Кто любит Берлиоза? - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Кто любит Берлиоза?
snuxДата: Суббота, 19 Мая 12, 23:46 | Сообщение # 1
Группа: Пользователи
Сообщений: 41
Статус: Offline
Други! Несколько раз пытался "погружать" себя в творчество Гектора Батьковича, и никак... Вот совсем никак. Огромный оркестр, красочная оркестровка, сложная фактура, а ощущение холодного вымученного пафоса не проходит. Очень интересно поговорить с людьми, кто действительно влюблен в его музыку.
 
SergeCppДата: Воскресенье, 20 Мая 12, 00:24 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 237
Статус: Offline
В 2011 году на ежегодном музыкальном конкурсе, проводимом на форуме gamingforce.org (форум полузакрытый, необходима регистрация для просмотра, поэтому без ссылок) второе место (из 176 произведений) получила увертюра Le Corsaire, Op. 21.

http://hberlioz.com/Scores/scorsaire.htm

Красивая очень музыка.


http://zoozahita.ru — Бездомные животные Екатеринбурга ищут хозяев

Сообщение отредактировал SergeCpp - Воскресенье, 20 Мая 12, 00:30
 
НикиКравцовДата: Воскресенье, 20 Мая 12, 15:09 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 8
Статус: Offline
В детстве обожал его. Причём полюбил заочно, еще не слушав музыки - после того, как прочитал блестящую книгу о нём г-на Теодор-Валенси (в ЖЗЛ). Потом потрясла "Фантастическая" в исполнении Рождественского. Слушал по нескольку раз в день. Затем с меньшим интересом воспринял "Гарольда". Реквием разочаровал с первого прослушивания. Всё остальное слушал не без удовольствия, но без фанатизма. Сейчас почти не слушаю. Пришёл к выводу, что, за исключением некоторых сочинений, Берлиоз - "гений первых тактов". Полностью согласен с Соллертинским, который писал, что "его превосходно начатые композиции как бы "выдыхаются". В этом плане классический пример - "Ромео и Джюльетта". В первых эпизодах - блеск, фантазия, изумительная экспрессия. Но с каждой последующей частью - всё становится скучным и резиновым. "Траурно-триумфальная" - больше заслуживает названия "Скучно-пафосная". "Детство Христа" больше наполнено пошловатой сусальностью провинциального рождественского вертепа, чем подлинным религиозным чувством. Вот только "Осуждение Фауста" - штуковина отличная, хоть и в содержательном плане это просто глумление над Гёте. А вот книжку из ЖЗЛ с удовольствием перечитал недавно. С таким же удовольствием, как и в детстве. )))
 
summer1967Дата: Воскресенье, 20 Мая 12, 16:04 | Сообщение # 4
Группа: Заблокированные
Сообщений: 240
Статус: Offline
snux, я вот тоже никак не могу въехать в творчество г-на Берлиоза. Ну не получаю удовольствия и все, сколько раз и чего бы ни слушал - результат один, и к сожалению нулевой.

O Tempora! O Mores!
 
suslixДата: Воскресенье, 20 Мая 12, 16:11 | Сообщение # 5
Группа: Проверенные
Сообщений: 551
Статус: Offline
Берлиоз особо интересен в обработке Листа - "Фантастическая симфония", например.

Добавлено (20 Май 12, 16:11)
---------------------------------------------
Quote
Вот только "Осуждение Фауста" - штуковина отличная, хоть и в содержательном плане это просто глумление над Гёте.

В скольких исполнениях эту оперу не слушала - все не впечатляет. :) Другое дело - "Челлини" с богатством мелодий , виртуозными ариями.
На мой взгляд, берлиозовский пафос и трагичность имеют границы, почему музыка не создает максимального эффекта.


Счастлив тот, у кого есть гвоздь, на который можно повесить. (Р. Акиба)

Сообщение отредактировал suslix - Воскресенье, 20 Мая 12, 16:12
 
НикиКравцовДата: Воскресенье, 20 Мая 12, 16:52 | Сообщение # 6
Группа: Проверенные
Сообщений: 8
Статус: Offline
Насчёт обработки Листа...
Почему-то вспомнился старый анекдот о том, как африканцы покупали у нас чертежи самолёта, а после сборки всё время получался паровоз. Не обратили внимания на мелкий шрифт внизу чертежа: "После сборки обработать напильником"... :D
 
snuxДата: Воскресенье, 20 Мая 12, 18:35 | Сообщение # 7
Группа: Пользователи
Сообщений: 41
Статус: Offline
Очень мной уважаемый Колин Дэвис записал два оркестровых комплита Берлиоза (духовная и оркестровая музыки). Видно любил. Во вкусе Дэвису не откажешь. Его Сибелиус один чего стоит. Так вот надо же - сыграть почти всю оркестровую музыку Берлиоза!!!

Добавлено (20 Май 12, 18:35)
---------------------------------------------
Шостакович говорил, что никакая красочность оркестровки не скроет отсутствие мысли. Никоим образом не смею хаять музыку Берлиоза, но все время ловлю себя на мысли, что какие-нибудь одновременно звучащие две ноты Дмитрия Дмитриевича звучат пронзительнее, чем многозвучная вертикаль Берлиоза. Ох, прости нас, Гектор!

 
suslixДата: Воскресенье, 20 Мая 12, 19:04 | Сообщение # 8
Группа: Проверенные
Сообщений: 551
Статус: Offline
Quote
какие-нибудь одновременно звучащие две ноты Дмитрия Дмитриевича звучат пронзительнее, чем многозвучная вертикаль Берлиоза. Ох, прости нас, Гектор!

respect


Счастлив тот, у кого есть гвоздь, на который можно повесить. (Р. Акиба)
 
НикиКравцовДата: Воскресенье, 20 Мая 12, 19:37 | Сообщение # 9
Группа: Проверенные
Сообщений: 8
Статус: Offline
Берлиоз был, несомненно, весьма одарённым музыкантом. Но он получил изначально весьма поверхностное образование, в том числе - и музыкальное. Его интуиция гениально восполняла недостаток мастерства. Вкус его был далеко не безупречен, а вдохновение, не уравновешенное вкусом, опасно. Вдохновение в нём всегда обгоняло мысль. Ни одно сочинение не производит впечатление продуманного заранее. Стоило ему придумать великолепную мелодию, или увлечься сюжетом, он приступал к работе. Он был способен написать целую симфонию ради десятка эффектных тактов, не размениваясь на малые формы.
Думаю, большее значение для истории искусства имеет его личность, создавшая яркий - до карикатурности - образ-стандарт музыканта-романтика, чем его наследие. Он создавал шедевры, пока им руководило юное горение сердца. Поэтому в последние годы он стал невыносимо скучен и в личном и в музыкальном плане.
И, конечно, революция в оркестровом письме, в которой гениальная интуиция удачно сложилась с недостатком теоретической подготовки (=свободе от шаблонов) навсегда останется его заслугой. Но с этой точки зрения, для того, чтобы войти в историю, достаточно было написать только "Фантастическую" симфонию.
Хотя - "дело вкуса" - великий фактор. Вот мы сейчас старику Гектору косточки промываем, а кто-то в эту минуту слушает деревяннейших "Троянцев" и выжимает носовой платок... :D
 
komponistДата: Воскресенье, 20 Мая 12, 19:56 | Сообщение # 10
Группа: Проверенные
Сообщений: 378
Статус: Offline
Ну, други, если вы не чувствуете ни титанической мощи, ни неповторимо-поэтической красоты, ни особой (глубоко прочувствованной, образной, а не концептуальной) глубины и эпической героики в музыке автора "Троянцев", "Беатриче и Бенедикта", потрясающего Реквиема и Te Deum, не говоря уже о симфониях, римских кантатах и "Летних ночах" - то зачем себя мучать и слушать музыку Берлиоза?
Берлиоз в музыке - великий поэт, а не философ; вместо углубления в идеи (абстрактные "темы"), он углубляется в символизм образов-чувств, разворачивая с безошибочной точностью их содержимое в потоке неповторимой музыки, основанной на уникально-берлиозовской логике развития. При всей изощренности и сложности оркестровой фактуры у Берлиоза, она никогда не становится по-немецки массивно-тяжеловесной, сохраняя галльскую прозрачность и яркость красок. Иногда слушатели, воспитанные на немецком концептуальном симфонизме, не находя тематизма и оркестровки знакомого типа, спешат обвинить великого Эктора в отсутствии "глубины", вместо того чтобы поработать над углублением и утончением своей музыкальной восприимчивости... :)


Сообщение отредактировал komponist - Воскресенье, 20 Мая 12, 19:59
 
terrestroДата: Воскресенье, 20 Мая 12, 23:38 | Сообщение # 11
Группа: Проверенные
Сообщений: 393
Статус: Offline
НикиКравцов,
Вы прочтите его "Мемуары" - вещь абсолютно гениальная! 2-е издание. Музыка, Москва. 1967
Берлиоз - знаковая фигура в мировой музыкальной культуре.
И очень противоречивая.
Мусоргский, к примеру, ставил его выше Бетховена. А Дебюсси хулил. Равель сказал очень интересно о Берлиозе"...его часто упрекают в отсутствии качеств, отличающих посредственных музыкантов". Чайковский упрекал его в слабости мелодического дара... И так далее
Он был истинный романтик, человек бурных страстей и чувств, непримиримый в своих суждениях критик, блистательный литератор, первооткрыватель программного симфонизма, несравненный мастер оркестровки и.т.д.
Я его люблю вкупе, за всё. Мне он интересен прежде всего как личность.
 
V-SlayerДата: Понедельник, 21 Мая 12, 09:48 | Сообщение # 12
Группа: Пользователи
Сообщений: 79
Статус: Offline
Quote (SergeCpp)
) второе место (из 176 произведений) получила увертюра Le Corsaire, Op. 21. »


Интересно, кто заняд 1 место, что это были за остальные 174 произведения и к чему такая закрытость. :).

Добавлено (21 Май 12, 09:48)
---------------------------------------------
snux, 'это, конечно, дело вкуса, но я с Вами согласна. Мне Берлиоз тоже кажется скучным. Аозможно ижз-за упомянутой здесь недостаточной способности развивать свои музыкальные мысли, что не компенсируется ни "титанической мощью", ни "неповторимой поэтической красотой". ни


Destructo Girl. That's me
 
suslixДата: Понедельник, 21 Мая 12, 11:20 | Сообщение # 13
Группа: Проверенные
Сообщений: 551
Статус: Offline
Quote
ни неповторимо-поэтической красоты, ни особой (глубоко прочувствованной, образной, а не концептуальной) глубины и эпической героики в музыке автора "Троянцев", "Беатриче и Бенедикта"

Да, "Троянцы", "Беатриче и Бенедикт", "Бенвенуто Челлини", "Гарольд в Италии" (особенно Серенада), некоторые фрагменты "Ромео и Джульетты" и "Летние ночи" поэтичны и субтильны, но это, думаю, не относится ко всем произведениям автора.
Многим форумчанам очень нравится "Фауст". Могли бы вы написать, что именно вас привлекает в этой опере? Может быть, я наконец прочувствую ее красоту... :)


Счастлив тот, у кого есть гвоздь, на который можно повесить. (Р. Акиба)
 
komponistДата: Понедельник, 21 Мая 12, 11:31 | Сообщение # 14
Группа: Проверенные
Сообщений: 378
Статус: Offline
У Берлиоза нет тематического развития в сонатной форме a la Бетховен, вместо этого у него вариационно-мотивная разработка
(предвосхищающая лейтмотивы Вагнера) в непрерывном потоке тематической трансформации. Основная тема повторяется, - преобразуясь, принимая различные обличья, - через всё произведение (или часть), появляясь в контрастирующих ролях, и, в конечном итоге, рождая новые самостоятельные темы, которые имеют с начальной темой только интонационное сходство. В отличие от разработки в сонатной форме, этот тип развития более свободен , давая место драматическим, атмосферным и живописным эффектам, которые для Берлиоза, с его любовью к программной или поэтически-живописной музыке, были первостепенно важны.


Сообщение отредактировал komponist - Понедельник, 21 Мая 12, 12:30
 
ФорФорДата: Понедельник, 21 Мая 12, 11:35 | Сообщение # 15
Группа: Пользователи
Сообщений: 390
Статус: Offline
Quote (snux)
Огромный оркестр, красочная оркестровка, сложная фактура, а ощущение холодного вымученного пафоса не проходит. Очень интересно поговорить с людьми, кто действительно влюблен в его музыку. »

Может дело не в Берлиозе а в конкретном исполнении?
 
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:


Хостинг от uCoz