6 струнных квартетов Ропарца - это экскурсия в незнакомые широкой массе слушателей тихие закоулки французской камерной музыки. Вообще-то, в своё время, Ропарц был значимой фигурой в музыкальной жизни Франции - не только композитор, но ещё и активный педагог и глава консерваторий в Нанси и Страсбуре. Но, до того как статать признанным муз. авторитетом он был верным учеником Сезара Франка и Венсана д'Энди, и их влияния чувствуются в первых двух квартетах. А в стремлении юного автора к несдержанности в форме и глубине выражения заметна любовь Ропарца к последним квартетам Людвига ван Бетовена. Квартет № 1 соль минор (1893) - ещё несколько хаотичная явно студенческая работа, которая, как пишет равнодушный критик в ревью "является больше упражнением в цветастом контрапункте и в сонатной форме, чем настоящим творчеством"
Квартет № 2 (1912) гораздо менее традиционен и более интересен с точки зрения гармонических изысков. Особенно поражает энергичная и даже нервная вторая часть (Assez vif) предвещающая поздние неоклассические опусы Стравинского, да и в других частях Ропарц то и дело отходит от привычного образа постромантика, держащегося за 19й век как за соломинку.
Квартет № 3 (1925) - самый популярный и исполняемый из квартетов Ропарца. И неудивительно - Ропарц здесь импрессионист, продолжающий славные традиции Дебюсси и Равеля. Медленная часть 3го квартета (да и второго тоже) поражает необычной изысканной звуковой красотой
В квартетах №4 (1934) и №5 (1940) заметны новые тенденции и измения в стиле - мелодии становятся графичней, общая муз.ткань менее изысканной, автор больше тяготеет к диатонике, однако появляются и незамеченные раньше вольности и пронзительные звучания. Музыка на слух представляет из себя что-то среднее между Равелем и Онеггером. Пятый Квартет - "Quasi una fantasia" сочинён Ропарцем в первые месяцы после смерти его жены, и содержит два чудесных торжественных Адажио
Квартет № 6 (1948) - одно из последних сочинений Ропарца, возвращает нас к более классической архитектуре в четырех частях и вообщем довольно традиционен, хотя и заслуживает того, чтобы быть прослушанным, как и все остальные квартеты.
Жозеф Ги Ропарц – Произведения для струнного квартета. Quatuor Stanislas (3 CD, ape)