http://schillinger.narod.ru/Добавлено (21 Декабрь 09, 15:25)
---------------------------------------------
Русский конструктивизм. Музыка 20х годов
Революция 1917 года произвела сильное впечатление на российскую художественную среду. Футуристы, бывшие до революции шумным, но довольно малочисленным крылом дооктябрьской отечественной культуры, после революции в 1920-е годы становятся особенно влиятельны в среде художественной молодежи. Индустриализация как главная хозяйственная задача страны вызывала желание отобразить ее в звуках, создать искусство, созвучное ее масштабу, заявить о высшей ценности новых, невиданных и сулящих большие перемены звуках. Так возник музыкальный «конструктивизм».
Подобное искусство привлекало внимание и в Европе. Из музыкальных сочинений, оставивших след в истории, упоминают в первую очередь балет Прокофьева «Стальной скок», оркестровые пьесы Онеггера «Рэгби» и «Пасифик 231». Судьба советских конструктивистов оказалась менее счастливой, практически все они испытали давление вначале со стороны общественных организаций (РАПМа) и официальных органов, критиковавших их за «левизну», и были вынуждены ограничивать свою художественную активность, менять ее направление.
Алексей Животов (1904, Казань — 1964, Ленинград) — советский композитор. Учился в Ленинградской консерватории у М. Чернова и В. Щербачева (1924-30). В 1926-30 преподавал музыкально-теоретические предметы и инструментовку. Как композитор дебютировал Сюитой для большого оркестра (1928) и Фрагментами для нонета (1929). Эти сочинения отмечены поиском нового музыкального языка и новых форм. Значительный успех имел его вокально-симфонический цикл Запад (1932). Знаток оркестра, его выразительных возможностей, Животов позднее большое внимание уделял вокальной лирике. Композитор принимал активное участие в музыкальной жизни Ленинграда (в 1961-64 председатель Ленинградского отделения Музфонда).
Половинкин, Леонид Алексеевич (13.8.1894, Курган, — 8.2.1949, Москва). Русский советский композитор. Учился в Московской консерватории у Василенко, Катуара, Мясковского (1914—24). В 1920-х входил в Ассоциацию современной музыки и был одним из лидеров раннего советского «урбанистического» модернизма; характерны его фортепианные «Происшествия» (7 пьес, 1920—25) и фокстрот «Электрификат» (1925), оркестровые «Телескопы» (4 пьесы, 1926—30). Позднее освоил более простой стиль (9 симфоний, 1930—44). С 1926 заведовал музыкальной частью Московского театра для детей; сочинил музыку к ряду детских спектаклей и фильмов.
Дешевов, Владимир Михайлович (1889, Санкт-Петербург — 1955, Ленинград). Русский советский композитор. В 1908-14 учился в Санкт-Петербургской консерватории у Лядова, Штейнберга и др. Автор одного из первых советских балетов «Красный вихрь» (1924), а также оперы «Лед и сталь» на сюжет о событиях Кронштадтского восстания (1930). В музыкальном языке оперы проявилось влияние урбанизма Э. Кшенека, С. Прокофьева, композиторов французской Шестерки. В 1926 написал фортепианную пьесу «Рельсы» — одно из первых в советской музыке воплощений индустриальной, «машинной» романтики. Впоследствии работал главным образом в области прикладной музыки.
Мосолов, Александр Васильевич (1900, Киев — 1973, Москва), советский композитор. В 1922-25 учился в Московской консерватории у Р. Глиэра и Н. Мясковского. В 1920-х состоял в Ассоциации современной музыки и снискал репутацию одного из самых радикальных представителей авангардного направления в советской музыке.
Международную известность композитору принесла пьеса Завод (фрагмент незавершенного балета Сталь, 1927), в которой средствами большого оркестра имитируется одновременная слаженная работа множества машин. После 1930, когда ведущие позиции в музыкальной жизни СССР заняла Всесоюзная ассоциация пролетарских музыкантов, музыка Мосолова перестала исполняться, а сам он стал жертвой беспощадной критической кампании. Чтобы обезопасить себя, Мосолов выезжал в фольклорные экспедиции в разные регионы СССР и писал музыку, следуя эстетическим установкам, стандартным для советской музыки сталинского времени. В 1937-38 несколько месяцев провел в тюрьме по обвинению в антисоветской агитации. Впоследствии занимался обработкой народных песен для Северного русского хора (Архангельск).