|
Клавирные сонаты Йозефа Гайдна
| |
Lotsmanoff | Дата: Пятница, 28 Февраля 14, 00:54 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 12
Статус: Offline
| Уважаемые музыканты! Поскольку среди посетителей сайта немало преподавателей, и в том числе, детских музыкальных школ, хотел бы задать вопрос: какие из клавирных сонат Гайдна вы считаете наиболее подходящими для изучения в музыкальной школе на уроках музыкальной литературы? В старой школьной программе фигурируют ре мажорная (Hob. 37) и ми-бемоль мажорная (Hob. 45). Мне не очень понятно, по каким критериям составители выбрали именно эти сонаты (впрочем, как и многие другие произведения курса муз. литературы). Возможно, кто-то сможет подсказать другие сонаты, которые могли бы быть интересны детям. На мой взгляд, критерием должна быть яркость тематизма, ясность сонатной формы в первой части и компактность всего произведения. Буду благодарен любому ответу.
|
|
| |
Земля | Дата: Пятница, 28 Февраля 14, 04:07 | Сообщение # 2 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
| Странно, что вы назвали только две сонаты. У нас играли около десяти, примерно, их. Ми минор, 2 или 3 соль мажор, 2 ля мажор, до мажор, ре мажор. Лично мне больше всех нравится своей яркой и сочной детскостью ранняя си-бемоль мажор (Хоб. 16-17), но она есть только в полных собраниях сонат Гайдна.
Сообщение отредактировал Земля - Пятница, 28 Февраля 14, 16:09 |
|
| |
Lotsmanoff | Дата: Пятница, 28 Февраля 14, 15:46 | Сообщение # 3 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 12
Статус: Offline
| Уважаемая Земля, дело в том, что я имел ввиду уроки по музыкальной литературе, поэтому сонат только две. Если Вам не трудно, укажите нумерацию по Hob. - по тональностям не очень понятно, о каких сонатах Вы говорите
|
|
| |
Земля | Дата: Пятница, 28 Февраля 14, 18:07 | Сообщение # 4 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
| А-ааа... по музлитературе... Ну, у нас по ней демонстрировали только две сонаты: ми минор Хоб. 16-34 и ре мажор Хоб. 16-37 А так, по моему мнению, если надо больше, то можно было бы демонстрировать оптом ещё следующие разноплановые от разных годов: - ми-бемоль мажор Хоб. 16-49 (в исполнении Г. Гульда лучше), - до мажор Хоб. 16-35, - до-диез-минор 16-36, - си минор 16-32, - ля мажор 16-12, - ля мажор 16-5. Плюс особо выразительные средние части из других сонат добавить можно. Например, скерцо и финал из сонаты ми мажор Хоб. 16-31, Адажио из сонаты ля-бемоль мажор Хоб. 16-41. И другие. И пьесы добавить ещё: - Анданте с вариациями фа минор, - Фантазия до мажор, дабы показать "мост" от Гайдна к Бетховену через них.Добавлено (28 Февраля 14, 18:07) --------------------------------------------- Ваша ми-бемоль мажорная Хоб. 16-45 тоже очень выразительная от души соната и ясная по форме. Ну, а ре мажорная Хоб. 16-37 - вообще шедевр от начала до конца. Просто удар свыше, так сказать. Особенно для детского восприятия. Особенно средняя часть - такая неожиданная для Гайдна вообще. А ля Гендель или не Гендель, но типа того. Очень, очень сжато и выразительнейше, глубоко по драматическому переживанию и непосредственному рассказу-излиянию его вот тут прямо вам по свежим следам, так сказать. Кстати, мои рекомендации других сонат не исходили совершенно из ясности сонатной формы, о чём вы просили, а исходили исключительно из художественных достоинств (яркости) на мой личный вкус и взгляд.
Сообщение отредактировал Земля - Пятница, 28 Февраля 14, 16:23 |
|
| |
Lotsmanoff | Дата: Суббота, 01 Марта 14, 00:26 | Сообщение # 5 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 12
Статус: Offline
| Жаль только, что этой теме можно посвятить от силы два урока. Так что придётся выбирать из лучшего наилучшее. Огромное спасибо за ответ, пошёл изучать Гайдна :-)
|
|
| |
Мечников | Дата: Суббота, 01 Марта 14, 20:06 | Сообщение # 6 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Статус: Offline
| Уважаемый Lotsmanoff, Помимо перечисленных сонат, есть у Гайдна: 1) соната c-moll HobXVI №20 в исполнении С.Рихтера 1960 или Э.Акса (на мой слух), 2) HobXVI №23 F-Dur (какой контраст лёгких, радостных и остроумных крайних частей и глубоко лиричного Adagio f-moll!), 3) HobXVI №22 E-Dur( только темп первой части должен быть оптимальным - иначе получится или что-то нудное, или наоборот, быстрая, техничная, виртуозная невнятица. Andante e-moll исполнители, по-моему, заторапливают и оно теряет в проникновенности, превращаясь в слегка грустную, но поверхностную пьесу. Менуэт венчает дело. 4) HobXVI №42 D-Dur и HobXVI №40 G-Dur двухчастные с богатыми по настроению и лиричности первыми частями (что надо уметь показать) и короткими виртуозными финалами, в HobXVI №42 полифоническим изложением 5) HobXVI №47 F-Dur, я считаю, искусственно собрана, ибо там довольно схоластически скучная первая часть, больше похожая на упражнение, конрастирует с прекрасной сицилианой в f-moll, без перерыва переходящей в яркий лаконичный финал F-Dur. Право, будь я исполнителем, я играл бы только 2-ю часть и финал. Я думаю, что тема показа "моста от Гайдна к Бетховену", рекомендованная уважаемой Землёй, для ученика сложновата да и искусственна. Подумайте сами, чем раскрывать всевозможные "мосты" между гениями, не лучше ли показать красоту каждого из них? Два урока, конечно, мало. Не знаю, как сейчас, а когда я учился в ДМШ (1979-1984), то мы заучивали и пересказывали музразборки произведений из учебника, вместо того, чтобы слушать и учиться слышать. Тот, кто придумал такую форму обучения или полный дебил, или имел тайное задание отгородить людей от настоящей музыки. Если Вам покажется интересным, то предложите ученикам после прослушивания любой части сонаты, прослушать (или сыграть) её дома повторно и предложить подумать, как можно было бы улучшить с их точки зрения исполнение-работу над звуком, динамикой, артикуляцией(невзирая на именитость исполнителя), что бы можно было смело и незазорно дать прослушать самому Гайдну, будь он рядом. Или, как вариант, предложить представить, какие бы советы по улучшению звучания мог бы дать Гайдн. Если это для них окажется сложным, то попросить погрузившись в музыку, представить воочию, какие бы сюжеты-сценки могли бы ей соответствовать. На официальную "непрограмность" Гайдна наплевать! Её придумали невежды, лишенные фантазии Пример- "7 слов". Наиболее продвинутым ученикам после предварительного объяснения, предложить переложить для ф-но партитуры некоторых квартетов. Думаю, что переложив и разучив на ф-но, например любую из частей "7-ми слов", адажио и финал из Ор54 №2, Largo из Ор76№5 или Allegro из Ор76№2, Ор20№5, да и других, человек получит возможность почувствоввать сопричастность творчеству. А это результат! С уважением Д.Мечников.
|
|
| |
Lotsmanoff | Дата: Воскресенье, 02 Марта 14, 12:51 | Сообщение # 7 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 12
Статус: Offline
| Спасибо за столь обстоятельный ответ. Играть Гайдна наши дети сами, увы, не смогут, равно как и наводить мосты от Гайдна к Бетховену - не тот уровень, к сожалению. А вот насчёт придумывания программы - мысль интересная, надо будет попробовать. Тем более, что в нашей ситуации это, похоже, единственная возможность как-то продлить разговор о музыке и услышать от учеников что-нибудь кроме неистребимых "весело" и "грустно"
|
|
| |
Земля | Дата: Воскресенье, 02 Марта 14, 15:56 | Сообщение # 8 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
| А мне 1-я часть фа мажорной сонаты Хоб. 16-47 нравится с первых же звуков - захватывает как оригинальная такая болтовня (много торопливых и лёгких, как бы скользящих, до конца не проговариваемых звуков при общем медленном трёхдольном темпе ("Быстро и медленно одновременно", так сказать). Именно, что болтовня, живая непосредственная речь человеческая - фамильярная, свойская, дружеская, благодушная, с лёгким юморком и любовью, переходящими местами (особенно в конце) в откровенно прорывающееся (от избытка сил юности) прежде как бы сдерживаемое из соображений приличия баловство (октавные пассажи в правой руке). Потом это всё довольно естественно переходит в фа минорную среднюю медленную часть.
Сообщение отредактировал Земля - Среда, 05 Марта 14, 12:23 |
|
| |
Мечников | Дата: Воскресенье, 02 Марта 14, 19:37 | Сообщение # 9 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Статус: Offline
| Уважаемый Lotsmanoff, вот видите, возможно благодаря Вам у них уже есть "неистребимые "весело" и "грустно""-понятия в голове! Это же здорово! Значить узнают лад, чертяки! А если предложить ( на доступном детям языке) сравнить между собой несколько веселых частей и попросить рассказать: 1) какая из весёлых веселее, 2) отчего, по мнению ребёнка зависит интенсивность весёлости данной части сонаты?( попросите прикинуть, насколько изменится восприятие при перемене темпа, громкости, перемене артикуляции? Иными словами, можно ли, меняя манеру исполнения, сделать одну и ту же часть более или менее весёлой (ведь в интернете можно найти самые разнообразные исполнения). Пусть это будет домашним заданием - найти и представить более и менее весёлые исполнения одного и того же произведения и к какому из них у ребёнка больше "лежит душа", ну, как бы он играл сам для себя?( а не навязывая свою манеру, как делает большинство преподавателей предмета специальности) 3) аналогично и с грустными частями. 4) И вообще, вот Adagio из HobXVI №46 As-Dur. Скажите, оно весёлое или грустное, или какое-нибудь иное? Или Andante con moto из HobXVI №20 c-moll?( я имею в виду вопрос детям) Смысл - дать возможность сделать своё восприятие богаче, создать почву для творчества при разучивании (прослушивании) той или иной сонаты, заданной преподавателем специальности, а тот пусть думает, что ребенок стремится работать над звуком, темпом и тд, благодаря ЕМУ!(шучу). Только вводитевопросы не как тесты кучей, от которой только дым из ушей, а легко и спокойно, просто в ходе естественного общения, ну как музыка Гайдна. И утилизируйте, т.е. обращайте эмоции детей на пользу дела. Вам тоже будет интересно работать. А со сценками ведь это можно комбинировать. Например: такое-то исполнение больше соответствует такой сцене ( например "Радостный ученик на перемене, которого просто не спрашивали на уроке"), а вот другая манера исполнения - и это "Радостный ученик, которого про "лукоморье дуб...." спросили, а он всё таки вывернулся" - Ералаш с Хазановым. Кстати, это ведь одна из возможных моделей и она позволит обойти лимит времени -2 урока. С уважением, Д.М .
|
|
| |
|
|