Блистательный Вагнер и казус с «Тристаном» - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Блистательный Вагнер и казус с «Тристаном» (мнение на тему)
Блистательный Вагнер и казус с «Тристаном»
ТехасецДата: Среда, 12 Февраль 14, 02:33 | Сообщение # 1
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Статус: Offline
Печатаю с сокращениями и без картинок, целиком не помещается.

Сегодняшний релятивизм - когда нельзя ни похвалить, не обругать - негативно сказывается на менталитете просвещенного человечества. А что делать? Нехристи все стали. Сравнивать, видите ли, нельзя. Кто лучше поэт - Пушкин или Стас Михайлов? Никто не лучше. Цирк.

Вагнер очень,очень противоречивый композитор. Безупречный драматург - да, есть такое (особенно заметно в бытовых его вещах, в «Майстерзингерах», к примеру, в первом акте. Безупречный вкус и безупречная драматургия). Великий композитор - да, с оговорками. Большой поэт - нет, не очень, причем это был его собственный выбор. Если читать оригинал либретто глазами, то просто диву даешься - сколько несуразностей, сколько бессмысленных звуков, идиотский порядок слов, совершенно ученические рифмы (в «Лоэнгрине» он этими рифмами особенно грешит, немецкими эквивалентами рифм из категории «кровь-любовь»). Но если слушать - начинаешь понимать. Слова (и слоги) подобраны и расставлены так, чтобы было удобно петь.

(Напоминаю, что Вагнер свои либретто писал сам. Помимо Вагнера это делал также Прокофьев, и в некотором смысле это хорошо - но не в том смысле, который имел в виду сам Прокофьев. Помню, я дико мучился на гастрольном представлении «Огненного ангела», прокофьевская безмелодийность, и - отдельно - его полифония, меня раздражают страшно, но вдруг засмеялся с облегчением (на меня странно посмотрели сидящие вокруг - не осуждающе, они тоже мучились, а хотели выяснить, что меня рассмешило и тоже посмеяться и просветлиться, скорее всего) - рыцарь пропел (!!) такую вот фразу - «А что же ты раньше этого не сообразила?» Попробуйте пропеть. Сразу поймете, «что там смешного».

Да, так вот, Вагнер был щедро одарен Создателем - менее щедро, чем Верди там, где дело касается музыки, но зато всего остального, вспомогательного, было очень много. Но, как истый немец, оказался он на каком-то этапе своего развития в плену своих теорий. У немцев ведь даже новаторство должно происходить по плану и по схеме. И если в изначальный план что-то не влезает, нужно подрезать, удлинить или укоротить, подбить и сверху рашпилем пройтись, а вдохновение по боку.

Вагнер вбил себе в голову, что драматургия в опере важнее музыки. И с этой идеей МНОГО ЛЕТ носился и писал оперы, величая их «музыкальными драмами». Разубедил его лично Шопенгауэр, но это случилось потом. Тем не менее, музыкальный гений Вагнера ичерез его тевтонские теории пробивался, иногда даже шквально. К сожалению, «Голландца» в наше время исполняют отвратительно, тянут кота за ... хмм ... за хвост, отчего музыка рассыпается на составные, блекнет, и умирает прямо на глазах у публики.

В «Лоэнгрине» Вагнер-композитор заработал в полную силу. Наконец-то. Да и система лейтмотивов (во всяком случае, ее первый вариант) уже была им придумана и задействована. Кстати, если кто желает - есть на трекерах исполнение с моими субтитрами, вшитыми - первыми приличными русскими субтитрами к этой опере. Многое становится понятнее, если знаешь, что поет исполнитель в данный момент - не поверхностно, а дословно. Вообще-то Вагнера исполнять по-немецки в странах, где любители оперы немецкого не знают - еще глупее, чем ... хмм ... ладно, это тоже отдельный разговор. Но вот у Вагнера случилась несчастная любовь. С кем не бывает. И пребывая в отвратительномнастроении, да еще и с постоянно маячащей под третьим от угла фонарем угрозой нищеты, Вагнер решил посвятить этой своей несчастной любви целую оперу. Поделиться с публикой своими кошмарами. И поделился.

О «Тристане» принято говорить исключительно чепуху. И думать тоже. Много копий поломали, пытаясь рационализировать все эти бесконечные тритоны, никак не разрешающиеся в тонику. Это ж надо - всю оперу публика, зверея и потея, жаждет этого разрешения, а упрямый Вагнер кормит ее исключительно тритонами, скотина немецкая.

Для непосвященных - ничего сложного. Тритон - это интервал такой, расстояние между двумя нотами, играющимися подряд. Говорят еще «уменьшенная квинта» или «увеличенная кварта». Ну, к примеру, если у вас есть под рукой клавиатура, сыграйте первые две ноты знаменитого марша из «Аиды», или начало гимна Российской Федерации под командованием Владимира Путина. Это кварта. Теперь сыграйте тоже самое, только вторую ноту играйте на полтона выше. Ну, к примеру, если первая нота до, а вторая фа, то играйте вместо фа - фа-диез. Черненькая такая клавиша. До - фа-диез. Сыграли? Ощущение подвешенности есть? Вот. Оно самое.

Тритон эффектно использовал Чайковский в лейтмотиве трех карт. Звучит зловеще. Но Вагнер в«Тристане» тритоном долбает публику безудержно и постоянно. Чтобы жизнь малиной не казалась. Потому как у него несчастная любовь, и теперь хоть трава не расти. Где же разрешение?! - стонет публика. Где же, как же?! ... Как же так?! ... Не будет вам разрешения, твари равнодушные, говорит Вагнер. Не дам! (Дает в самом конце, ибо добр).

Да, так вот, об этом пишут все, кому не лень. И это понятно и очевидно. А главное опускается. Дело в том, что есть в «Тристане» места, которые, кроме как «музыкальным хаосом в чистом виде» не назовешь. Это когда гармония убирается из музыкальной палитры полностью, аккорды строятся непонятно на чем, поскольку отсутствуют опорные звуки, и наступает полная партитурная демократия - все ноты весят одинаково, никакие не доминируют. Этот музыкальный хаос страшным образом действует (в данной опере) на психику. Но Вагнер, с его безупречным вкусом и немалым мелодическим даром, вдруг меняет гнев на милость и дает слушателем подышать гармонией. То бишь, водворяет ее на место, гармонию. И вот появляются снова опорные звуки, намечается иерархия в тональности, доминанта снова доминанта, терция снова терция. Можно не знать этих терминов, но переход из хаоса в гармонию и из гармонии в хаос в этой опере всегда чувствует зал - во всяком случае те в зале, кто пришел слушать и еще не окончательно окосел от «всего этого».

Больше к таким экспериментам Вагнер не возвращался ни разу. И последующая любовь его была вполне счастливой. Настроение улучшилось. Распахнулись горизонты, наступил период обеспеченности (шаткой, зыбкой, но все же обеспеченности), и Вагнер творил, не истязая публику. «Тристан» остался в репертуарах. Сегодня историки ломают головы над тем, что имел в виду Пуччини, когда сделал пометку впартитуре последней, незаконченной своей оперы («Турандот») - «А потом - Тристан!» Пусть ломают. Полезно.

А что же дальше? А дальше, дамы и господа, начался полнейший бардак. «Тристан» вдохновил вдруг целую армию горе-композиторов, у которых начисто отсутствовал мелодический дар. А ведь обидно - учишься музыке черт-те сколько лет, нужные знакомства завел, а мелодий в голове как не было, так и нет. Вагнер своим «Тристаном» дал этим горемыкам повод утверждать, что - Мелодия устарела. Все хорошие мелодии уже написаны, да и вообще - надоело. Мелодия в музыке не главное. Главное - полифония. Главное - палитра. Главное - оркестровка. Сочетания. Сочетания сочетаний. Диссонансы можно употреблять в любом количестве. (Диссонанс - сочетание звуков, которое режет слух). Дальше - больше. Гармония устарела. Гармонии закончились. Гармония не главное. А как же без гармонии? А так же. Все ноты равны. Демократия полная. Аккорды строятся - как захочешь, на любых нотах.

И как это все называется? О, названий много. Венская чего-то школа. Двенадцатитонная музыка. Атональная музыка. Доде альфонс кафония. И - пошло-поехало. Начался бой венского Петрушки Уксусова с квинтовым кругом.

Длится до сих пор. Посредственность обожает хаос - ведь чтобы творить хаос, талант не нужен. Умный вид делают решительно все. Незадолго до смерти Пуччини писал хорошему знакомому - «Опера умирает, потому что публика согласна терпеть длинные музыкальные опусы без мелодий». Последнюю великую оперу на сегодняшний день написал опять же именно Пуччини, да, и написана она - страшно подумать - в 1924-м году. Ей скоро век исполнится. Предвидел ли «все это» сам Вагнер? Нет. Но Вагнера любят использовать в своих целях посредственности, а не только веристы.
 
alexandr_pДата: Среда, 12 Февраль 14, 11:03 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 136
Статус: Offline
Цитата Техасец ()
Но Вагнера любят использовать в своих целях посредственности,

Не только Вагнера, но и Бетховена, Верди etc. :)
Ведь все мы - посредственности по отношению к Ним. :)
Но среди "посредственностей" и "горе-композиторов"у Вас оказались Шёнберг, Веберн, Стравинский и кто там еще? :)


Сообщение отредактировал alexandr_p - Среда, 12 Февраль 14, 17:02
 
MontgomeryДата: Среда, 12 Февраль 14, 14:52 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 181
Статус: Offline
Если честно разочарован, слог статьи как для пацанчиков со двора, чтобы пояснить им, что за чел такой Вагнер, йопт.
Даже не знаю как коментировать.
 
Radix_peregrumДата: Среда, 12 Февраль 14, 15:19 | Сообщение # 4
Группа: Модераторы
Сообщений: 826
Статус: Offline
Цитата Montgomery ()
Даже не знаю как коментировать.
Лучше - никак не комментировать. Уже не первый раз автор открывает здесь полу- или целиком провокативные темы. Человек у нас новый, простительно. Но сколько таких случаев у нас уже было, не перечесть :)


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи
Вверх, до самых высот!
 
т333Дата: Четверг, 13 Февраль 14, 20:39 | Сообщение # 5
Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Статус: Offline
Да, я уже насладился постом на тему "Бетховен - тупой, мрачный и занудный", теперь вот Вагнеру досталось. Но в этот раз автор допустил крупную ошибку - полез в музыкальный анализ, где и доказал свою, скажем мягко, несостоятельность. Кстати, в посредственности, похоже, попали и Прокофьев с Шостаковичем, Бриттен, Хиндемит, Мессиан - "О, сколько их упало в эту бездну!" Но автор не прав в одной очень важной детали: после Пуччини,на самом деле, написана масса опер и с гармониями понятными, и с диссонансами - консонансами, да только автор слушать-то их не хочет, а может, зря? Глядишь, вдруг да понравятся Хренников да Шебалин, а то еще есть Милютин, Листов и пр. Мелодий - море!
 
PachkuljaДата: Четверг, 10 Апрель 14, 18:01 | Сообщение # 6
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
"Вагнер вбил себе в голову" Текст как будто носовский Незнайка писал)

Сообщение отредактировал Pachkulja - Четверг, 10 Апрель 14, 18:01
 
VermoulureДата: Пятница, 16 Май 14, 09:47 | Сообщение # 7
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Статус: Offline
Снобизм потёк, теряя берега. :D

Червоточины и чудеса
 
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Блистательный Вагнер и казус с «Тристаном» (мнение на тему)
Страница 1 из 11
Поиск: