связанное с внезапным, неожиданным, преждевременным, жгуче обидным по своей несправедливости концом жизни. За трагедией следуют растерянность от неприятия случившегося, неверие в него, потом отчаяние, жгучая боль от ощущения несправедливости, протест ("За что?!!.."), постепенно переходящие в скорбь, скорбное переживание невосполнимой потери, утраты, постепенно затухающее и переходящее в стадию некоего философского обобщения пережитого печального опыта жизни. Примерно такому плану эволюции эмоций и должно быть подчинено музыкальное произведение, которое мы могли бы с полным правом и соответствием назвать "трагическим". Но этот драматургический план может предстать и в усечённом виде - усечённом с начала, т. е. лишённым прелюдии - описания обстоятельств, когда, казалось бы, ничто не предвещало беды. "Похоронное" музыкальное произведение же по идее должно состоять в основном и главным образом из описания заключительной части этого драматического плана трагедии - описания скорби и некоего философского обобщения в его начальной стадии формирования с редкими непродолжительными обращениями (реминисценциями) к предшествующим "пунктам" описанного плана трагедии - выражениям отчаяния, жгучей боли утраты, описаниям безмятежной или счастливой предшествующей трагедии жизни. Именно такова драматургия известного "Похоронного марша" Шопена.

Добавлено (31 Января 18, 07:53)
---------------------------------------------
Описанному выше плану трагичного музыкального произведения как будто соответствует странная клавирная сюита В. А. Моцарта без определённой тональности К. 399, соответствует в усечённом с начала виде:



Сделав (мысленно) поправки на конкретное исполнение данного произведения в данной записи (оно в недостаточной степени, так сказать, "серьёзно" и "трагично"), мы можем разглядеть тут такую эволюцию переживаний и эмоций, драматургическую линию этого музыкального произведения:
- Интродукция описывает как бы некое потрясение от какого-то печального события, с которым никак не может примириться, не может принять его за случившийся факт сознание - оно словно борется, противясь принятию его за действительно случившееся.
- В фуге развёртывается драматичнейший диалог отчаяния и жгучей боли ощущения несправедливости с незримым оппонентом и виновником - Богом, но от того нет ответа - наступает время смирения и принятия трагедии как должного и не подлежащего опротестовыванию.
- В Аллеманде идёт диалог как бы с самим с собой - скорбное переживание утраты, мысли и воспоминания о прошлом и о будущем, которое не состоялось.
- В Куранте скорбные переживания, достигнув следующей стадии смирения, перерастают уже в светлое философское обобщение утешения - "всё хорошо, не надо печали", в котором чувствуется что-то фальшивое по своей сути, но вместе с тем и естественное для такой ситуации - некая форма защитной реакции на трагедию и переживания её - здесь, как то обычно бывает в живом организме, больное воспалённое место обрастает защитной капсулой, создающей больному месту благоприятную среду для заживания.
- Сарабанда отсутствует у меня в нотах. Если она действительно является частью этой сюиты, а не приплюсована сюда кем-то со стороны "для кучи", то её можно трактовать, как лёгкое критическое обобщение, переосмысление прежде пережитого выше опыта.
Возможно, что причиной такого на первый взгляд сумбурного по форме творения Моцарта послужила одна из смертей его детей в раннем возрасте.

Конечно, многое зависит от исполнения. Так в этом по-своему интересном исполнении каких-либо признаков или следов пережитой трагедии обнаружить попросту невозможно даже в завуалированном виде:



Да и сопроводительный (довольно обширный) текст не оставляет никаких надежд "прочесть" в данном "опусе" Моцарта хоть что-то отдалённо напоминающее трагедию или хоть какие-то отголоски таковой.

===============================================================================================

Интересно сопоставить с описанным планом трагического музыкального произведения драматургический план "Лунной" сонаты Бетховена, где он (этот план) предстаёт как бы в перевёрнутом виде. Сначала нам открывается картина конечной стадии переживания трагедии - описание скорби, подавленных стенаний по невосполнимой утрате, несбывшимся надеждам. Затем во 2-й части - аналог "Куранты" из вышеописанной сюиты Моцарта - как бы противоестественное "Всё хорошо. Не надо печали" - защитная реакция сознания от невыносимой боли трагедии и связанных с нею непосильных для психики переживаний. Но в третьей части эту реакцию вдруг и всё-таки пробивает, прошибает неудержимое чувство протеста, боли и несогласия, которое и есть уже подлинная защитная реакция сознания от факта случившегося, но не через утешение, как то обычно принято, а через излив чувств и потребности темпераментной и неподвластной никому души в дальнейшей борьбе и жизни в ней же.



Добавлено (31 Января 18, 08:06)
---------------------------------------------
Наверно, как отражения вариантов личностного преодоления трагедий, трагических переживаний можно рассматривать другие минорные фортепианные сонаты Бетховена - такие, как до минорные 8-ю "Патетическую" и 32-ю.


Сообщение отредактировал Земля - Четверг, 01 Февраля 18, 08:38
 
nibelungДата: Среда, 31 Января 18, 09:22 | Сообщение # 10
Группа: Проверенные
Сообщений: 2280
Статус: Offline
Крутой трагизм может быть в мажоре. К.331, первая часть...
https://www.youtube.com/watch?v=-mVQxR9Ll9U
 
tobeyortДата: Среда, 31 Января 18, 09:31 | Сообщение # 11
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Статус: Offline

Цитата
Крутой трагизм … первая часть...

здесь скорее светлая печаль или меланхолия
 
nibelungДата: Среда, 31 Января 18, 09:49 | Сообщение # 12
Группа: Проверенные
Сообщений: 2280
Статус: Offline
При мне на днях гроб опускали близкого мне человека под эту музыку. Я считаю, органист, который выбрал эту музыку, в чём-то прав, вернее - абсолютно...

Сообщение отредактировал nibelung - Среда, 31 Января 18, 11:32
 
tobeyortДата: Среда, 31 Января 18, 10:01 | Сообщение # 13
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Статус: Offline

Цитата
на днях гроб опускали

по этому случаю уже всё  написано. Тихая печаль, воспоминания и радость встречи в вечном мире.
 
eduards990Дата: Пятница, 02 Марта 18, 13:29 | Сообщение # 14
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Статус: Offline
Очень интересный разговор, хотелось бы продолжения. Для меня трагическая (и драматическая музыка -шире) всегда была самой любимой и чаще слушаемой (?). Хотя от постоянных трагедий может и крыша съехать

Погружение - лучшее время моей жизни!
 
bulagueroДата: Вторник, 10 Апреля 18, 12:37 | Сообщение # 15
Группа: Пользователи
Сообщений: 56
Статус: Offline
Цитата bulaguero ()
третьей сонате
2я соната имелась ввиду, конечно же

У многих так, минорные произведения у всех, наверное, композиторов самые слушаемые. Это, по-видимому, как-то связано с психическими процессами у человека, объяснить я это не могу. На первых порах тоже так же было, но с выходом из подросткового сознания, расширением и углублением интересов более или менее выровнялось. Да и очень люблю пошутить, и соответственные моменты в музыке меня по-настоящему цепляют. Вот скажем, когда только познакомился с "Доном Джованни" любил, конечно концовку. Но сейчас я уже понимаю (в том смысле что так же сильно люблю) что вся соль-то в таких сценах как, например, встреча Дона Джованни и Лепорелло с Эльвирой (большой речитатив после арии Эльвиры 'Ah chi mi dice mai..', и далее - "Madamina..'), приглашение на ужин ('O statua Gentilissima..') или собственно его начало-продолжение, когда Лепорелло поёт с набитым ртом. Но, кстати, "мажор"-мажору рознь, бывают такие вещи, писанные в мажорной тональности, от которых кровь стынет сильнее, чем от некоторых заведомо трагических произведений, бывает же, что так запросто и не определишь "состояние" музыки - своего рода смех сквозь слезы. Множество оттенков возможно, на самом деле - в них и есть, как мне кажется, подлинное величие художника и его творения.

Что касается темы, то, нельзя не упомянуть оба баховских пассиона. Если брать в противовес - миниатюры - из того что играл я сам, мне сразу приходит на ум до-диез минорная прелюдия Скрябина (соч. 11 № 10) и знаменитая "Астурия" Альбениса - я её всегда несколько примитивно воспринимал как гибель торреро на корриде, и в заключительном разделе мне слышался отчаянный стук в ворота (невесты, вдовы,  матери..), но, что важно, в исполнении именно на гитаре (там в конце ключевая фраза играется pizzicato).


Сообщение отредактировал bulaguero - Вторник, 10 Апреля 18, 14:26
 
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Трагические музыкальные произведения.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Хостинг от uCoz