"Борис Годунов" - различия между редакциями - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"Борис Годунов" - различия между редакциями
dsg37Дата: Суббота, 08 Ноября 14, 15:39 | Сообщение # 1
Группа: Пользователи
Сообщений: 291
Статус: Offline
Кто-то здесь рекомендовал записи Гергиева "Бориса Годунова" в оригинальных редакциях Мусоргского 1869 и 1872 гг.
Кроме того, есть редакция Римского-Корсакова и Шостаковича.
Не подскажите в чём отличия между той или иной версией? Желательно поконкретнее, на что обращать внимание при прослушивании?
Заранее спасибо!
 
nepmanДата: Вторник, 11 Ноября 14, 15:36 | Сообщение # 2
Группа: Пользователи
Сообщений: 170
Статус: Offline
Цитата dsg37 ()
Кто-то здесь рекомендовал записи Гергиева "Бориса Годунова" в оригинальных редакциях Мусоргского 1869 и 1872 гг. Кроме того, есть редакция Римского-Корсакова и Шостаковича. Не подскажите в чём отличия между той или иной версией? Желательно поконкретнее, на что обращать внимание при прослушивании? Заранее спасибо!
О, дорогой, этак долго рассказывать. Возьмите хотя автобиографическую книгу Хубова - там все написано про оригинальные редакции, и какие изменения ввел Римский-Корсаков, у которого, в свою очередь, тоже были две редакции - 1896 и 1906 года, где в последней были добавлены ряд сцен, выпущенных в первой редакции.  Но, как правило, с 1939 года эти две редакции были объединены в одну и еще добавлена сцена у собора Василия Блаженного, позаимствованная у Ламма.  Правда, разные постановки иногда таскали с места на место некоторые куски оперы, типа сцены под Кромами.
А редакция Шостаковича - это всего лишь новая инструментовка оперы, т.е. он делал оркестровку клавира Мусорского по своему собственному вкусу и полагаясь  на свое мастерство, хотя  где-то он оставлял практически без изменений инструментовку Мусорского или Римского-Корсакова, а где-то полностью менял, чтобы усилить, скажем, бОльший симфонический размах развития оперы.
Вообще же, основное различие между Мусоргским и Римским было то, что первый преимущественно был вокальным, а не инструментальным композитором и создавал свои музыкальные образы порой независимо от инструментальной логики проведения материала. Он порой игнорировал все гармонические   системы и формулы, чтоб более выявить музыкальный натурализм своей оперы и иногда инструментальное сопровождение идет по своему сценарию, как бы параллельно тексту оперы, имеет свое собственное движение, метрическое несовпадение  с текстом. А это и обескураживало академиста Римского-Корсакова, для которого любое нарушение голосоведения, нарушение заранее установленных технических приемах, гармонии, настоянных на западных классических образцах, - хуже не было греха.  Но так как авторитет Римского-Корсакова был несоизмеримо выше в то время, чем у Мусорского , то ему и поверили в необходимости редактирования и исправления партитур Мусоргксого.


Сообщение отредактировал nepman - Вторник, 11 Ноября 14, 15:39
 
dsg37Дата: Вторник, 11 Ноября 14, 19:14 | Сообщение # 3
Группа: Пользователи
Сообщений: 291
Статус: Offline
nepman, категорически благодарю за конкретное и понятное объяснение!
Про добавленные и убранные куски - очевидно и не так интересно.
А вот про всё остальное -
Цитата nepman ()
музыкальные образы порой независимо от инструментальной логики проведения материала. Он порой игнорировал все гармонические   системы и формулы, чтоб более выявить музыкальный натурализм своей оперы и иногда инструментальное сопровождение идет по своему сценарию, как бы параллельно тексту оперы, имеет свое собственное движение, метрическое несовпадение  с текстом

было бы крайне интересно увидеть это на конкретных примерах. Не могли бы Вы указать пару мест, где это проявляется особенно явно? Чтоб можно было заодно сравнить как это "причесал" Р-К.
Ну и заодно, если можно, в каких местах Шостакович оркестровку "полностью менял, чтобы усилить, скажем, бОльший симфонический размах развития оперы."
В общем, был бы крайне признателен за некий "путеводитель", а то самому пытаться копать-сравнивать "с нуля" сложно ввиду большого объёма материала.
 
СузукиДата: Вторник, 11 Ноября 14, 20:33 | Сообщение # 4
Группа: Проверенные
Сообщений: 199
Статус: Offline
Я советую Вам для начала сравнить Вступление к "Борису" в оркестровке Мусоргского с Гергиевым с тем же вступлением в редакции Римского-Корсакова из любой имеющейся в Вас записи.
Я, в свое время, сделал это перед тем как дать "Бориса" в первой редакции на одном из своих муз. вечеров для своей аудитории, включавшей как любителей музыки (каким и я являюсь), так и профессиональных музыкантов.
Именно потому, что вокала там нет, различие очевидно. Лучше всего это различие сформулировала моя жена: "Слушая Р-К, ты предполагаешь, что за этим последует какая-нибудь сказка, в лучшем случае сказание, а у Мусоргского ты предчувствуешь драму".  Вот это смягчение и перекрашивание оркестровки Мусоргского ослабляет общее впечатление, несмотря на то, что вокальные партии остаются, похоже, без изменения.
 
dsg37Дата: Вторник, 11 Ноября 14, 22:58 | Сообщение # 5
Группа: Пользователи
Сообщений: 291
Статус: Offline
Сузуки, Пролог - это единственное, что я заметил самостоятельно ))). Только мне казалось, что это в пределах интерпретации дирижёра и оркестра. Единственное существенное отличие в "тексте", котороя мне бросилось в глаза - это медь в конце Пролога перед самым "Ну что ж вы...". У Мусоргского (Гергиев) медь на одной ноте звучит ритмически на мотив дальнейшего "Печаль на Руси", что бросается в глаза и придаёт как бы связность повествованию. А у Р-К там нет этого мотива, хотя медь тоже нагнетает будь-здоров.
У Шостаковича (Геликон опера) так вообще эта медная партия почти лишена "дыма с кровопийцами".
Возможно Р-К счёл этот "лейтмотивный" приёмчик слишком примитивным и достойным лишь какой-нибудь рок-оперы конца будущего XX века, поэтому решил разнообразить это место ))).
В общем мне по восприятию Мусоргский (Гергиев) доступнее, прямолинейнее что ли, нечто от драйва рок-музыики есть.
Но это слишком интуитивно, неконкретно и, возможно, субъективно. А, главное, не понятно что тут зависит от дирижёра и оркестра, а что от Авторо версий. Поэтому и интересуюсь тут.


Сообщение отредактировал dsg37 - Вторник, 11 Ноября 14, 23:01
 
nepmanДата: Среда, 12 Ноября 14, 00:12 | Сообщение # 6
Группа: Пользователи
Сообщений: 170
Статус: Offline
Цитата dsg37 ()
было бы крайне интересно увидеть это на конкретных примерах. Не могли бы Вы указать пару мест, где это проявляется особенно явно? Чтоб можно было заодно сравнить как это "причесал" Р-К.
Если вы найдете статью Павла Ламма "Восстановление подлинного текста "Бориса Годунова", то увидите в ней целую  таблицу изменений в опере при редактировании ее Римским-Корсаковым с точным указанием количества тактов. А их  порядка  85 процентов всего материала оперы. Также дан перечень характера этих изменений: в словесном тексте, в гармониях, инструментовке и т. д.
 
dsg37Дата: Воскресенье, 16 Ноября 14, 18:58 | Сообщение # 7
Группа: Пользователи
Сообщений: 291
Статус: Offline
nepman, большое спасибо! Попробую найти статью Ламма.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Хостинг от uCoz