Бах - Кантата BWV 3 - обсуждение интерпретаций - Страница 3 - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 3 из 3«123
intoclassics.net - форум » Музыка » Наши каталоги и тематические обсуждения » Бах - Кантата BWV 3 - обсуждение интерпретаций
Бах - Кантата BWV 3 - обсуждение интерпретаций
ProutorovДата: Четверг, 23 Январь 14, 19:07 | Сообщение # 31
Группа: Пользователи
Сообщений: 16
Статус: Offline
...............И РАДИ ЭТОГО СТОИТ ЖИТЬ!

Добавлено (23 Января 14, 19:06)
---------------------------------------------

"Погружение" - мать учения.

------------------------------
J.S.BACH - Cantata BWV 3
------------------------------

ПРЕАМБУЛА

С вокалом вообще у меня не очень как-то складываются отношения, в том числе и Баховским. "Страсти по Матфею" - понятно, знаю давно и как без них-то?.. и некоторые кантаты, и Мессу... Много в вокале личностного, инструмент все же опосредует исполнителя. А голос - это сила, которую далеко не всегда можешь выносить. Единственный композитор, у которго вокал мне нравится больше, чем инструментал - это Дж. Доуланд. Впрочем, для позднего Ренессанса вообще характерны слабоватый инструментал и изощренность вокала, например, Монтеверди и Джезуальдо - именно в мадригалах. Поэтому в вокальной музыке искушен еще менее, нежели в инструментальной, в коей почти ноль. Однако, отбросив комплексы, приступим. Архивы Лёсинка и Сузуки (второй скачан дважды!) повреждены, их в обзоре не будет.

Прослушивание первое - через колонки, затем, в будущем, по мере углубления - через наушники. Слушаю впервые,  от раза к разу воприятие будет изменяться очень сильно и субъективно (предполагаю). Выкладываю впечатления по результатам первого знакомства. Продоложение, надеюсь, последует, поскольку первый раз для такой музыки - это ничего. По этой же причине о каком-либо рейтинге говорить не стоит.

*********************
БИЛЛЕР

Хор прозрачный, нет каши, отталкивающе привычной и характерной для записи вообще (орган и хор - не для записи, даже самой аудиофильской, чтобы понять это, достаточно один раз побывать на живом концерте). Тенор - хорош. Напомнил Рихтеровские "Страсти по Матфею" (моя первая любовь - в плане Страстей, конечно). Арии - да, нормально, можно сказать, но хоры - какие-то удивительные. Очень близкие, очень человеческие. Рельефные. Объемные. Речитативы с хором сопрано и альта - волшебно, да! цепляет с певого раза, что редкостно. Интересное впечатление: вокалисты какие-то как-бы "полупрофи", что-то  в них есть такое, что делает очень близким и каким-то родным звучание их голосов (и солистов и хора), как будто это - "хэнд мейд", понимаете? Например, айфон - это понятно: торжество промдизайна, а вот старинная японская чашка, сформованная вручную на гончарном круге - нечто совершенно иное - человеческое, чуть неровное, интимное - в общем смысле этого слова (не сексуально-озабоченном). А вот дуэт женских голосов - как две руки, берущие за сердце. Две ладони, согревающие его, - и в то же время - какая бездна смыслов, море переживаний и невыразимых вибраций приносит это теплое двойное прикосновение... и опять! - вроде все закончилось? - но нет! - и снова это счастье, и за что, думаешь, это мне, - как Давид говорил: "кто я и что такое дом мой", и как Елизавета: "откуда это мне?" - помните? Удивительный дуэт! Каков он у других? И вот так происходит неизбежное - коготок увяз... )) и дальше, и глубже, и как это приятно - тонуть в этом, но и не только приятно... и не только тонуть! И еще, у Биллера дети хорошо слышны, это круто, это как-то особенно пронзительно и трогательно.

*********************
ПРИСТМАН

У Биллера рельефнее, у Пристмана профессиональнее, глаже, но - отдаленнее, и дистанция чувствуется, дескать, ты дилетант, я - профи. Струнные мягко поддерживают диалог гобоев. Плотный первый хор после вступления мужских гоосов становится трудноразличим. Бас и челло - тот случай, когда инструмент и вокал - на равных, как положено - ОБЛИГАТНО! Томление: ситуция, выраженная словами текста, передана адекватно - красиво но гнетуще. Спасибо, Нибелунг,  за тексты - помогают помогают оценить адекватность передачи замысла того, кто искренне верил, что "вначале было Слово" - нашего дорого кантора Иоганна Себастьяныча! )) Дуэт драматичнее Биллеровского и, в то же время, театральнее, отстраненнее. Хороши противопоставления оркестра и солистов, а дуэт - это человек и Иисус, и они двигаются вместе, и это очень понятно исполнено. Итоговый хорал ставит точку убедительно и лаконично.

*********************
АРНОНКУР

Рельефное вступление гобоев и струнных. Хор прозрачен, осторожные вступления голосов не забивают остальное и не оттягивают внимание на себя (как случается у некоторых исполнителей фуг, у которых под очредной экспозицией темы оказывается погребенной вся ткань других противосложений и проведений темы, и в итоге получается гомофоннообразное нечто). Хороши диалоги струнных и гобоев, очень сдержанное звучание хора, не мешающее слышать оркестровое сопровождение, что редкость. В целом - очень достойно. Продуманность речитативов не мешает, тем более, что по тексту здесь как раз о размышлении речь. Удачное сочетание виолончели и органа, прозрачная вкусная фактура. Пока - лучшее исполнение №2. Дуэт А/С очень хорош, прозрачен, не портит даже детской тембр сопрано, скорее - наборот, умиляет, но... не следует забывать о прямом назначении кантаты - прославлении Бога, сведении Духа на общину, подготовлении сердец и умов к слышанию и восприятию Слова, а посему отстраненность нежелательна и даже некое несовершенство исполнения приближает нас к исполнителям, делая интерпретацию трогательней, а наше сопереживание оной - усиливают.

**************
КООПМАН

Слушая хор, подумал: все же дуэт альта и сопрано - ключевое место кантаты, ее и драматическая кульминация, и текстуальная - для всякого христианина именно путь ВМЕСТЕ с Иисусом очень важен. Возращаясь к 1-му хору: приятная прозрачность фактуры и совершенство, которое не отдаляет слушателя и не привносит отчуждение - приятная неожиданность. Басовая ария - вопросов нет. Спокойно. Четко. Да, не цепляет какими-либо изысками - ну так может, и не надо их - в рамках данной интерпретации (в контексте прочтения) они оказались бы излишни и неорганичны. Ждем дуэт А-С...  Пожалуй, наиболее жизнеутверждающее его исполнение, на данный момент, но и не цепляющее. В целом - рафинированное исполнение, придраться не к чему, но и сопереживания особого не ощущаешь.

**************
ГАРДИНЕР

Вдумчивое, глубокое начало, очень сбалансированное и глубоко фактурное. В неспешности - спокойная сила. Хор местами плотноват. Но пока - лучшим бы назвал. И динамика гибкая - все-таки, живые голоса, а не органные трубы. Пластичные, гибкие речитативы rubato - этим они оттеняются  от ритмичных хоровых эпизодов, и это очень хорошо. Дуэт А/С - сама неспешность, и как она хороша здесь. Как радостное, неторопливое путешествие - можно с комфортом рассмотреть проплывающие пейзажи, а как иначе - ведь рядом - Иисус! Очень адекватно тексту - именно в Духе, на 100%, архиоптимистично... и даже некий драматизм в середине так уместен - Бах есть Бах! Оркестр хорошо оттеняет дуэт, не утрачивая самостоятельного значения как облигатного голоса. Да, "всегда и все - к лучшему", но не потому, что так сказал Вольтер, а потому что "все содействует ко благу верующему в Господа", Рим 8,28.

**********
РИЛЛИНГ

Очень камерное, отчетливое, фразированное и прочувствованное вступление гобоев, осторожный хор, нарастание звучности и - отступление к ритурнелям, хор не доминирует, гобои слышны все времяпрактически всегда, струнные на третьем плане, как и положено по контексу. Несмотря на камерность и даже интимность исполнения, оно масштабно и динамично, это - полотно, панорама, не "междусобойчик", здесь все всерьез, очень отчетливы вокальные группы хора, их игра и взаимодействие прослушиваются отчетливо, как ни у кого. (К сожалению, многие тонкости уже прослушанных интерпретаций забываются, но сравнивать отдельные номера сознательно не хочу, чтобы не разрывать целостное восприятие произведения). Речитативы в меру драматичны, сдержанность их не портит, но и не улучшает. Бас не ярок, любопытно здесь явно усиленное по сравнению с челло звучание органа, в общем - довольно любопытный эффект, однако его целесообразность может быть и оспорена. Но - интересно. Сказочное какое-то сопровождение. Бас теряется на его фоне. Непонятно - то ли звукорежиссер "поработал", то ли это таки интерпретация, но не очень соответствуют они друг другу - вокал и аккомпанемент. Выделение органной партии характерно и для дуэта А/С, и это также придает номеру  в хорошем смысле некий налет сказочности, оттенок Рождественнской ночи. Но сам дуэт (солисты) спокойны и сбалансированы, и здесь тоже несколько превалирует аккомпанемент над ними, оркестр интереснее солистов-вокалистов, это любопытно, послушаем во второй раз, так ли это окажется? первый раз вообще не показатель, так, окалину снять.... с мозгов. )) Но все же той близости, сопричастности, тепла реально дышащего живого нет - академизм, концертность, дистанция, увы... Однозначно, оркестр хорош - лучшее, что есть у Риллинга - но только здесь, в этой кантате, остальных не знаю и молчу. И хор, конечно, интереснее, чем солисты.

Добавлено (23 Января 14, 19:07)
---------------------------------------------
************
КАМП

Совершено не похоже ни на одно из предыдущих исполнений, очень мощно, мощь струнных поглощает диалог
гобоев, а хор столь масштабен, что впору вспомнить 9 симфонию Бетховена.
Но красиво и в рамках предложенной концепции, пожалуй, органично. И
возникает интерес - а что же там дальше? Здесь как раз плотность хора
превращает запись в кашу. Для прослушивания исполнений в таких
мега-составах нужно находиться в зале. Любопытно, а количественно есть
ли разница между составами хора и оркестра - или везде одинаково? (Не
солистов, а именно хористов и оркестрантов? Вопрос к знатокам). Тенор
здесь хорош. Проникновенный, чувствуется плоть и кровь, и эмоции, и
жизнь. В речитативе перед дуэтом он в полной мере раскрывает свои
возможности в передаче душевных, чисто человеческих интонаций. Сопрано -
парящий в высотах удивительный голос. Басовая ария - осторожная, без
рискованных экспериментов. Дуэт - вот и дождался... Голоса великолепны.
Как концерная версия - идеально, но не заражает, соучастие немылисмо в
силу совершенства - не подступишься! Финальный хор затянутым не
показался, органичен, неспешен, а как иначе: галопом, что ли? - поскорее
бы все это закончилось? )) Итак, это наиболее симфоничное и
концертно-ориентированное исполнение, безукоризненное и бесстрастное,
как айфон. Впрочем, на любителей, коих сыщется достаточно. Но вряд-ли
имеет смысл слушать повторно (не факт, что в наушниках не откроется
нечно ускользнувшее  при первом прослушивании, так что не зарекаюсь).
Таким образом, интерес, возникший во время прослушивания первого номера,
оказался не оправдан - пока.

**************
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ЗАМЕЧАНИЯ

Нельзя сказать, что исполнения есть вообще непримемлемые - все же мастера
работали, это ж не КСП местечкового клуба, говорить о том, что "ваще
отстой" можно только в провокационных целях субъектам, зараженным
вирусом троллинга. Кубра на них! ))

Об использовании клавесина вместо органа. Не думаю, что это портит прочтение, могли быть общины и
без органа, и таких, скорее всего, было большинство, не одними кирхами
жил немецкий протестантизм, и это нормально, ибо универсальнее и
демократичнее - для небольших собраний это вообще единственно приемлемый
вариант. Да что говорить - вообще а-капелла...

Кантаты - музыка прославления, имеющая Богослужебное значение. Она написана именно для
этого и мотивированна именно этим! Это не концерт, а музыка поклонения и
прославления для собрания людей, пришедших прославить своего Спасителя -
лично, и их надо петь, а слушать - пока не разучишь. И это ключ ко
всякой религиозной музыке - сотворчество, совместное исполнение в
единстве Духа.

Верно заметил Нибелунг о важности соответствующего состояния для адекватности восприятия серьезной музыки.
Более того. В данном случае нужна (не помешает) - еще и исполненность
Духом. Это - как приходить в церковь уже исполненным духа, и иметь
откровение, иметь огонь - и сложить огни вместе, и сделать хороший
пожар! - на который призвать огонь с небес! А если зашла "приблуда
полуслучайная", то для нее это, конечно, тоже важно - откиснуть,
оттаять, но это чисто потребитель. И если таких большинство в церкви, то
что это за собрание - понятно.

Для данной кантаты вышеприведенные соображения считаю особенно актуальными, ибо
рекомендована 12 глава Послания к Римлянам, в котором речь идет именно о
Теле Христовом, о служениях церковных, о дарах и единомыслии.

***************
P.S. Отдельное спасибо AntuanFlemondon за мотивацию. )))


Драгоценное из ничтожного
 
AntuanFlemondonДата: Четверг, 23 Январь 14, 20:40 | Сообщение # 32
Группа: Проверенные
Сообщений: 311
Статус: Offline


Если человек тебе сделал ЗЛО - ты дай ему конфетку, он тебе ЗЛО - ты ему конфетку… И так до тех пор, пока у этой твари не разовьётся сахарный диабет.

Сообщение отредактировал AntuanFlemondon - Вторник, 29 Декабрь 15, 14:28
 
ProutorovДата: Пятница, 24 Январь 14, 02:34 | Сообщение # 33
Группа: Пользователи
Сообщений: 16
Статус: Offline
Понял, спасибо, лечу... )) - нет, срывается на 50 %, попробуем перезагрузить браузер или машину, попозже. Тут следующий транш подоспел. ))) Итак...

///////// прослушивание 2 - в наушниках /////////////////

Продолжим. В наушниках слышны многие нюансы, ускользающие при прослушивании на весьма умеренной громкости через мультимедийные колонки. Проверено. Поэтому вторая серия будет содержать не столько философские рассуждения, сколько технические детали интерпретаций.

***************
БИЛЛЕР

Тонко сделано: с усилением звучности хора увеличивается мощь оркестра и сохраняется баланс. Очень деликтная и филигранная полифоническая вязь. Даже солисты - не доминируют, и даже подголоски - слышны. Воздушность, о которой говорили большевики... простите, AntuadFlemondon, теперь предельно отчетливо понятна мне: все взвешено и парит, "прорастая листьями в глубину"* . Трогательный тембр сопрано в речитативе - как мгновенная вспышка боли... Ария баса - ничем не примечательна. Полифоническая прозрачная фактура, ее объемность, - да, как и в предыдущих номерах. Задачи перед вокалистом, конечно, стоят сложнейшие - по крайней мере, такое создается впечатление при прослушивании его варианта их решения. Речитатив тенора: отработано добротно, но сказать более нечего. Вот, а теперь - дуэт. Да, опять это чудо. Оба женских голоса как бы слегка неотшлифованы, это придает им необыкновенную человечность, живость, теплоту, интонируют они как-то особенно, не припомню , чтобы слышал такое. И мелодические линии, конечно, такие, что просто непостижимо, как такое могло родиться в человеческом сознании... А аккомпанемент со своей     нехитрой "трехходовкой" контрастирует своей простотой с вязью и сплетением горячих артерий, в которых бьется пульс и жизнь, и это невероятно, невероятно трогательно. Одназначно - очень хорошее, лучшее исполнение этого дуэта! Идут, идут - из вечности в вечность - небесные и очень человеческие голоса. И слов не хватает - и это нормально. Наверное, можно спеть совершенней, но человечней - вряд-ли.

*) Имеются в виду строки С. Есенина:

"О, если б прорасти глазами
Как эти листья, в глубину".


******************
ПРИСТМАН

Вступление гобоев еще дает некую надежду, но хоровое форте погребает ее, давая лишь изредка вынырнуть отдельным инструментальным фразам из под толщи вокабул. Доминирующе и подавляюще звучит хор - что не слишком отвечает смыслу первого четверостишья кантаты. Экспрессивный челло-аккомпанемент к речитативам тоже нечто сулит, но... но солисты театральны - более, нежели искренни. Ведь они же отлично понимают, о чем поют. И это нельзя не учитывать. Сочетание челло и баса - приятно, пожалуй, первенство в исполнении этого номера - за Пристманом, здесь бас справился с задачей великолепно. Да и погуще он как-то, потелесней, поконтрастней, потяжелее. Суть арии-то - отнюдь не подарок к уик-энду, а борение, тяжесть, - и несколько надрывный тембр виолончели как нельзя лучше вяжется и с колоритом вокала, и с содержанием текста. Если у Биллера бас здесь не форсирует, что как раз и надо было бы! то Пристмановский бас делает это - и выигрывает. Да, основательно сделано, - "зефир" здесь не прокатывает. И тенор - звонкая сталь. Никакой слабины. Вообще, сильные здесь вокалисты - мужчины. Сейчас послушаем дам-с... И вот - дуэт, и таки да! Напористые дамочки, - и в этом есть своя прелесть. "Коня на скаку остановят..." И аккомпанемент - под стать. Драйвово. Дамы под стать мужичкам-с. Что никак не совместишь с Биллинговым трепетно-живым прочтением, однако, с учетом текста, тоже верно! Оптимизм, победное шествие по жизни. Решено сильно, по-своему интересно и крепко, и верно ведь! Есть своя правда в этом, и вот ведь как получается: у каждого - своя правда, и какая из них "правдее" - не скажет никто (пусть только пробует! ;)). Ну и отлично. "Радуйтесь всегда в Господе" - это оно самое. Наконец, хор могучей волной благодати накрывает присутствующих, надолго сохраняющих в сердцах отзвук этой победной мощи! AMEN!

**************
АРНОНКУР

(Да, писать надо - без оглядки на все, сказанное ранее, хотя есть искушение - подсмотреть). Какой прозрачный хор... поначалу! Но - неизбежно уходит в форсаж. Несколько сдержаннее, чем у Пристмана и немного похоже этим на Биллера, но так же - не удается, Биллер все же в tutti первого хора непревзойден. Возможно, сказалась широта Арнонкуровской души... )) Я не издеваюсь, но такое впечатление - держишься, деррржжишшшьссся... а потом - уууухххх!! чисто по-русски. Но это очень намеком и мимолетно, безусловно, я утрирую. Интерпретация интерпретатора, так сказать. Речитатив №2 как бы к чему-то готовит, ждешь, что вот, сейчас все проговорят обязательные речи и начнется неофициальная часть. И ария баса - это просто длинное выступление главного оратора. Ведь кульминация, как мы уже знаем - дуэт альта и сопрано. Или сопрано и альта? Да, здесь бас похож более на Биллеровский, но нет той основательной вескости и адекватной текстовому тематизму мощи (вот-вот готовой перейти в надрывность, но все же остающейся в рамках художестенности, за которой - утрировка, эпатаж и катастрофа, и конец карьеры). Впрочем, челло отменно, не столь "грызущее", как у Пристмана (идеал!), но адекватное облегченному варианту вокалиста - мягковатое, лояльное, толерантное... Вот тенор - он прекрасен. Сбалансированное владение динамикой - и в пианиссимо, и в фортиссимо - одинаково убедительное. А вот и дуэт. Спокойное начало. Чуть "шершавые" струнные - и вот: альт и какой контраст ему - сопрано! Эффект таков: они не сливаются в единстве, но, оставаясь полюсами, образуют некое поле тяготения, и это тоже убеждает, ибо между ними не то что зазор - целый мир, и это не привычный дуализм света и тьмы, это север и юг, восток и запад - и где здесь тьма, и где свет? Понятно, что с богословской точки зрения человеческое нуждается в просветлении Божественным, в сравнении с которым представляется, безусловно, темным... Но ведь это "темное", извините, венец творения, образ и подобие Творца. Поэтому оставим экстремальные формулировки радикальным богословам. И  послушаем эту объемную неподражаемую игру, тем более, что она так скоро закончится, увы...  И как-то очень удачно подобраны тембры струнных и духовых в оркестровом сопровождении: такое получилось ВЕЩЕСТВЕННОЕ звучание, которе хочется пощупать - и сохранить это ощущение чего-то добротного, теплого, пусть и грубоватого, но - подлинного. И над этим - триумфальная арка дуэта.

**********

Добавлено (24 Января 14, 02:33)
---------------------------------------------
**********
КООПМАН

Что я хочу услышать в этом первом хоре - именно хоре, а не перекличке гобоев и струнных? Очень нежны они у Коопмана, гобои, и струнные - созвучны им, и очень изысканный хор, и нет форсажей, под которыми тонет все и вся. Хорошее, живое интонирование речитативов, этого я не расслышал в первый раз. После хора, усыпляющего своим совершенством, второй номер пробудил меня, рельефность бассо-остинато и гибкость темпоритма у солистов - совсем нескучны, да! И ария баса настолько органична с предыдущим номером, что не почувствовав перехода, я его просто "проспал" в завороженном оцепенении , в гипнозе органчика переливов едва слышных - но слышны таки! впрочем, это ли - утешение? )) Добротно, внятно, но... ловишь себя на том, что пытаешься придумать: "а что бы еще сказать об этоми исполнении?" Тенора с прошлой прослушки не помню совсем, подождем. Интонирование его кажется несколько утрированным, однако и тема ведь такая, очень располагает к этому. Несколько "трубный глас" оркестра кульминационного дуэта настораживает. Такие две льдинки звонкие - восходят и ниспадают, но не оставляет ощущение отсутствия единства. Непонятно, с чем это связано, ведь все слажено и очень профессионально, но солисты существуют раздельно друг от друга, об их "слиянности" (как у Биллера) нет и речи, и даже о "противопоставлении полюсов" (как у Арнонкура). И вдруг понимаешь, что если учитывать оркестровое облигато, все  скрепляется и становится единым! Генеральная пауза - и еще один шанс проверить гипотезу - на репризе. И - да, оркестр здесь - третий голос, и если дуэт рассматривать как трио, то все приходит в гармонию: "нить втрое скрученная".* Неужели Коопман это имел в виду? Разумеется, то, что это знал Бах, и сомнению не подлежит. И его трактовка дуэта с сопровождением как трио, пожалуй, тоже.

*) Еккл 4,12

**************
ГАРДИНЕР

Почему-то при первых звуках хочется улыбнуться - радостно и ненасмешливо, как улыбаются детям или давним и добрым знакомым. Здесь мощь и нарастание звучности как-то не вызывают внутренненго противления, почему-то они кажутся закономерными и обоснованными. Несмотря на звучность (а куда денешься от такого количества голосов - куда им петь, в подушку, что ли?!) голоса слышны достаточно отчетливо - и можно только представить, как хорошо это все звучит вживую. (О, соль на раны мои и пепел на голову мою. И один живой концерт стоит всех дисков на полке моей и всех файлов на винте моем). Но я отвлекся, извините. Все же, отменно сочетается хоровое форте и оркестровые фрагменты - и прозрачно, и рельефно, и приятно, и вкусно - именно! Чувствуется вкус у Гардинера хороший, а не только слух. О, а №2 так заявлен с самого начала - конкретно, однозначно и недвусмысленно. Непонятно?  Остинато - отрывистое и напористое, хор - мощный, голоса солистов - как мазки темперы - сочные, спокойные и самодостаточные. И опять проморгал я переход от речитатива к арии баса. Видимо, это нормально. Здесь бас не напрягается, с достоинствоми преодолевая пассажи, и это, по-видимому, не напрягает - ни его, ни (естественно) меня. Но это и не захватывает, понятно. А может, и не надо? Тенор - по-своему хорош, интересен тем, что ни на кого не похож. Эмоционален. Но не слишком убедителен - разве что местами. Какими именно? Послушайте - поймете. ;) В целом - неплох.  Дуэт: аккомпанемент стилистически выдержан  в единстве с "напористым и отрывистым остинато" (см. выше). А солисты порой просто улетают - и я вместе с ними. Они - точно вдохновенные, и это заражает. Я не знаю, но это многое искупает, и за это можно многое простить, тем более, что прощать-то и нечего! Хороший дуэт. Увлеченный и увлекающий. Несмотря на умеренный темп. (А что, это разве как-то связано?)

Добавлено (24 Января 14, 02:34)
---------------------------------------------
*********
РИЛЛИНГ

Характерная особенность исполнителей, тяготеющих к полифоничности (если понятно, о чем я) - это равновесность всех голосов, несмотря на очевидных солистов. То есть, аккомпанемент - на уровне облигато. Какой хороший хор. Он возвращает к Биллеру, столь же прозрачен, возможно, "состав воздуха" несколько иной, однако - как прорезалось что-то. Хор - пробудил, отрезвил и насторожил... Он великолепен, однозначно, и я беру свои слова обратно и не могу отдать первенство ни Биллеру, ни Риллингу. Оба слишком хороши, чтобы быть вторым. Очень сдержаны хоровые фрагменты в речитативах, а в целом речитативы интересны вот чем. Вспомнилась интепретация Эдит Пихт-Аксенфельд Токкаты из 6 клавирной партиты Баха: дыхание, естественность фразировки, перетекание, - когда замедление или ускорение темпа воспринимается как нечто совершенно естественное, например, как снижение частоты сердцебиений во время сна, или их учащение - при беге. Вот здесь точно так же - как бьется сердце. Так, написал "P.S." и пропустил почти всю арию баса. А она хороша - аккомпанементом в особенности, но об этом, кажется, уже было. В дуэте альта и сопрано - та же верность принципам полифонического изложения в оркестровом сопровождении, а у солистов - равноправие, причем, здесь - квартет, а не трио, и это важное, существенное отличие. А местами даже квинтет, поэтому два женских солирующих голоса становятся просто двумя облигатными голосами, и это, как по мне, наверное, одно из удивительнейших свойств музыки Баха, которую можно сыграть множеством разных способов, и от этого она лишь заиграет множеством граней, и останется собой, а мы будем сидеть и в умилении гадать, на каком мы свете вообще... И это - главный вывод, который можно сделать после марафона под названием "Третья кантата Баха". А дуэт все звучит - в совершенно новом качестве, которое ускользнуло от меня при первом прослушивании. Да, "не Ручей, но Море - имя тебе!"

********
КАМП

Обойти вниманием не могу. Справедливость взывает! Да, интересно, - гобои теряются в волнах струнных, но, тем не менее, в целом воспринимается свежо. И хор хоть и наваливается многотоновой (не многотонной!) массой, все же достаточно членоразделен, чтобы даже доставлять удовольствие, несмотря на отсутствие перископа. (А что там, наверху - все то же, и все столь же неинтересно и банально...).  Хор - просто сносит. Исполнение, непохожее ни на одно из предыдущих. Речитатив - опять же, с мощными хоровыми фрагментами. Тенор - как будто что-то скрывает, и ему это плохо удается. Бас - вальяжен и мягок "не по-басовски". Сплошное легато, но - почему бы и нет, собственно. Ух ты, в самом начале №3 какой-то вскрик духового инструмента или органной трубы - настолько отчаянный, что даже не понятно - кто (или что) собственно, вскрикнул(о).  Размеренная ария баса отличается своеобразной фразировкой (не всегда понятной с точки зрения логики). То, что слышен в наушниках малейший нюанс, даже несколько портит впечатление, как будто рассматриваешь кожу под увеличительным стеклом. Тенор здесь интересен. Необычен. Что-то он напоминает, но - не могу вспомнить, что именно.  Но - достойно, в любом случае. Дуэт - нормально. Кстати, тоже квартетное решение. Но партии солисток более выражены ("выпуклы" - можно так сказать, если в скобках?) нежели у Риллинга. Интересно наблюдать за сплетениями партий - и это тоже хорошо. Финальный хор именно своим неспешным темпом выделяется из всех интерпретаций - и тем запоминается навсегда. )))

*********

P.S. Господа админы и модеры, это к вам. Мне это нужно было - расписаться, "постучать" в свое удовольствие (даже не боюсь быть неправильно понятЫм), ибо - слишком много такой работы, когда приходится набирать хрен знает что. Только не то, что хочется. Товарищ Флемондон, наше Вам почтение. Усталые, но довольные, меломаны расползаются по нарам.

ЗАНАВЕС.


Драгоценное из ничтожного

Сообщение отредактировал Proutorov - Четверг, 23 Январь 14, 22:13
 
nibelungДата: Пятница, 24 Январь 14, 14:30 | Сообщение # 34
Группа: Проверенные
Сообщений: 1723
Статус: Offline
Сколько впечатлений! Наверное, ни одна другая музыка так не содержательна как сама по себе, так и в смысле порождения творений-прочтений, и творений - осмыслений, как кантаты Баха. Конечно, часто на таком уровне Вы писать не сможете, но если даже иногда, это здорово!
 
intoclassics.net - форум » Музыка » Наши каталоги и тематические обсуждения » Бах - Кантата BWV 3 - обсуждение интерпретаций
Страница 3 из 3«123
Поиск: