Ростропович-дирижер - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ростропович-дирижер
Pahan-SimpsonДата: Среда, 19 Сентября 12, 11:41 | Сообщение # 1
Группа: Заблокированные
Сообщений: 83
Статус: Offline
Уважаемые друзья, я даже не знаю с чего начать... Творчество Мстислава Леопольдовича Ростроповича относится к ярчайшим явлениям в мировом музыкальном искусстве. Маэстро Слава, Гагарин виолончели, Гражданин мира - как только не называли этого поистине великого музыканта и легендарного человека. Известно, что уже в зрелом возрасте его талант раскрылся еще в одной ипостаси - Ростропович стал дирижером. И дирижирование отнюдь не было эпизодом в творческой биографии музыканта - достаточно вспомнить триумфальное шествие постановок опер Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Шостаковича, Шнитке, Щедрина, потрясающее исполнение всех симфоний Шостаковича. После своего изгнания Ростропович 17 (!) лет возглавлял Национальный симфонический оркестр США, который вывел на высочайший уровень исполнительства, также работал с Лондонским филармоническим и некоторыми другими ведущими оркестрами мира. "Мстислав Ростропович - человек гигантских эмоций. Его мастерство - нечеловеческих масштабов... Когда он дирижировал Десятую симфонию Шостаковича, можно было поверить, что музыка является моральной силой..." ("Чикаго Трибюн", 6 мая 1999 г.).

Признаюсь честно, что раньше не интересовался творчеством Ростроповича-дирижера, но недавно встретил упоминания о нем в числе великих дирижеров на одном англоязычном форуме и стал сам с удовольствием слушать его замечательные записи симфоний Чайковского и Шостаковича. Предлагаю и вам, уважаемые погруженцы, поделиться своими впечатлениями и мыслями по поводу дирижерской деятельности этого удивительного музыканта.


Сообщение отредактировал Pahan-Simpson - Среда, 19 Сентября 12, 11:46
 
kubraДата: Среда, 19 Сентября 12, 15:28 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 576
Статус: Offline
Неоднократно играл с Ростроповичем и бывал на его дирижёрских концертах, а также слушал записи. Воспоминания такие: самодельная и довольно неуклюжая техника (у Ашкенази ещё неклюжее - тот вообще палку как песочный совок держит и воздух четвертует) очень много эмоционального посыла, часто с обратно пропорциональной реакцией музыкантов (чем больше он "горел за пультом", тем холоднее играл оркестр), но немало интересных с музыкальной точки зрения и эффектно преподнесённых замечаний на репетициях, за что оркестранты (больше наши, чем западные) к нему относились благосклонно. Видимо, он так и не понял, что для того, чтобы побудить играть музыкантов так, как он хочет, не требуется инструменталистский подход вкладывания эмоций (т.е. как при игре на инструменте), а нужно довести оркестрантов до "точки кипения", самому же умело поддерживать температуру - это уже высший пилотаж дирижёрского искусства. Во многих конечных продуктах его дирижёрской деятельности мне не хватает ощущения убеждённости музыкантов в его дирижёрских посылах. Да, играют вежливо-прилично и даже хорошо, но не "горят" на рабочем месте. Я сейчас не буду приводить примеры - я уже давно не слушал его записи (а играл с ним и того давнее). В западных записях эти ощущения сильнее, чем в наших, поскольку среди наших оркестрантов Ростропович ментально более свой, имеет ореол легенды, и неизбалованные высококлассными мировыми звёздами наши оркестранты, понимая его чисто ремесленные недостатки, всё же прощали их ему, поскольку очень уважали его как музыканта - в то время как для западников он, при всех своих заслугах на виолончели, в области дирижирования так и остался талантливым дилетантом.

Бог в помощь! (с)
 
SergikДата: Среда, 19 Сентября 12, 21:02 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 45
Статус: Offline
Слушал Ростоповича живьём, оркестр под его управлением звучал волшебно, как-то возвышенно и очень необычно!!!
Больше такого звука я не слышал...

В этой записи оркестр звучит просто потрясающе: http://intoclassics.net/news/2012-01-22-3094


http://operascores.ucoz.com/ - Ноты для музыкального театра

“Узнал, что СНК единогласно принял совершенно неприличное предложение Луначарского о сохранении Большой Оперы и Балета”
В.И.Ленин 12-I-22
 
Pahan-SimpsonДата: Среда, 19 Сентября 12, 22:30 | Сообщение # 4
Группа: Заблокированные
Сообщений: 83
Статус: Offline
Спасибо за ссылку, обязательно послушаю!
Оркестр под управлением Ростроповича действительно звучит по-разному. К примеру, в исполнении 5-й и 10-й Шостаковича (я другие пока не успел послушать) я и близко не вижу (верней не слышу) никакого дилетантизма. Классное во всех смыслах исполнение. А вот балетные сюиты Чайковского с Берлинским филармоническим - очень неумелое дирижирование, явная дирижерская любительщина, но все равно слушать довольно интересно. В симфониях Чайковского (Лондонский филармонический) "играют вежливо-прилично и даже хорошо, но не "горят", как написал уважаемый погруженец Кубра (вообще у него интересный и высокопрофессиональный комментарий), но при этом такое в этих исполнениях обаяние! Изумительно! В 1000 раз лучше, чем у многих профессионалов.

Штука в том, что Ростропович пришел в эту профессию очень поздно, нигде не учился (а это и гениям не мешает) и всех ее премудростей постичь, наверное, так и не смог. Ведь дирижирование - сложнейшая, я бы сказал, синтетическая, музыкальная профессия. И теоретически это признается всеми. Но на практике...
Если вот человек играл всю жизнь на скрипке или виолончели и вдруг решит освоить трубу или валторну - вряд ли он сразу же, отложив свою скрипку (или виолончель) начнет публично выступать, как трубач. Ведь ему же ясно, что он не Армстронг и не Докшицер, чтобы все рукоплескали его трубным звукам. А вот встать за пульт и махать руками - это вроде бы ничего не стОит. И шествуют победоносно новоиспеченные дирижеры - все эти башметы и плетневы... А Ростропович мог стать совершенным мастером в этом деле, если бы начал чуть раньше.


Сообщение отредактировал Pahan-Simpson - Среда, 19 Сентября 12, 22:33
 
kubraДата: Среда, 19 Сентября 12, 23:55 | Сообщение # 5
Группа: Проверенные
Сообщений: 576
Статус: Offline
Не уверен за точность сведений, но вроде бы Ростропович, как и Ойстрах, брал консультации у Рождественского. Конечно, спорадические консультации не заменят регулярного образования, и тут я склонен согласиться с мыслью Владимира
Quote (Pahan-Simpson)
Ростропович мог стать совершенным мастером в этом деле, если бы начал чуть раньше.
»
- с той оговоркой, что нужно было бы и образование получить. Но раньше Ростропович был весь занят виолончелью, с небольшими отвлечениями на фортепианные аккомпанементы Вишневской в пении - ему было не до того.

Я уже высказывался о феномене дирижёров-самоучек здесь - это что касается нынешних времён, да и прошлых тоже (за исключением тех редких единиц, кому Бог дал).

Вообще эта тема рискует выйти из берегов и превратиться в обсуждение творчества дирижёров-любителей, со всеми возможными междоусобными напрягами. Не хотелось бы этого - давайте уж, господа, творчество Ростроповича обсуждать. :)


Бог в помощь! (с)
 
FurtwanglerДата: Четверг, 20 Сентября 12, 16:54 | Сообщение # 6
Группа: Проверенные
Сообщений: 2073
Статус: Offline
К сказанному Г-ном модератором в сообщении № 2 могу добавить,что уважение к Ростроповичу среди западных музыкантов было не меньшим чем у отечественных и играли они ему с не меньшей отдачей,чем любому из именитых маэстро. Проблема как мне кажется в ином. В музыке существует понятие "время-звук". Чтобы объяснить что вкладывается в него приведу простой пример. Как рассказывал Челибидаке,он однажды спросил у Фуртвенглера как тому удаётся так органично находить моменты для ускорения или замедления,не прописанные в нотах,но которые в момент исполнения кажутся абсолютно необходимыми. Фуртвенглер ответил так (если верить Челибидаке и не совсем дословно) - когда звучание оркестра становится слишком массивным,я слегка притормаживаю движение,когда же оно становится легче я двигаю темп вперёд.

Иначе говоря, музыка существует во времени и количество звука всегда должно соответствовать тому времени, которое оно занимает.
В случае с Ростроповичем загадка в том, он играя на виолончели прекрасно решал эту проблему,а вот выходя за пульт ему не хватало чего-то в этом смысле. Я сомневаюсь,что дело в образовании. По-музыкантски он не мог этого не понимать и не чувствовать.

Пожалуй нужно вспомнить ещё одну историю. Д.Ф.Ойстрах говорил,что не любит играть концерт Хачатуряна когда автор в зале на репетициях,потому что он всё время недоволен и останавливает оркестр и и дирижёра, тем самым попросту мешает всем.И очень любит играть этот концерт, когда автор за дирижёрским пультом,поскольку по словам Ойстраха он так боялся ошибиться,что не отрывал глаз от партитуры и никогда не делал никаких замечаний оркестру.

Так вот мне кажется, Ростропович на дирижёрском подиуме, образного говоря слишком боялся ошибиться и поэтому некоторая часть его внимания, а следовательно и энергетики уходила на то,чтобы просто не вылететь с сетки. С оркестрами,даже хорошими нужно не только репетировать,но и в момент концерта или записи управлять всем процессом сиюминутно,о чём собственно и говорил Фуртвенглер в приведённой мной цитате. Именно поэтому не только у Ростроповича,но и у многих дипломированных дирижёров оркестры иногда звучат излишне громоздко,излишне жидко,серо,пёстро итд итп,можете сами придумать эпитеты.

Если говорить о комплектах Чайковского и Шостаковича,то первый я так ни разу и не слушал просто потому,что не хочу в очередной раз разочароваться в музыканте, которого безмерно уважаю. А вот Шостакович при первом прослушивании поразил многими совершенно нетривиальными идеями,но при более тщательном знакомстве обнаружилось,что его темпы нередко просто "не звучат" и его задумки в конечном счёте остаются недовыраженными, как мне кажется не по причине "негорящих" музыкантов,а просто потому,что он так и не смог их адекватно реализовать в работе с оркестром, по причине озвученной выше. Хотя есть ряд совершенно феноменальных удач,как например финал Пятой,который ни у кого не звучит так нечеловечески страшно.

Тем не менее, Ростропович,в силу совершенно невероятного музыкантского таланта за пультом гораздо более интересен,чем большинство тех, кто последовал его примеру, включая довольно знаменитого пианиста,пополнившего череду посредственностей за дирижёрским пультом.


Гони друзей,что предали однажды,кто предал раз,предаст тебя и дважды...
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Хостинг от uCoz