|
"Последний романтик"
| |
Oktavio | Дата: Понедельник, 18 Января 10, 00:48 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 581
Статус: Offline
| АЛЕКСЕЕВ Дмитрий Константинович (р. 10. VIII 1947) - заслуженный артист РСФСР (1988) Начнем с краткого экскурса, предложенного в одном очерке об Алексееве: "...Еще в студенческую пору Дмитрию случилось "нечаянно" победить на конкурсе джазовой импровизации. Вообще тогда его воспринимали всерьез только как джазового пианиста. Позже, уже в первые консерваторские годы начал чаще играть музыку XX века, Прокофьева - стали говорить, что Алексееву более всего удается современный репертуар. Тот же, кто не слышал музыканта с тех пор, сейчас, должно быть, очень удивится. Ведь ныне многие признают в нем прежде всего шопениста или шире - интерпретатора романтической музыки. Все это - свидетельство отнюдь не стилевых смен на его исполнительском пути, но стилевого накопления и разрастания: "Хочу проникнуть в каждый стиль настолько глубоко, насколько могу". На афишах этого пианиста можно увидеть имена самых различных авторов. Однако что бы он ни играл, любое произведение получает под его руками насыщенно экспрессивную окраску. По меткому замечанию одного из критиков, в трактовках Алексеева почти всегда ощущается "поправка на XX век". Впрочем, он с увлечением играет и музыку современных композиторов, где такой "поправки" не требуется. Пожалуй, в этой сфере особое внимание привлекает С. Прокофьев. На оригинальный подход исполнителя к трактовке тех или иных сочинений еще в 1976 году обращал внимание его педагог Д. А. Башкиров: "Когда он играет в полную силу своих возможностей, ясно видна четкость его интерпретаций и художественных намерений. Часто эти намерения не совпадают с тем, к чему мы привыкли. Это тоже очень отрадно". Темпераментная игра Алексеева, при всей яркости и размахе, долгое время была не свободна от противоречий. Оценивая его выступление на конкурсе имени Чайковского в 1974 году (пятая премия), Е. В. Малинин указывал: "Это превосходный пианист, в игре которого в первую очередь привлекает „интенсивность" исполнения, отточенность деталей, техническая филигранность, все это у него на высшем уровне, и слушать его интересно, но порой насыщенность его исполнительской манеры просто утомляет. Он не дает слушателю возможность „перевести дух", как бы „оглядеться"... Талантливому пианисту можно пожелать несколько „раскрепоститься" от своего замысла и „вздохнуть" более свободно. Как ни парадоксально, думаю, что именно эти „передышки" помогут сделать его игру более художественно выразительной и целостной". К моменту выступления на конкурсе имени Чайковского Алексеев уже окончил Московскую консерваторию по классу Д. А. Башкирова (1970) и у него же прошел курс ассистентуры-стажировки (1970-1973). Кроме того, он уже был дважды лауреатом: вторая премия на парижском конкурсе имени Маргерит Лонг (1969) и высшая награда в Бухаресте (1970). Характерно, что в столице Румынии молодой советский пианист завоевал также специальный приз за лучшее исполнение пьесы современного румынского композитора Р. Джорджеску. Наконец, в 1975 году конкурсный путь Алексеева был увенчан убедительной победой в Лидсе. С тех пор пианист ведет весьма интенсивную концертную деятельность у нас в стране, с успехом выступает за рубежом. Значительно пополнился и его репертуар, основу которого составляют произведения романтиков прошлого века, в том числе Соната си минор и этюды Листа, разнообразные пьесы Шопена. "Симфонические этюды" и "Карнавал" Шумана, а также русская классическая музыка. "Что, в первую очередь, подкупает в исполнительской манере Дмитрия Алексеева? - пишет на страницах журнала „Музыкальная жизнь" М. Серебровский.- Искренняя артистическая увлеченность и способность увлечь своей игрой слушателя. В то же время его игра отмечена незаурядным пианистическим мастерством. Алексеев свободно располагает своими великолепными техническими ресурсами... Полнее всего раскрывается дарование Алексеева в произведениях романтического плана". Действительно, никогда не возникнет мысль назвать его игру расчетливо рационалистичной. Но "при всей свободе рождения звука, пишет Г. Шерихова в упомянутом очерке, ощутима здесь упругость и мера - мера динамических, акцентных и тембровых соотношений, мера прикосновения к клавише,- проверенная тонким знанием и вкусом. Однако сей сознательный или бессознательный "расчет" уводится далеко вглубь... Эта мера "невидима" еще и благодаря особой пластичности пианизма. Пластична любая линия, подголосок фактуры, вся музыкальная ткань. А потому так убедительны переходы от состояния к состоянию, crescendо и diminuendо, ускорения и замедления темпа. В игре Алексеева мы не найдем сентиментальности, романтического излома, утонченной манерности. Его пианизм незамутненно честный. Чувство не заключено исполнителем в угодную ему "рамку". Он видит образ изнутри, показывает нам его глубинную красоту. Вот почему в алексеевских интерпретациях Шопена нет ни грани салонности, прокофьевская Шестая у него не сокрушает пространство дьявольскими созвучиями, а брамсовские интермеццо таят такую не выговоренную грусть..." В последние годы Дмитрий Алексеев живет в Лондоне, преподает в Королевском колледже музыки, выступает в странах Европы, США, Японии, Австралии, Гонконге, Южной Африке; сотрудничает с лучшими оркестрами мира - Чикагским симфоническим, Лондонским, Израильским, Берлинского радио, оркестром Романской Швейцарии. Не раз выступал в России и за рубежом с оркестрами Петербургской филармонии. Дискография артиста включает фортепианные концерты Шумана, Грига, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Скрябина, а также сольные фортепианные произведения Брамса, Шумана, Шопена, Листа, Прокофьева. Большой популярностью пользуется диск с записью негритянских спиричуэлс в исполнении американской певицы Барбры Хендрикс и Дмитрия Алексеева. Частично цитируется по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор" _________________________________________________________________________________________ Уважаемые погруженцы! До позавчерашнего дня, я просто не знал о существовании этого, мало сказать замечательного, а просто крупнейшего пианиста современности. Возможно, это говорит о моём невежестве, пускай так, но я уверен, что таких же как я ещё предостаточно. Сколько сейчас во всём мире осталось кудесников короля инструментов? Совсем не много, хватит (по большому счёту) и пальцев одной руки. У меня ко всем любителям фортепианного искусства будет неизменная просьба: поделиться своими впечатлениями, а так же размышлениями тех, кто знаком с творчеством Алексееева. А тех кто ещё не слышал этого прекрасного музыканта, послушать и так же поделиться. Спасибо всем за поддержку и понимание. Шостакович: http://intoclassics.net/news/2010-01-12-12908 Рахманинов: http://www.intoclassics.net/news/2009-8-25-8334#comments По поиску будет ещё кое-что. Огромная просьба ко всем выложить что у кого есть.
Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета!
Сообщение отредактировал Oktavio - Понедельник, 18 Января 10, 00:56 |
|
| |
Земля | Дата: Понедельник, 18 Января 10, 09:18 | Сообщение # 2 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2951
Статус: Offline
| Прокофьев - 2-й ф-ный концерт: http://www.intoclassics.net/news/2009-07-05-7089
|
|
| |
alyosha | Дата: Понедельник, 18 Января 10, 12:39 | Сообщение # 3 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 1275
Статус: Offline
| Есть на Аваксе: http://avaxhome.ws/music/classical/medtner_rachmaninov_music_two_pianos.html Произведения для 2-х фортепиано Метнера и Рахманинова (вместе с Николаем Демиденко). Могу перевыложить у нас, если хотите. Добавлено (18 Январь 10, 12:39) --------------------------------------------- Также на Аваксе: http://avaxhome.ws/music/classical/The_Romantic_Piano_Concerto_Series_Vol_08_Medtner.html http://avaxhome.ws/music/classical/scriabin_symphonies_muti.html Тоже могу перевыложить.
|
|
| |
Oktavio | Дата: Понедельник, 18 Января 10, 14:20 | Сообщение # 4 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 581
Статус: Offline
| Зделайте пожалуйста! И желательно одним постом. Спасибо за поддержку.
Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета!
|
|
| |
alyosha | Дата: Понедельник, 18 Января 10, 15:35 | Сообщение # 5 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 1275
Статус: Offline
| Quote (Oktavio) Зделайте пожалуйста! И желательно одним постом. Спасибо за поддержку. OK! Но если 1-м материалом, то придётся долго ждать, да и записи разноплановые. Так что оформлю разными, наверное.
|
|
| |
Oktavio | Дата: Понедельник, 18 Января 10, 22:47 | Сообщение # 6 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 581
Статус: Offline
| Хорошо, будем ждать
Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета!
|
|
| |
catrings | Дата: Среда, 20 Января 10, 17:08 | Сообщение # 7 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 365
Статус: Offline
| Рахманинов у Алексеева - выше всяких похвал. Неоклассическая красота - гармония чувств и разума, современный романтизм
"В иные дни я успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака." Белая Королева из "Алисы в Зазеркалье"
|
|
| |
alyosha | Дата: Среда, 20 Января 10, 20:48 | Сообщение # 8 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 1275
Статус: Offline
| Выложил Фортепианный концерт и квинтет Метнера: http://www.intoclassics.net/news/2010-01-20-13106 Завтра постараюсь оформить Произведения для 2-х ф-но Метнера и Рахманинова.
|
|
| |
Oktavio | Дата: Четверг, 21 Января 10, 02:24 | Сообщение # 9 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 581
Статус: Offline
| Да не оскудеет рука выкладывающего! Ничего кроме спасибо!!! Вот отзывы погруженцев на разный материал: "2. Борис (Prapor) (13 Январь 10 01:43) У меня есть (потрёпанный) СD c этой записью! Действительно, прекрасное исполнение! 3. igor (igor120765) (13 Январь 10 07:54) Исполнение самое лучшее из всех,которые слышал! 4. Anna (Pseudoname) (13 Январь 10 18:09) Первый раз я услышала эти замечательные концерты именно в этом исполнении. Потом слушала много других, но это пока мое любимое. Еще раз большое спасибо!! 6. catrings (catrings) (19 Январь 10 11:18) Как хорош Дмитрий Алексеев! Как тонко и точно чувствует стилистику Шостаковича, серьёзен, глубок. 2. Theodor (theodor19) (25 Август 09 22:34) У меня эти записи есть, всем рекомендую, слушать игру Д.А. - наслаждение для гурманов. 3. игорь (ujcnm) (26 Август 09 00:13) великий пианист! то что слышал а слышал наверное все что выходило весьма убедительно и при этом доставляет удовольствие) 5. Олегович (Dimitris) (09 Сентябрь 09 23:24) Понравилось, впечатляющая игра, спасибо! Прекрасный получился Рахманинов! 4. (Ayrron) (03 Июль 09 23:52) Прослушал! Отлично! Спасибо! 8. igor (igor120765) (18 Январь 10 00:21) Полностью поддерживаю,запись постоянно крутилась в плеере с месяц-это очень долго"
Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета!
Сообщение отредактировал Oktavio - Четверг, 21 Января 10, 10:27 |
|
| |
alyosha | Дата: Четверг, 21 Января 10, 12:29 | Сообщение # 10 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 1275
Статус: Offline
| Oktavio, пожалуйста! Вот, выложил произведения для 2-х ф-но Метнера и Рахманинова: http://www.intoclassics.net/news/2010-01-21-13129
|
|
| |
Oktavio | Дата: Воскресенье, 24 Января 10, 00:10 | Сообщение # 11 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 581
Статус: Offline
| Огромное спасибо! Вы не в курсе, на необозримых просторах сети, есть ли ещё что-нибудь об этом явно недооцененном пианисте?
Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета!
|
|
| |
Yura-nsk | Дата: Вторник, 26 Января 10, 15:18 | Сообщение # 12 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 644
Статус: Offline
| Мне тоже очень понравился его Рахманинов. Сейчас с удовольствием узнал, что он к нам, в Новосибирск, в марте Дмитрий Алексеев приезжает играть Третий концерт Бетховена!
"Не мы слушаем музыку, а музыка слушает нас" (Теодор Адорно)
|
|
| |
Oktavio | Дата: Вторник, 26 Января 10, 17:02 | Сообщение # 13 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 581
Статус: Offline
| Уж не буду говорить как и повезло! Завидую. . . Не исключено, что среди здравствующих, в этом концерте, он окажется непревзойдённым. Душой я с Вами!
Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета!
|
|
| |
alyosha | Дата: Вторник, 26 Января 10, 18:47 | Сообщение # 14 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 1275
Статус: Offline
| Quote (Oktavio) Огромное спасибо! Вы не в курсе, на необозримых просторах сети, есть ли ещё что-нибудь об этом явно недооцененном пианисте? Пожалуйста! Насчёт информации - не знаю, специально не искал. На Форум-классика есть тема, посвящённая ему, но я её не читал, поэтому не знаю, есть ли там что интересное.
|
|
| |
Oktavio | Дата: Вторник, 26 Января 10, 21:02 | Сообщение # 15 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 581
Статус: Offline
| С форума КЛАССИКА: "Я слышал в его исполнении 1,2,3 концерты и Рапсодию Рахманинова. Наверное, что он играет и 4-й тоже, а вот записал ли он его - не знаю. Думается, Алексеев продвигается к фиксации в записи ВСЕХ концертов Рахманинова. Вспоминаю, как свежо и лирично играл он 1-й концерт Рахманинова в начале 80-х ! Совершенно не так, как автор - гораздо свободнее, менее трагедийно. 2-й концерт Глазунова - это просто шедевр исполнительства Алексеева: такой изысканной звукописи я ни у кого не слышал в этом произведении. Оба концерта Шостаковича сыграны Алексеевым в "классической" манере, в какой тот же Алексеев играл, к примеру, Моцарта Совершенно не похоже на угловатое исполнение автора, но безусловно правомерно и убеждает. Рахманиновские прелюдии - это его конёк, но одновременно он великолепно играет Скрябина, что большая редкость в наши дни. Что отрадно, в алексеевском Скрябине нет абсолютно никаких "софронизмов", к примеру, в 4-й, в 5-й сонатах (5-я вообще ГЕНИАЛЬНА у него, особенно в отечественной записи 70-х годов). Он играл также поэмы op.32 и 69, несколько циклов прелюдий - op.15, 16, 22, Вальс соч.38. Всё это завораживает, а потому жаль, что далеко не всё сыграл Скрябина, что мог бы, к примеру, 2-ю сонату, Фантазию, другие поэмы, в т.ч. поздние. Уверен, что СЕГОДНЯ кроме него и Володося НИКТО не сможет адекватно подать 10-ю сонату. Можно только мечтать о том, чтобы именно Алексеев её сыграл. Лист. Поздние его произведения, Вариации на т.Баха (у него слушающиеся даже после Юдиной) , 1-й Мефисто-вальс производили ошеломляющее впечатление. Соната h-moll - несколько мЕньшее: в ней мне Рихтера никто не может заслонить, у Алексеева же другой подход, т.е. чисто романтическое вИдение без слишком глубоких раздумий о философском подтексте. Квинтет и 1-й концерт Метнера - изумительно. Вспоминаю также его исполнение Шумана: "Карнавал", который мне в его исполнении даже рахманиновская трактовка не затмевает, "Фантазия" и "Крейслериана". Вызываю в памяти свои живые впечатления от последних - в красоте звука (если выделить именно ЭТО как нечто самодовлеющее) в "Крейслериане", слышанной в начале 80-х, с ним мог бы сравниться только Горовиц. А оба концерта Равеля ? А "Рапсодия в стиле блюз" Гершвина ! В одном из вариантов он сделал лучшую запись этого опуса, какую я только могу себе представить - он подавал её как романтическое музыкальное полотно, не жалел красок и азарта. А его джазовые импровизации ! В целом я бы так сказал: Алексеев, безусловно, является одним из лучших представителей РУССКОЙ ф-п традиции, но он продемонстрировал гораздо более острое стилистическое чутьё, нежели большинство её представителей, что, в частности, позволило ему великолепно играть и Скрябина, и джаз. Сравнение с Башкировым ПРАВОМЕРНО - у них есть много общего в культуре звука, красочность, импровизационность, интеллектуализм, чувство меры, изумительная трепетность исполнения и, одновременно, отточенность ф-п техники. Чисто ТЕХНИЧЕСКИ Алексеев, безусловно, превосходит Башкирова, как и в смысле стилевой адекватности, и я вспоминаю, что Башкиров часто присутствовал на концертах своего ученика Алексеева, а потом, к моему изумлению, заимствовал у него некоторые исполнительские находки ) Я имею ввиду не плагиат, а именно "творческий обмен". И такие "высокие отношения" между учителем и учеником, как равного с равным, не могут не вызывать уважения. Дмитрий Алексеев, к сожалению, как и сам Башкиров, как и Лазарь Берман, и Борис (!) Петров и мн. др. наши пианисты, концертировавшие в СССР в 60-70-80-х годах, значительно превосходившие по глубине и красоте своего искусства тогдашних (не говоря уже о современных) западных пианистов и являвшиеся, по существу, нашим национальным достоянием, с горечью должен признать, не собирали широкой публики. Я сидел в зале, слушал ИЗУМИТЕЛЬНУЮ игру и поражался - где же уши нашей публики ? На кого же она ходит, если пропускеют такие концерты ! Слава богу, многое записано по трансляции, в т.ч. алексеевские концерты, и я надеюсь, что рано или поздно всё это всплывёт, как и многое из того, что я слышал только в зале, а теперь слушаю на CD и с волнением возрождаю непосредственные впечатления и даже зрительные образы, которые я воспринял в зале ТОГДА, десятилетия назад. Тот, кто сам этого не переживал, не может себе представить, что значит услышать на CD записанный по трансляции концерт (к примеру, того же Алексеева), на котором присутствовал 30 лет назад и потом не слышал этой фонограммы НИКОГДА и даже не подозревал, что концерт был записан ! Сказочное чувство, какое-то ЧУДО, словно фантастическая "машина времени" срабатывает. Я уж не говорю о бОльших сроках давности. Боже, как давно это всё было ................. Словно во сне ......."
Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета!
|
|
| |
|
|