Осип Мандельштам об утешении музыкой - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Осип Мандельштам об утешении музыкой (задевшее стихотворение)
Осип Мандельштам об утешении музыкой
classicalДата: Воскресенье, 07 Октябрь 07, 19:35 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 953
Статус: Offline
За Паганини длиннопалым
Бегут цыганскою гурьбой -
Кто с чохом чех, кто с польским балом,
А кто с венгерской немчурой.

Девчонка, выскочка, гордячка,
Чей звук широк, как Енисей,-
Утешь меня игрой своей:
На голове твоей, полячка,
Марины Мнишек холм кудрей,
Смычок твой мнителен, скрипачка.

Утешь меня Шопеном чалым,
Серьезным Брамсом, нет, постой:
Парижем мощно-одичалым,
Мучным и потным карнавалом
Иль брагой Вены молодой -

Вертлявой, в дирижерских фрачках.
В дунайских фейерверках, скачках
И вальс из гроба в колыбель
Переливающей, как хмель.

Играй же на разрыв аорты
С кошачьей головой во рту,
Три чорта было - ты четвертый,
Последний чудный чорт в цвету.

5 апреля - июль 1935


Supercalifragilisticexpialidocious!!!!!
 
classicalДата: Воскресенье, 07 Октябрь 07, 21:00 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 953
Статус: Offline
Прежде я любую красивую классическую музыку воспринимал как что-то небесное. Сейчас, вместе, как оказалось, с Мандельштамом, так не думаю. Перечисленные Паганини, Шопен, Брамс и вообще многое из 19-го (и не только) века - именно такая музыка - опьянение до "разрыва аорты с кошачей головой во рту". Хотя и по праву воспринимаются, как откровение. Но как небесное - не по праву.
Откровение красоты, откровение человеческой мощи, которых в нас мало осталось. Подобное откровение, хотя и не такое сильное, есть в фотографиях конца 19-го - начала 20-го веков - люди красивые и полные какого-то настоящего достоинства, по сравнению с нами, конечно. Мы измельчали, чувство красоты притупилось или извратилось, поэтому, наверное, эта музыка и кажется небесной.
И исполняют ее сейчас, наверное, не так, как во времена Мандельштама или раньше. Более эстетски-благоговейно. Поэтому тоскливая безысходность этой музыки не так слышна. Но она - безысходность - там, никуда не деться, есть (хотя - очень редко, можно "деться": очень хороший исполнитель может это исправить).
"Разрыва аорты" я еще не слышу у Баха, его современников и предшественников, у Моцарта, уже не слышу у Шостаковича, может быть, Дебюсси, Шнитке. Мало слушал 20-й век, наверное, много про кого это можно сказать. Не могу этого пока объяснить даже сам себе - плохо знаю историю, тем более "историю духа".


Supercalifragilisticexpialidocious!!!!!

Сообщение отредактировал classical - Воскресенье, 07 Октябрь 07, 21:40
 
maДата: Среда, 16 Июнь 10, 07:44 | Сообщение # 3
Группа: Пользователи
Сообщений: 19
Статус: Offline
Да.
 
konstДата: Среда, 16 Июнь 10, 10:40 | Сообщение # 4
Группа: Проверенные
Сообщений: 494
Статус: Offline
Есть такое дело. Доромантическая музыка - преимущественно, музыка рассудочная. Игры разума, так сказать. А романтизм - это музыка человеческих чувств и эмоций, "разрыв аорты". Поэтому небесного в нём поубавилось (мало в человеке небесного).
А безысходность, видимо, от острого ощущения конечности человеческого существования. Что касается 20-го века, то тут уже пошёл по-моему, разрыв не аорты, а каких-то других человеческих органов. Вплоть до потери рассудка. :D
P.S. Интересно, что могла играть из Шопена скрипачка? У Шопена нет скрипичной музыки. Переложения что ли? Или это игра поэтического воображения?
 
Prospero9604Дата: Среда, 16 Июнь 10, 16:06 | Сообщение # 5
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
Это, конечно, поэтический ряд: Шопен, Брамс... Но задыхаешься от великолепного темпа и ритма мандельштамовского стиха. И тут, как у поэтов, всё, как во сне, всё смешалось и летит и кружится - чешским чохом, Марины Мнишек холм кудрей, и брага Вены молодой и вальс из гроба в колыбель... Вот ведь смысловая абракадабра, но... какой поэтический резонанс! И всё понятно, необъяснимо, но понятно. В этом ряду наша (моя!) задыхающаяся мысль и видение, не успевающая раскрыться, но образно ошеломляющая своим провидческим видением, пением!!!
 
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Осип Мандельштам об утешении музыкой (задевшее стихотворение)
Страница 1 из 11
Поиск: