Несинхронизированные с музыкой крупные динамические волны - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
intoclassics.net - форум » Все остальное » О чем угодно » Несинхронизированные с музыкой крупные динамические волны (как приём исполнительства)
Несинхронизированные с музыкой крупные динамические волны
ЗемляДата: Воскресенье, 10 Апрель 16, 13:31 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 2815
Статус: Offline
Давным-давно хотелось вскрыть это явление для общественного обсуждения. Наконец, подумалось: сколько же можно тянуть? ... Итак.

Обращали ли вы внимание, будучи слушателями, на такое явление исполнительства - динамическое (т. е.: от тихо к громко и обратно) раскачивание звукового потока с большим периодом и без какой-либо явной синхронности с ритмом и прочей временной структурой музыки - так, словно сама эта асинхронность, рассогласование  и независимость этих самостоятельных ритмических процессов и составляет всю некоторым образом завораживающую силу вовлечения и погружения как исполнителя, так и слушателя в сам звуковой поток музыки, так сказать?
Впервые этот приём бросился мне в глаза, но бросился как что-то малосимпатичное своей утрированностью, в электронных обработках Баха, а именно его Бранденбургских концертов, начала 1970-х Карлосы Венды. Потом этот приём и всю прелесть его однажды обнаружила как что-то непроизвольно возникшее в собственной игре. Потом уже нет-нет стала обнаруживать у других исполнителей. Самое свежее столкновение с ним произошло у меня вчера при прослушивании на ютуб Токкаты и фуги Баха ре минор (BWV 565) на арфе - в эпизоде переклички арпеджио. Вообще, приём этот с самого начала ассоциируется с игрой на гармони (баяне, аккордеоне), когда период сдвигания-раздвигание мехов происходит в каком-то своём темпе и ритме, никак не связанном с темпом и ритмом исполняемой при этом музыки.
Ещё у меня такое сравнение по поводу этого приёма напрашивается: одно дело, когда вы просто идёте по улице с какими-то думами в голове, другое - когда вы точно так же и с тем же идёте ПЬЯНЫМИ: вас качает, вас штормит, вас заносит то вправо, то влево и всё это в каком-то своём величественном темпе больших океанических волн, что придаёт как вашему путешествию, так и вашим думам в голове некий оттенок трагичной величественности, масштабности, эпичности, космичности и даже вашего личного геройства.

Что вы думаете об этом исполнительсокм приёме? Оправдан ли он? Относится ли он к категории оценок "хорошо" или же наоборот к категории "плохо"?


Сообщение отредактировал Земля - Воскресенье, 10 Апрель 16, 13:39
 
TrompeteДата: Вторник, 12 Апрель 16, 21:34 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 1218
Статус: Offline
Как я понимаю, вы говорите не про серьезных исполнителей, а про обработчиков, использующих популярный материал, чтобы зарабатывать деньги у непритязательной публики. Для этой цели можно задействовать любые чисто внешние приемы, не имеющие отношения к композитору - хоть произвольную динамическую раскачку, хоть экстравагантный костюм, кордебалет или завлекательные световые эффекты. Вот и все оправдание. Назвать это "исполнительским приемом" слишком высоко сказано.
 
ЗемляДата: Среда, 13 Апрель 16, 12:21 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 2815
Статус: Offline
Нет. Про серьёзных, как мне кажется, тоже. К сожалению, долгое время моё внимание не фиксировалось осознанно на этом приёме, не рефлексировало. Кажется, срефлексировало впервые, когда я услышала это в своей игре при чтении с листа маленькой фуги Баха до мажор из известного школьного сборника (первая которая по порядку). Сразу подумалось: а ведь так многие играют! и не напрасно - так музыка обретает какое-то свежее дыхание естественности, живости и лёгкости восприятия, напрочь теряя элементы скучности, заумности, занудства, назидательности, морализаторства и формализма. По сути это те же пузыри аутентистов, но не в рамках одного звука, а в рамках многих звуков, а где-то даже тактов музыки. Когда слушаешь такое исполнение музыки, как-то невольно вовлекаешься в неё и понимаешь, что и исполнители точно так же вовлечены с головой, просто растворены в потоке извлекаемой ими музыки. Вот и в игре выше упомянутой арфистки этот приём промелькнул на несколько тактов как что-то абсолютно естественное, ожидаемое, как то, что и надо, но затем был свёрнут, и тут уже получилась какая-то эклектика: либо держи этот приём как можно дольше, на всё произведение, или не начинай его использовать вовсе, - так мне кажется.

Добавлено (13 Апреля 16, 00:39)
---------------------------------------------
Вообще, надо бы ещё потщательнее половить это всё и проанализировать. Для начала надо бы мне сыграть упомянутую маленькую фугу (или что другое аналогичное (из того же сборника Баха или из его инвенций), записать и выложить сюда.
Сейчас мне приходит на ум и анализируется абстрактно следующее (из этюда Черни как бы): вот перед вами последовательность из пяти нот - та-та, та-та, та. Без каких-либо динамических указаний к ним, т. е. все их нужно исполнить одинаково громко или одинаково тихо. Ну или в соответствии с классической фразировкой "тихо - громче - тише". В случае же "приёма включения волны" мы на первой же ноте как бы давимся (подавились вдруг). Соответственно, следующие за этим ноты вырываются из нас на каком-то непроизвольном крещендо (на нарастании громкости или яркости), словно спеша замять, скомпенсировать запинку на первой ноте. Получается та самая, но небольшая волна. Один период волны. И одновременно - что-то естественное, непосредственное, живое. Нескучное, вызывающее реакцию у слушателя, интригующее по принципу "Хе! Что это было?". Но неосознаваемую, конечно же, реакцию. Хотя бы из-за недостатка времени. Ибо тут же дальше - уже следующий микро-шок, так сказать. Маленькая неожиданность. И так дальше. Своего рода параллельный динамический микро-триллер, сразу привлекающий внимание и неотпускающий его, хотя слушатель совершенно не сознаёт, в чём тут дело, и чем это его тут зацепили исполнители (или исполнитель).

Добавлено (13 Апреля 16, 12:11)
---------------------------------------------


Играет без волн, но чувствуется, что и её на них потягивает: само начало темы провоцирует каждый раз. Жаль, что исполнительница не даёт этому начальному импульсу раскачать себя на дальнейшее качание динамики.

Добавлено (13 Апреля 16, 12:21)
---------------------------------------------
Странно: исполняет машина, а волны как будто бы чувствуются (чуть-чуть):


Сообщение отредактировал Земля - Среда, 13 Апрель 16, 00:39
 
intoclassics.net - форум » Все остальное » О чем угодно » Несинхронизированные с музыкой крупные динамические волны (как приём исполнительства)
Страница 1 из 11
Поиск: