"Смесь русской сивухи с французскими духами".
Сказано хлёстко...однако, ничего не проясняет.Многочисленные примеры крайней нетерпимости крупных композиторов к своим собратьям,творческий путь которых им противоположен, можно множить до бесконечности.Человек человеку - композитор.
Генрих Нейгауз в своей многополезной книге "Об исскустве фортепианной игры" говорит о том, что "...всякая мощная индивидуальность стремится стихийно распространиться "на весь мир", но, к счастью, встречается с подобными же индивидуальностями , отчего и возникают столкновения...Да не обидятся великие, но неуживчивые люди, если я скажу, что они похожи на одуванчиков и кроликов:если бы не существовало на земле никаких других растений и животных, то одуванчики и кролики в два-три месяца покрыли бы всю нашу планету.Стараться переубедить,внушить чувство справедливости , смягчить неприязнь у этои "борцов"(великих творцов) - нелепо и бесполезно. Попробовали бы мы убедить Шопенгауэра, что Гегель великий и глубокий философ!"
Для нас важно в данном случае стараться удерживаться от использования композиторских негативных высказываний о своих коллегах по цеху В КАЧЕСТВЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ АРГУМЕНТОВ, поскольку они - эти высказывания - в большинстве своём носят крайне субъективный характер.Добавлено (17 Март 10, 16:50)
---------------------------------------------
Ну вот ведь как славно! кое-что прояснилось: оказывается, это - Андрей Николаевич, а не Николай Андреевич высказались...
Добавлено (17 Март 10, 17:01)
---------------------------------------------
Несколько штрихов из частной жизни.
Стравинский не обучался в консерватории, а брал частные уроки у Корсакова.Одновременно закончил юридический факультет в Петербурге.Скорее всего, Корсаков стал занимться со Стравинским приватно по просьбе Фёдора Игнатьевича Стравинского (отца композитора). А Фёдор Игнатьевич в то время был чрезвычайно знаменит как прима-бас Мариинского театра, пел все ведущие партии, в том числе - в корсаковских премьерах. Так что симбиоз был взаимополезный и взаимовыгодный...