|
Осип Мандельштам об утешении музыкой
| |
classical | Дата: Воскресенье, 07 Октября 07, 19:35 | Сообщение # 1 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 956
Статус: Offline
| За Паганини длиннопалым Бегут цыганскою гурьбой - Кто с чохом чех, кто с польским балом, А кто с венгерской немчурой. Девчонка, выскочка, гордячка, Чей звук широк, как Енисей,- Утешь меня игрой своей: На голове твоей, полячка, Марины Мнишек холм кудрей, Смычок твой мнителен, скрипачка. Утешь меня Шопеном чалым, Серьезным Брамсом, нет, постой: Парижем мощно-одичалым, Мучным и потным карнавалом Иль брагой Вены молодой - Вертлявой, в дирижерских фрачках. В дунайских фейерверках, скачках И вальс из гроба в колыбель Переливающей, как хмель. Играй же на разрыв аорты С кошачьей головой во рту, Три чорта было - ты четвертый, Последний чудный чорт в цвету. 5 апреля - июль 1935
Supercalifragilisticexpialidocious!!!!!
|
|
| |
classical | Дата: Воскресенье, 07 Октября 07, 21:00 | Сообщение # 2 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 956
Статус: Offline
| Прежде я любую красивую классическую музыку воспринимал как что-то небесное. Сейчас, вместе, как оказалось, с Мандельштамом, так не думаю. Перечисленные Паганини, Шопен, Брамс и вообще многое из 19-го (и не только) века - именно такая музыка - опьянение до "разрыва аорты с кошачей головой во рту". Хотя и по праву воспринимаются, как откровение. Но как небесное - не по праву. Откровение красоты, откровение человеческой мощи, которых в нас мало осталось. Подобное откровение, хотя и не такое сильное, есть в фотографиях конца 19-го - начала 20-го веков - люди красивые и полные какого-то настоящего достоинства, по сравнению с нами, конечно. Мы измельчали, чувство красоты притупилось или извратилось, поэтому, наверное, эта музыка и кажется небесной. И исполняют ее сейчас, наверное, не так, как во времена Мандельштама или раньше. Более эстетски-благоговейно. Поэтому тоскливая безысходность этой музыки не так слышна. Но она - безысходность - там, никуда не деться, есть (хотя - очень редко, можно "деться": очень хороший исполнитель может это исправить). "Разрыва аорты" я еще не слышу у Баха, его современников и предшественников, у Моцарта, уже не слышу у Шостаковича, может быть, Дебюсси, Шнитке. Мало слушал 20-й век, наверное, много про кого это можно сказать. Не могу этого пока объяснить даже сам себе - плохо знаю историю, тем более "историю духа".
Supercalifragilisticexpialidocious!!!!!
Сообщение отредактировал classical - Воскресенье, 07 Октября 07, 21:40 |
|
| |
ma | Дата: Среда, 16 Июня 10, 07:44 | Сообщение # 3 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 19
Статус: Offline
| Да.
|
|
| |
konst | Дата: Среда, 16 Июня 10, 10:40 | Сообщение # 4 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 470
Статус: Offline
| Есть такое дело. Доромантическая музыка - преимущественно, музыка рассудочная. Игры разума, так сказать. А романтизм - это музыка человеческих чувств и эмоций, "разрыв аорты". Поэтому небесного в нём поубавилось (мало в человеке небесного). А безысходность, видимо, от острого ощущения конечности человеческого существования. Что касается 20-го века, то тут уже пошёл по-моему, разрыв не аорты, а каких-то других человеческих органов. Вплоть до потери рассудка. P.S. Интересно, что могла играть из Шопена скрипачка? У Шопена нет скрипичной музыки. Переложения что ли? Или это игра поэтического воображения?
|
|
| |
Prospero9604 | Дата: Среда, 16 Июня 10, 16:06 | Сообщение # 5 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
| Это, конечно, поэтический ряд: Шопен, Брамс... Но задыхаешься от великолепного темпа и ритма мандельштамовского стиха. И тут, как у поэтов, всё, как во сне, всё смешалось и летит и кружится - чешским чохом, Марины Мнишек холм кудрей, и брага Вены молодой и вальс из гроба в колыбель... Вот ведь смысловая абракадабра, но... какой поэтический резонанс! И всё понятно, необъяснимо, но понятно. В этом ряду наша (моя!) задыхающаяся мысль и видение, не успевающая раскрыться, но образно ошеломляющая своим провидческим видением, пением!!!
|
|
| |
|
|