Праздный вопрос о творчестве Шуберта. - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 212»
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Праздный вопрос о творчестве Шуберта.
Праздный вопрос о творчестве Шуберта.
китайДата: Вторник, 08 Июнь 10, 16:13 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 304
Статус: Online
Сегодня ехал в маршрутке на экзамен, и вдруг меня осенила одна мысль: ведь у Шуберта нет ни одного иструментального концерта!! Для композитора его эпохи это по меньшей мере странновато. Может быть кто-нибудь знает, почему так получилось?

Говорить о музыке — всё равно что танцевать об архитектуре.
Фрэнк Заппа
 
OktavioДата: Вторник, 08 Июнь 10, 16:31 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 589
Статус: Offline
Не успел.

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета!
 
sav2403Дата: Вторник, 08 Июнь 10, 16:35 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 696
Статус: Offline
Quote (китай)
Сегодня ехал в маршрутке на экзамен, и вдруг меня осенила одна мысль: ведь у Шуберта нет ни одного иструментального концерта!! »

Водитель нормально вёз или каждую кочку ловили? :)
Не о том перед экзаменом думаете! dont


Я умер и засмеялся.
Просто большое стало малым, малое большим.
Просто во всех членах уравнения Мира знак «да» заменен знаком «нет». (Велимир Хлебников)
 
eyeДата: Вторник, 08 Июнь 10, 16:51 | Сообщение # 4
Группа: Проверенные
Сообщений: 237
Статус: Offline
под инструментальными концертами имеется в виду - для скрипки/фортепьяно и тд с оркестром? может, действительно, не успел, а может ему это и не очень интересно было. к тому же, очень часто такие вещи пишутся под кого-то знаменитого. а этих знаменитых кого-то у шуберта и не было.
Quote (sav2403)
Не о том перед экзаменом думаете! »

именно об этом и надо думать перед экзаменом, дабы не было лишнего стресса:)


Denn sie, die uns das himmlische Feuer leihn,
Die Gotter schenken heiliges Leid uns auch,
Drum bleibe dies. Ein Sohn der Erde
Schein ich; zu lieben gemacht, zu leiden.


Сообщение отредактировал eye - Вторник, 08 Июнь 10, 16:51
 
MalamuteДата: Вторник, 08 Июнь 10, 17:10 | Сообщение # 5
Группа: Проверенные
Сообщений: 1892
Статус: Offline
Вроде, есть Коцертштюк ре мажор для скрипки с оркестром в 3 частях (номера по Дейчу не помню)

Grrr...Wough!

Сообщение отредактировал Malamute - Вторник, 08 Июнь 10, 17:13
 
vergessenДата: Вторник, 08 Июнь 10, 18:20 | Сообщение # 6
Группа: Проверенные
Сообщений: 64
Статус: Offline
Существует рукопись с набросками фортепианного концерта ля-бемоль мажор.

По времени это относится к поездке Шуберта в Грац, т.е. 1827 год.

Первая часть - allegro - начинается явно в порыве вдохновения, затем у автора, видимо, заканчивается запас нотной бумаги и оставшиеся 50 тактов он царапает на салфетках. Оркестровое начало впечатляющее, идеи сыплются, как из рога изобилия, однако, к моменту вступления фортепиано, создаётся впечатление, что всё уже сказано.

Медленная часть - вариации на тему песни "Дикая роза" (Heidenröslein).

О том, что финал -Rondo - замышлялся масштабным, говорит то, что даже в виде наброска, эта часть длится не менее 10-ти минут.

Однако, в том месте, где рукопись обрывается, рукой автора начертано: "Mein Gott, das ist so langweilig!" ("Майн Готт, какая скука!").

Возможно, в этих словах и кроется ответ на вопрос почему "у Шуберта нет ни одного иструментального концерта".

Более подробно тут: http://tinyurl.com/33f64hk


"Ich habe mein Passwort vergessen"

Сообщение отредактировал vergessen - Вторник, 08 Июнь 10, 18:28
 
TrompeteДата: Вторник, 08 Июнь 10, 18:28 | Сообщение # 7
Группа: Проверенные
Сообщений: 1218
Статус: Offline
Это конечно все не объясняет, но концерты больше пишут те, кто сам является сильным публичным исполнителем на каком-то инструменте. Сам этот факт, видимо, дает творческие импульсы. Шуберт играл на всем понемножку, был оркестрантом и аккомпаниатором своих песен, а сольными выступлениями не занимался.
Можно сравнить Гайдна и Моцарта. Гайдн лично говорил, что он не виртуоз ни на одном инструменте. Хотя кое-какие концерты у него есть, но в малом количестве и притом довольно скромные.
 
igoralДата: Вторник, 08 Июнь 10, 18:44 | Сообщение # 8
Группа: Пользователи
Сообщений: 207
Статус: Offline
Последние два объяснения, как ни хороши, однако проблемы не решают. А почему "скука"? А почему не был сильным исполнителем?
Возможно, Шуберту не хватало эгоцентризма, необходимого для этого жанра. Ведь концерт - это всегда противопоставление "я" (чаще всего - гордого я) - толпе, миру (оркестр). Шуберту не нужны "буря и натиск", его романтизм ориентирован скорее на недостижимое в этом мире равновесие и единство. За что я и считаю его величайшим композитором послебаховской эпохи. Как сказал один старый меломан: "Три Б - Бах, Бетховен и Буберт".


Сообщение отредактировал igoral - Вторник, 08 Июнь 10, 18:49
 
vergessenДата: Вторник, 08 Июнь 10, 19:11 | Сообщение # 9
Группа: Проверенные
Сообщений: 64
Статус: Offline
Quote
почему "скука"

Наверное, потому что ему по ряду причин стало неинтересно.

При его достаточно беспокойном образе жизни и огромном количестве "неоконченных" вещей (не только из-за ранней смерти), это не удивительно.

Вдобавок, из-за проблем со здоровьем (в 27-м ему оставалось жить чуть больше года), он был подвержен частым перепадам настроений.

--------------------------------------------------------

Пример с фортепианным концертом лишь показывает, что Шуберт не имел каких-либо "идейных" предубеждений против этого жанра.

Он был в Граце всего 18 дней, это было для него очень хорошее время и он много чего написал там. Пришло вдохновение - начал писать концерт, вернулся в Вену, вдохновение ушло, стало неинтересно, бросил. Возможно, так.


"Ich habe mein Passwort vergessen"

Сообщение отредактировал vergessen - Вторник, 08 Июнь 10, 22:28
 
TrompeteДата: Вторник, 08 Июнь 10, 19:22 | Сообщение # 10
Группа: Проверенные
Сообщений: 1218
Статус: Offline
Вообще, у разных композиторов интересы складываются по-разному. Брамс не писал опер. Скрябин ни опер, ни песен. Шопен еще много чего не писал.
Шуберт, прожив 31 год, наверно, стал мировым рекордсменом по числу написанных песен. (Признайтесь, кто все их переслушал?) :) А сколько у него ф-п сонат и квартетов!

Впечатляет также непривычно большое число сочинений для ф-но в 4 руки. Вместе с песнями и квартетами это говорит о том, что Шуберт во многом ориентировался на свою излюбленную среду комнатного музицирования в дружеском кругу единомышленников (это подтверждается его биографией - знаменитые шубертиады у Шпауна). Блеск концертного жанра в эту среду не очень вписывается.

Сообщение отредактировал Trompete - Среда, 09 Июнь 10, 00:55
 
igoralДата: Вторник, 08 Июнь 10, 21:01 | Сообщение # 11
Группа: Пользователи
Сообщений: 207
Статус: Offline
Quote
по ряду причин стало неинтересно.

Раз королю неинтересна пьеса,
Нет для него в ней, значит, интереса
Гамлет

Quote
в дружеском кругу единомышленников

Отчасти это я и имел в виду под равновесием и единством (едино-мышленники, которые, скажем, Бетховену не нужны: гордый; а Бог смиряет).
Однако, и здесь не всё понятно: а Симфонии?

 
TrompeteДата: Вторник, 08 Июнь 10, 21:15 | Сообщение # 12
Группа: Проверенные
Сообщений: 1218
Статус: Offline
Quote (igoral)
Однако, и здесь не всё понятно: а Симфонии? »

Первые 6 симфоний, как известно, писались для школьно-студенческого оркестра заведения, где учился Шуберт (кажется, Конвикт).
Не исполнявшиеся Симфонии h-moll и C-Dur реально писались для самой Музыки.
Мессы (изумительные) - по заказам, для заработка.

Однако, повторюсь, дружеский кружок знакомых певцов, поэтов и музыкантов играл в жизни Шуберта огромную роль. Это специфическая особенность его человеческой биографии.

 
китайДата: Вторник, 08 Июнь 10, 21:23 | Сообщение # 13
Группа: Проверенные
Сообщений: 304
Статус: Online
Благодарю всех за содержательные и не очень ответы, узнал много нового. :)
Quote (eye)
именно об этом и надо думать перед экзаменом, дабы не было лишнего стресса:) »

Именно так, тем более, если учитывать мою тревожную акцентуацию. В голове, во время этой поездки, я также непрестанно прокручивал оркестровую версию Пассакалии Г.Ф. Генделя - экзамен сдал на отлично. :)

Quote (Trompete)
Брамс не писал опер. Скрябин тоже. Шопен не только опер, но еще много чего не писал. »

Всё так, но тем не менее концерты есть у всех вышеназванных композиторов.


Говорить о музыке — всё равно что танцевать об архитектуре.
Фрэнк Заппа


Сообщение отредактировал китай - Вторник, 08 Июнь 10, 21:25
 
maib4Дата: Вторник, 08 Июнь 10, 22:21 | Сообщение # 14
Группа: Проверенные
Сообщений: 179
Статус: Offline
И что, первые шесть симфоний Шуберта можно не рассматривать серьёзно? Может они и не имеют особой исторической ценности, но мне как простому любителю нравятся четвёртая и пятая. Что касается непосредственно темы, то я думаю 1 жанр концерта не сильно интересовал Шуберта. 2 Я где-то читал, что ему были не по душе современные виртуозы-исполнители. Возьмём его фортепианные сонаты - они во многом шли в разрез исполнительской технике того времени. Именно поэтому его сонаты так долго пробивали себе дорогу к слушателю. Исполнители просто не любили их. Да и сейчас сонаты Шуберта играют не так уж часто. Может в этом и кроется ответ на вопрос? Может Шуберт просто не хотел идти на уступки вкусам исполнителей и публики? Вероятно у него не было особого желания писать концерты. А если б и написал в этом жанре, мы обеднели бы на пару симфоний, несколько десятков песен, несколько квартетов великого композитора.
 
TrompeteДата: Вторник, 08 Июнь 10, 22:27 | Сообщение # 15
Группа: Проверенные
Сообщений: 1218
Статус: Offline
Quote (maib4)
И что, первые шесть симфоний Шуберта можно не рассматривать серьёзно? »

Замечательная музыка, молодая, живая, свежая.
 
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Праздный вопрос о творчестве Шуберта.
Страница 1 из 212»
Поиск: