Невероятный Верди - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Невероятный Верди (мысли на тему)
Невероятный Верди
ТехасецДата: Понедельник, 10 Февраля 14, 22:52 | Сообщение # 1
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Статус: Offline
Не знаю, и знать не хочу, кто первый обронил фразу (точно не Вагнер!), что, де, у Верди оркестр - как большая гитара, аккомпанирует певцам. Сказано это было (скорее всего), когда Верди был известен музыкальному миру очень хорошо, но еще ничего толком не написал. То есть, написал штук двадцать опер, а хор иудеев из «Набукко» - вообще прелесть (причем вполне вровень с шедеврами Верди), но это все не считается. Верди был по менталитету обыкновенный итальянский фермер. И, получив известность и обеспеченность, желал удалиться на ферму и там выращивать овощи и цветы. Как его тогдашний кумир Россини - тоже ведь, как обеспечил себя, так и перестал сочинять. Это потому, что сочинять трудно, требует напряжения духовного и физического, а зачем, если нужды нет.

Тогда-то Верди и попалась на дороге женщина, которая что-то такое в нем углядела, чего другие не видели. И сказала - ну-ка, фермер, напиши шедевр. Потому как пора уже. А я буду с тобою спать.

Люди, повторяющие («с ученым видом знатока», разумеется) фразу о гитаре - либо никогда не слушали «Риголетто», «Травиату», «Бал-маскарад», «Сицилийскую вечерю», и «Аиду», либо ничего не понимают в музыке и не любят музыку, зато хотят казаться умными. И в окружении «своих» у них это вполне получается. Ну и пусть себе радуются.

Новатором Верди не был и быть не собирался. Работал на уже распаханном до него поле. Очень постарались до него - Моцарт и Бетховен (не в опере, правда, но это отдельный вопрос и долгий спор), Россини, Мейербер, и Доницетти. Ничего не имею против Беллини, кстати говоря, но к подготовке поля для Верди он не имеет отношения.

Так или иначе, опера к моменту прихода в нее Верди уже успела обособиться, отделиться от симфонии, и приобрести собственные заморочки, приемы, и уловки. Устоялась традиция передавать музыкой все, что происходит на сцене - и мысли, и действия, и антураж. 

Есть несколько видов мелодий (об этом у меня много трепа в видеороликах, с примерами) - есть просто красивые мелодии, есть запоминающиеся мелодии, есть расхожие, есть сложные, есть простые. И особняком стоят оперные мелодии. В которых заключено действие. 

Чтобы написать просто красивую мелодию, нужно быть талантливым.

Чтобы написать запоминающуюся мелодии, нужно быть чуть более талантливым.

Чтобы писать оперные мелодии, нужно быть гением. Иначе публике будет скучно. Не всякая публика в этом признается, естественно. Но оперы, написанные не-гениальными композиторами (а их много, и их зачем-то все время исполняют) - катастрофически скучны. Слушателям. Менее скучны исполнителям - но это отдельный вопрос, опять же. Да и вовсе не исполнители платят за билет. И не они жертвуют серьезные суммы в фонды оперных театров. Иные исполнители за копейку удавятся.

То, что сделал Верди на подготовленном для него поле - совершенно невероятно, фантастично, и «так не бывает». У Верди вдруг обнаружился небывалый, невиданный до той поры мелодический дар, целиком и совершенно неожиданно раскрывшийся в «Риголетто» - первом его шедевре. При этом обнаружилась сразу же и вердиевская щедрость - мелодии сыпались как из ведра, и многие, выполнив свою функцию единожды, тут же оставлялись, сменялись новыми. Из любой, самой незначительной, темы в «Риголетто» Бетховен со свойственной ему педантичностью сделал бы целую симфонию.

Многие лицемеры по сию пору рассуждают о бедности оркестровки в операх Верди. (Это нормально. Римский-Корсаков удивлялся всякий раз, находя, что Чайковский путает секции, использует духовые там, где нужно использовать струнные - зачем?! Ну, зачем. Напиши так, как писал Чайковский, может и поймешь - зачем, вроде бы умом не обижен). Да, так вот. Во время оно УЖЕ появилось (и в опере тоже) множество посредственностей, прикрывающих недостаток мелодического дара оркестровыми изысками. Верди прикрываться было незачем. Оркестровка Верди - прекрасна сама по себе, часто блистательна, и заключает в себе часто - опять же мелодии. У Верди есть много фирменных оркестровых приемов, каждый из которых он использовал по разу, максимум два раза, которые безошибочно указывают на авторство (ну, как, например, взлетающие по гамме скрипки в монологе Монтероне, или три ноты, играющиеся контрабасами в том же монологе). Приемы настолько вердиевские, что их никому даже в голову не пришло взять на вооружение. Использование приема - не плагиат. Пуччини использовал кучу вагнеровских приемов, однако обвинять Пуччини в плагиате человеку разумному и в голову не придет. Но именно вердиевские придумки - никто не использовал. Нельзя. «Слишком Верди», слишком было бы заметно.

За исключением смурной арии Герцога в начале второго акта (после фантастической красоты темы, открывающей акт, которая тут же и брошена, нигде больше не повторяется), «Риголетто» - идеальная опера. В ней нет ни одной лишней ноты. Ничего нельзя добавить, убирать тоже нечего.

Один из критиков (вот не помню - Гальс ли, или Дж. Б. Шоу) с легким презрением писал, что, де, кабалетта в конце второго акта (дуэт Риголетто и Джильды) - это просто кабалетта, традиционная, а квартет из третьего акта - это традиционный, обыкновенный квартет. Меня всегда удивляют такие сентенции. Если обыкновенно и традиционно - где остальные такие же кабалетты и квартеты? Ну вот в «золотом веке оперы» - где? Ну, у Вагнера есть квинтет в «Тангейзере», у Чайковского в «Онегине» квартет про львов («Слыхали львы - за рощей, в час, опять таки, заката») - это ВСЁ? Не вижу обыденности и традиционности что-то.

Часто постановщики (особенно те, кто считает себя невероятно умными, продвинутыми, и ТВОРЧЕСКИМИ) не слышат и не понимают элементарных вещей. Вот к примеру в конце сцены бури в третьем акте изображается музыкой (великой, недосягаемой) удалающаяся гроза. Гром все дальше и дальше, и видны (слышны) зигзаги молний на горизонте, вдалеке. Как всегда у Верди - не просто сочетанием звуков эти молнии показаны, а мелодической фразой, конечно же. Нет, конечно, молнии на сцене сверкают. Но почему-то не в такт. Хочется выискать за кулисами постановщика, взять за локоть и сказать - «Алё! Обратите, пожалуйста, многоуважаемое свое внимание: это так МОЛНИИ изображены. Слышите? Вот тут вот, в партитуре. Так сделайте, чтобы вспышки прожектора совпадали со вспышками молний в партитуре, а то скучно с вами, честное слово!» Ну, это беда,  как я уж докладывал, большинства постановщиков в наше время. Татьяна не комкает черновик письма Онегину, когда звучит флейта, играя соответствующую музыкальную фразу. Трубы, изображающие в «Лоэнгрине» рассвет, начисто игнорируются, на сцене по-прежнему темно, трубы играют «просто для красоты». Звезды не зажигаются в постановках «Батерфляй» в то время, как звучит соответствующая (очень проникновенная, и точно определяющая каждый момент появления в небе звезды) музыка. Этсетера, этсетера.

Великий, невероятный Верди. Невероятная «Аида», где вся драматургическая музыкальная нагрузка ложится на атласные плечи отрицательной героини Амнерис.

Говорят (часто), что мелодии Верди просты до неприличия. Насчет неприличия не уверен, насчет простоты, кстати говоря, еще меньше уверен - но, что ж, дамы и господа, так говорящие - напишите одну. Покажите, что это просто. А мы (публика, платящая за билет) послушаем, оценим, и скажем - да, действительно ... что же это мы ... как же это ...

Сколько-то лет назад в Россию пришла с запозданием общемировая совершенно дурацкая мода - петь оперу на языке оригинала. Не знаю, что хуже - дурацкая эта мода или «академические» русские либретто. Склонен думать, что мода хуже, несмотря на беспомощность, жеманность, и абсолютную бездарность этих самых «академических». Не люблю я, когда публика делает умный вид, скучает, и ничего не понимает. Или субтитры пытается читать, вместо того, чтобы музыку слушать. Ох не заслужил такого к себе отношения великий Верди, так щедро одаренный Господом. Нет, правда - не заслужил.
 
alexandr_pДата: Вторник, 11 Февраля 14, 12:43 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 194
Статус: Offline
Цитата Техасец ()
Не знаю, и знать не хочу
Классику  ;)

Техасец
Владимир Романовский [ Мужчина ]
Дата регистрации:
Пятница, 07 Февраль 14
ПРОВОКАТОР


Музыка никогда не может быть средством и служить тексту,
но обязательно берет верх над текстом... Фридрих Ницше


Сообщение отредактировал alexandr_p - Вторник, 11 Февраля 14, 12:44
 
Людмила1947Дата: Вторник, 11 Февраля 14, 13:28 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 19
Статус: Offline
Техасец, вам в вашем блоге ( http://texasec.livejournal.com/ ) стало скучно, что вы со своим бредом на этот сайт притащились? 

;)
 
r_igorДата: Вторник, 11 Февраля 14, 15:30 | Сообщение # 4
Группа: Пользователи
Сообщений: 73
Статус: Offline
У александра р почти как у Леонида Андреева:"Иуда Искариот - Предатель". Как видим и в слове предатель можно отыскать не только негативный смысл. Может так и с провокатором? Тем более ПРОВОКАТОРОМ. Острая тема... Столкновение мнений...Спор... Совместные роды истины... Вот только грубость - скучный аргумент. И не убедительный.

А впереди одна старость и обмен веществ(с). Моя жена
 
AmvrosiyДата: Вторник, 11 Февраля 14, 15:41 | Сообщение # 5
Группа: Проверенные
Сообщений: 520
Статус: Offline
Цитата Людмила1947 ()
что вы со своим бредом на этот сайт притащились?
 Все очень просто, товарищ проголодался. Ему хочется скандальчика наесться.
 
alexandr_pДата: Вторник, 11 Февраля 14, 20:08 | Сообщение # 6
Группа: Проверенные
Сообщений: 194
Статус: Offline
r_igor  - пожалуйста - предложите другое слово.
Человек пришел скандалить. Видимо ему нужен пиар. Но скандалов здесь и без него хватает.
Поэтому провокации типа "Чем плох Бетховен?" - СЕЙЧАС не продуктивны - они только разрушают форум.
Я так вижу ситуацию и точнее слова не нашел.
Грубость и ........ - на форуме "Классика" насмехаться над теми, кто ее любит.


Музыка никогда не может быть средством и служить тексту,
но обязательно берет верх над текстом... Фридрих Ницше


Сообщение отредактировал alexandr_p - Вторник, 11 Февраля 14, 21:13
 
r_igorДата: Вторник, 11 Февраля 14, 21:17 | Сообщение # 7
Группа: Пользователи
Сообщений: 73
Статус: Offline
Уважаемый Александр, поверьте, дело не в слове. А в отношении к ситуации. Ну, пришел. Ну, скандалить. Ну, какие скандалы, которых хватает? Как это может разрушить форум? Я почитал его блог. Нет там и намека на потенциал, нужный для разрушения чего бы  то ни было. Но тем не менее. Человек на хорошем русском языке предложил свою версию. В ответ навалились скопом. Где же чувство юмора? Он говорит абсурдные вещи? Тем легче принять вызов. И не оставить камня на камне. На хорошем русском языке, кстати. С удовольствием и большим интересом читал бы такой  диспут. Особенно, подкрепленный оригинальными рассуждениями и яркими музыкальными примерами. Ну, как-то так.

А впереди одна старость и обмен веществ(с). Моя жена
 
TrompeteДата: Вторник, 11 Февраля 14, 21:43 | Сообщение # 8
Группа: Проверенные
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Я тоже не вижу здесь особой провокации. Просто человек "продавливает в массы" предметы своего обожания, попутно довольно бестактно прохаживаясь по тому, что лично он (на других наплевать) не ценит или не понимает.
 
AmvrosiyДата: Вторник, 11 Февраля 14, 22:38 | Сообщение # 9
Группа: Проверенные
Сообщений: 520
Статус: Offline
Цитата r_igor ()
Где же чувство юмора?
Тут ничего прикольного нет. В своих постах от пишет, пытаясь нам доказать, что Бетховен посредственность. В чем тут юмор?

Вопрос а автору -  а у вас есть музыкальное образование? Если образования нет, то все ваши посты простое балабольство, причем вредное.
 
nibelungДата: Вторник, 11 Февраля 14, 22:41 | Сообщение # 10
Группа: Проверенные
Сообщений: 2280
Статус: Offline
Музыкальное образование - важнейшее основание для сложного балабольства! У меня тоже нет (моё простенькое).
 
alexandr_pДата: Вторник, 11 Февраля 14, 22:45 | Сообщение # 11
Группа: Проверенные
Сообщений: 194
Статус: Offline
Цитата r_igor ()
поверьте, дело не в слове. А в отношении к ситуации. Ну, пришел. Ну, скандалить. Ну, какие скандалы, которых хватает?
Конечно - в отношении к ситуации. Вам не хватает. Это я понял - но не решился написать  :)
Свое отношение я высказал, но я же не мешаю - спорьте - на хорошем русском :)


Музыка никогда не может быть средством и служить тексту,
но обязательно берет верх над текстом... Фридрих Ницше
 
AmvrosiyДата: Вторник, 11 Февраля 14, 22:49 | Сообщение # 12
Группа: Проверенные
Сообщений: 520
Статус: Offline
Да даже и с образованием нельзя считать определенное мнение авторитетным. Например какой нибудь  поэт филолог, ученый, да хоть нобелевский лауреат скажет мне, что Пушкин посредственность, я улыбнусь и подумаю - дурак не иначе.

Провокации тут нет, но пощеголять своим мозгом он любит. Хочет нам втемяшить в наши несведующие головы, что Бетховена слушать - отстой.


Сообщение отредактировал Amvrosiy - Вторник, 11 Февраля 14, 22:58
 
alexandr_pДата: Вторник, 11 Февраля 14, 22:56 | Сообщение # 13
Группа: Проверенные
Сообщений: 194
Статус: Offline
Цитата Trompete ()
Я тоже не вижу здесь особой провокации. Просто человек "продавливает в массы" предметы своего обожания, попутно довольно бестактно прохаживаясь по тому, что лично он (на других наплевать) не ценит или не понимает.
Он "продавливает НЕ в массы" - а на форуме "Классика" - что она .....
И "на хорошем русском" - потому не верю, что он не понимает какая будет реакция.
Хотя Ваш вариант тоже возможен.


Музыка никогда не может быть средством и служить тексту,
но обязательно берет верх над текстом... Фридрих Ницше


Сообщение отредактировал alexandr_p - Вторник, 11 Февраля 14, 23:02
 
AmvrosiyДата: Вторник, 11 Февраля 14, 23:04 | Сообщение # 14
Группа: Проверенные
Сообщений: 520
Статус: Offline
Тут вся мякотка в том, что начи тут критиковать любого другого композитора - реакции почти не будет. Бетховен же настолько знаковая фигура, его могучий дар  изменил ход музыкальной мысли. В этом все дело.    

Насчет Таланта Верди и Кальмана я полностью согласен. Но опера "Фальстаф", где там "чистая" мелодия?
 
r_igorДата: Вторник, 11 Февраля 14, 23:34 | Сообщение # 15
Группа: Пользователи
Сообщений: 73
Статус: Offline
alexandr_p, Я всего лишь хотел слегка понизить градус дискуссии. То есть, именно, избежать скандала. Спорить по сути не берусь. Мнение мое заведомо дилетантское. Я - любитель. К тому же - с музыкой Бетховена у меня не сложилось. Даже не знаю, как объяснить. Пардон за терминологию, но, что называется, не цепляет. Не рождает обратного отклика. Время от времени возобновляю попытки подружиться, но, как говаривал наш учитель математики в школе, не дано. Попыток не оставляю.  Кое что всё же пробивает. Люблю первую сонату. Больше всего от Гульда. Список не велик. Кстати, оборот о хорошем русском - здорово, в меру ядовито. Мне понравилось.

А впереди одна старость и обмен веществ(с). Моя жена
 
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Невероятный Верди (мысли на тему)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:
Доброе утро!

Хостинг от uCoz