|
Оперетты Франца Легара
| |
Vik63 | Дата: Вторник, 30 Апреля 13, 06:24 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 21
Статус: Offline
| К дню рождения Франца Легара! Сводный перечень произведений Франца Легара, в том числе выложенных на сайте «Погружение в классику» ЛЕГАР Франц [Ференц] / LEHÁR Franz [Ferencz] [30.4.1870 Комарно, Венгрия (Komorn) – 24.10.1948 Бад-Ишль, Австрия (BadIschl)] 1. Кирасир (опера) / Der Kürassier (Oper), 1891-92,не закончена Либретто Г. Шмидта
2. Родриго (опера) / Rodrigo (Oper), 1893, не исполнялась Либретто РудольфаМичоха
3. Кукушка (опера) / Kukuschka (Oper), 27.11.1896, Городской т-р, Лейпциг Либретто на сюжет из русской жизни 2-я ред.- под названием «Татьяна» (опера в 3 актах) / Tatjana (Operin 3 Akten), 1905, Брно Либретто Феликса Фальцари и Макса Кальбека http://intoclassics.net/news/2013-02-02-31350
4. Кубинка Арабелла (опера) / Arabella, der Kubanerin (Oper), 1901,не закончена Либретто Г. Шмидта
5. Бэби-клуб (опера) / Das Klub-Baby (Oper), 1901,не закончена Либретто Виктора Леона
6. Венские женщины (оперетта в 3 актах) ) / Wiener Frauen (Operettein 3 Akten), 21.11.1902, "Т-р ан дер Вин", Вена Либретто Ганса Берглера (псевдоним Оттокар Танн-Берглер) и Эмиля Норини 2-я ред.- под названием "Ключ от рая" (оперетта в 3 актах) / Der Schlüssel zum Paradies (Operette in 3 Akten), 20.10.1906, Новый т-р оперетты, Лейпциг Либретто Эмиля Норини и Юлиуса Хорста Ставилась под названиями: "Учитель игры на фортепиано" / Der Klavierlehrer и "Настройщик роялей" / Der Klavierstimmer http://intoclassics.net/news/2013-02-08-31430
7. Решетник (опереттав 2 актахспрологом) / DerRastelbinder [TheApprenticeTinker](Operettein 2 AktenundeinemVorspiel), 20.12.1902, "Карлстеатр", Вена Либретто Виктора Леона http://intoclassics.net/news/2013-02-07-31418
8. Божественный супруг (оперетта в 2 актах с прологом) / DerGöttergatte (Operette in 2 Akte nund einem Vorspiel), 20.1.1904, "Карлстеатр", Вена Либретто Виктора Леона http://intoclassics.net/news/2013-04-09-32279
9. Шуточная свадьба (оперетта в 3 актах) / Die Juxheirat (Operettein 3 Akten), 21.12.1904, "Т-р ан дер Вин", Вена
10. Веселая вдова (опереттав 3 актах) / Die LustigeWitwe [The Merry Widow] (Operette in 3 Akten), 30.12.1905, "Т-р ан дер Вин", Вена Либретто Виктора Леона и Лео Штейна по комедии Анри Мельяка и Людовика Галеви "Атташе посольства" http://intoclassics.net/news/2011-06-12-23723 http://intoclassics.net/news/2010-12-20-20364видео http://intoclassics.net/news/2012-07-02-28882видео http://intoclassics.net/news/2013-03-28-32118 2 видео http://intoclassics.net/news/2013-04-30-32598видео 11. Петер и Пауль отправляются в волшебную страну (детская музыкальная сказка в 1 действии5 картинах) / Peter und Paul schlafen ins Schlaraffenland (Operette für Kinder in einemVorspielund 5 Bildern), 1.12.1906, "Т-р ан дер Вин", Вена
12. Современный Митислав (оперетта в 1 действии) / Mitislaw der Moderne (Operette in einem Akt), 5.1.1907, "Т-р ан дер Вин", Вена
13. Муж с тремя женами [Троеженец] (оперетта в 3 актах) / Der Mann mit den drei Frauen (Operette in 3 Akten), 21.1.1908, "Т-р ан дер Вин", Вена
14. Княжеское дитя (оперетта в 2 актах с прологом) / Das Fürstenkind (Operette in einem Vorspielund 2 Akten), 7.10.1909, "Иоганн Штраус-театр", Вена Либретто Виктора Леона 2-я ред.- под названием "Горный князь" / Der Fürstder Berge 23.9.1932, "Т-р на Ноллендорфплац", Берлин http://intoclassics.net/news/2013-02-10-31455
15. Граф Люксембург (оперетта в 3 актах) / Der Graf von Luxemburg (Operette in 3 Akten), 12.11.1909, "Т-р ан дер Вин", Вена Либретто Альфреда Марии Вильнера и Роберта Боданцкого http://intoclassics.net/news/2013-01-30-31314 http://intoclassics.net/news/2010-12-18-20317видео http://intoclassics.net/news/2013-01-31-24103видео http://intoclassics.net/news/2011-06-30-24036видео
16. Цыганская любовь (оперетта в 3 актах) / Zigeunerliebe (romantische Operette in 3 Akten), 8.1.1910, "Карлстеатр", Вена Либретто Альфреда Марии Вильнера и Роберта Боданцкого Переделка оперетты под названием "Студент-бродяга" (романтический зингшпильв 3 актах) / Garabonciásdiák (romantisches Singspielin 3 Akten), 20.2.1943, Венгерский королевский оперный т-р, Будапешт ЛибреттоЭрнё Инноцента Винце http://intoclassics.net/news/2010-03-08-14576 http://intoclassics.net/news/2013-02-01-31337 http://intoclassics.net/news/2013-04-30-32602
17.Ева (оперетта в 3 актах) / Eva (Operette in 3 Akten), 24.11.1911, "Т-р ан дер Вин", Вена Либретто Альфреда Марии Вильнера и Роберта Боданцкого http://intoclassics.net/news/2013-01-31-31325 http://intoclassics.net/news/2013-03-01-31710
18. Розовый куст и эдельвейс (зингшпиль в 1 действии) / Rosenstock und Edelweiß (Singspiel in einem Akt), 1.12.1912, "Т-р ан дер Вин", Вена Либретто Юлиуса Бауэра
19. Идеальная жена [Идеальная супруга] (оперетта в 3 актах) / Die ideale Gattin (Operette in 3 Akten), 11.10.1913, "Т-р ан дер Вин", Вена Либретто Юлиуса Браммера и Альфреда Грюнвальда 2-я ред.- под названием "Королева танго" (оперетта в 3 актах) / Die Tangokönigin (Operette in 3 Akten), 9.9.1921, "Т-р Аполло", Вена
20. Наконец, одни! (опереттав 3 актах) / Endlich allein! (Operettein 3 Akten), 30.1.1914, "Т-р ан дер Вин", Вена Либретто Альфреда Марии Вильнера и Роберта Боданцкого 2-я ред.- под названием "Как прекрасен мир!" (оперетта в 3 актах) / Schön ist die Welt (Operette in 3 Akten), 3.12.1930, "Метрополь-театр", Берлин Либретто Людвига Герцера и Фрица Лёнера-Беды http://intoclassics.net/news/2013-01-28-31284
21. Звездочет (оперетта в 3 актах) / Der Sterngucker (Operette in 3 Akten), 14.1.1916, "Йозефштадт театр", Вена Либретто Фрица Лёнера-Беды 2-я ред.- под названием "Танец стрекоз" (оперетта в 3 актах) / La danza delle libellule (Operette in 3 Akten), 27.9.1922, "Т-р Лирико", Милан Либретто Карло Ломбардо // немецкая редакция "Libellentanz" (Die drei Grazien) перевод либретто Карло Ломбардо на нем. язык Альфреда Марии Вильнера, 21.3.1923, Городской т-р, Вена 3-я ред.- под названием "Жиголетта" (опереттав 3 актах) / Gigolette (Operette in 3 Akten), 30.10.1926, "Т-р Лирико", Милан Либретто Карло Ломбардо и ДжоваччиноФорцано http://intoclassics.net/news/2013-02-03-31365
22. Там, где жаворонок поет (оперетта в 3 актах) / A pacsirta [Wo die Lerche singt] (Operette in 3 Akten), 1.2.1918, Венгерский королевский оперный т-р, Будапешт Либретто Альфреда Марии Вильнера и Хайнца Райхерта по пьесе «Деревня и город» (Dorf und Stadt) Шарлотты Бирх-Пфайффер http://intoclassics.net/news/2013-01-26-31242
23. Голубая мазурка (оперетта в 2 актах с интермедией) / Die blaue Mazur (Operette in 2 Akten und einem Zwischenspiel), 28.5.1920, "Т-р ан дер Вин", Вена Либретто Лео Штайна и Белы Йенбаха http://intoclassics.net/news/2013-02-12-31483
24. Весна (оперетта в 1 действии) / Frühling (Operette in 1 Akt), 20.1.1922, "Т-р ан дер Вин", Вена Либретто Рудольфа Эгера 2-я ред.- под названием "Весенняя девушка" (зингшпиль в 1 действии)/ Frühlingsmädel Singspiel in einem Akt), 29.5.1928, Новый театр в зоопарке, Берлин http://intoclassics.net/news/2013-02-06-31405
25. Фраскита (оперетта в 3 актах) / Frasquita (Operette in 3 Akten), 12.5.1922, "Т-р ан дер Вин", Вена Либретто Альфреда Марии Вильнера и ХайнцаРайхерта http://intoclassics.net/news/2013-02-09-31442
26. Жёлтая кофта (оперетта в 3 актах) / Die gelbe Jacke (Operette in 3 Akten), 9.2.1923, "Т-р ан дер Вин", Вена Либретто Виктора Леона 2-я ред. – под названием "Страна улыбок" (романтич. оперетта в 3 актах) / Das Land des Lächelns (romantische Operette in 3 Akten), 10.10.1929, "Метрополь-театр", Берлин Либретто Людвига Герцера и Фрица Лёнера-Беды по либретто "Жёлтая кофта" Виктора Леона http://intoclassics.net/news/2013-02-11-31471 http://intoclassics.net/news/2011-05-23-15603 http://intoclassics.net/news/2010-04-17-15693видео http://intoclassics.net/news/2011-06-03-23563видео
27. Кло-кло (сатирическая опереттав 3 актах) / Cloclo(satirischeOperettein 3 Akten), 8.3.1924, Бургтеатр, Вена Либретто Белы Йенбаха Ставилась под названиями: "Лолотта" / Lolotte
28. Паганини (оперетта в 3 актах) / Paganini (Operette in 3 Akten), 30.10.1925, "Иоганн Штраус-театр", Вена Либретто Пауля Кнеплера и Белы Йенбах http://intoclassics.net/news/2013-01-29-31298 http://intoclassics.net/news/2011-03-16-22065 http://intoclassics.net/news/2011-04-29-22855 http://intoclassics.net/news/2011-04-29-22846видео
29. Царевич (оперетта в 3 актах) / Der Zarewitsch (Operette in 3 Akten), 16.2.1927, "Метрополь-театр", Берлин Либретто Белы Йенбаха и Хайнца Райхерта http://intoclassics.net/news/2013-02-20-31580видео http://intoclassics.net/news/2011-04-29-22846
30. Фридерика (оперетта в 3 актах) / Friederike (Singspiel (Operette) in 3 Akten), 4.10.1928, "Метрополь-театр", Берлин Либретто Людвига Герцера и Фрица Лёнера-Беды http://intoclassics.net/news/2013-02-04-31376
31. Джудитта (оперетта в 5 сценах) / Giuditta (operetta in 5 scenes), 20.1.1934, Гос.опера, Вена Либретто Пауля Кнеплера и Фрица Лёнера-Беды http://intoclassics.net/news/2013-02-05-31388 http://intoclassics.net/news/2011-04-29-22853
32. Рождественская роза (оперетта в 2 актах) / Rose de Noël (opérette en 2 actes), 20.12.1958, т-р "Шатле" [скомпонована Миклошем Рекаи и Полем Бонно] Либретто РаймонаВинси по Карлу Кристофу http://intoclassics.net/news/2012-12-25-30757
Живите так,как будто "Завтра" вовсе нет.Включите в сердце для любви зеленый свет.И жизнь сама исполнит ваш любой каприз.Живите так,чтоб Бог сказал:"Давай на БИС!"
Сообщение отредактировал Vik63 - Суббота, 04 Мая 13, 04:21 |
|
| |
cervus | Дата: Вторник, 30 Апреля 13, 22:44 | Сообщение # 2 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 2
Статус: Offline
| :appl:Уверен, теперь музыкальный материал уж точно не затеряется!
|
|
| |
kubra | Дата: Вторник, 30 Апреля 13, 23:57 | Сообщение # 3 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 576
Статус: Offline
| Было бы хорошо, чтобы этот каталог постоянно обновлялся и со временем не устарел, коль скоро уж он создан.
Бог в помощь! (с)
|
|
| |
nixelle | Дата: Среда, 01 Мая 13, 00:54 | Сообщение # 4 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1351
Статус: Offline
| Легару можно было написать одну "Весёлую вдову" и бессмертие ему уже было бы обеспечено. Спасибо за подробный каталог и Возможность слышать великолепную музыку!
|
|
| |
Vik63 | Дата: Суббота, 04 Мая 13, 04:15 | Сообщение # 5 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 21
Статус: Offline
| К дню рождения Франца Легара! Как внешние,социально-экономические,так и внутренние обстоятельства ставят к концу XIX века венскую оперетту в новые условия существования. На фоне ослабления творческой активности ее ведущих представителей к созданию оперетт обращаются десятки посредственных композиторов и дилетантов, чьи произведения призваны заполнить возникший вакуум. Начало XX века демонстрирует жанр,отмеченный состоянием художественно-эстетического тупика. Для того чтобы вернуть жанру утраченные позиции требовался нетрадиционно мыслящий художник неординарного таланта. Им и стал выдающийся австрийский композитор венгерского происхождения Франц Легар (1870–1948). Легар принадлежит к поколению композиторов, творивших на грани двух времен – «золотого века надежности» (Цвейг) и нового послевоенного мира. Сложность и необычность его натуры состояла в сосуществовании почти взаимоисключающих свойств характера. Склонный к самоуглубленности, он был в своей духовной жизни чрезвычайно замкнутым, почти отгороженным от внешнего мира. Все это не могло не наложить отпечаток на его концепции, где главенствующую роль приобрела лирико-драматическая линия, развивающаяся по законам оперного жанра. Яркое свидетельство тому – отказ Легара, «гения оперетты в миноре» (Хольцер) от счастливой развязки. Ведущим качеством стиля Легара является его лирическая природа, определяющаяся характером его дарования. Наиболее важные истоки его творчества – чешский и австро-немецкий романтизм, итальянская опера рубежа XIX–XX веков и венская «легкая» музыка. Дворжак, Вагнер, Пуччини, И. Штраус… В отличие от Кальмана, в своем творчестве, связанном с венгерским музыкальным романтизмом, в «космополитичном» музыкальном языке Легара больше всего ощущается его преемственность со славянской музыкой. В музыкальной драматургии Легара сказывается вагнеровское воздействие (усвоение метода театрального симфонизма, отдельные мелодические и фактурные аллюзии). Так же тесны и многоплановы связи Легара и Пуччини. Они затрагивают не только сферу образно-драматургических принципов, но и средства выразительности (сходное развитие кантилены, ритмическое пристрастие к триолям и синкопам, совпадение линий голоса и оркестра в кульминациях, «мозаичная» композиция «сквозных» сцен). Не вызывает сомнений и формирование легаровской лексики на основе «звучащей атмосферы эпохи» (Конен), что проявляется в органичном развитии традиций И. Штрауса и ассимиляции современных ему направлений массовой культуры. «Он задает ритм нашим шагам», – писал о Легаре Ф. Зальтен. «Своенравным модернистом» назвал его К. Краус. Необходимо подчеркнуть, что Легар творил не в «вакууме». Поддерживая творческие контакты со своими коллегами-композиторами академического направления – в частности, А. Шёнбергом, А. Цемлинским, Дж. Пуччини, и, оказав колоссальное влияние на своих современников – авторов оперетт, он и сам не избежал воздействия наиболее талантливых из них – И. Кальмана, Л. Фалля, О. Штрауса.Добавлено (04 Мая 13, 04:14) ---------------------------------------------
Ранний период творчества Легара, характеризуясь накоплением черт индивидуального стиля, связан с формированием его композиторской личности. Легар создает произведения в различных жанрах, в том числе, оперы – романтическую одноактную оперу «Родриго» (1893) и лирическую драму в традициях «умеренного» немецкого веризма «Кукушка» (1896, 2-я ред.–«Татьяна», 1905), народно-жанровую музыкальную комедию «Растельбиндер» («Решетник» (1902), лирико-комедийные оперетты «Венские женщины» (1902, 2-я ред. – «Ключи от рая», 1906), «Божественный супруг» (1903) и «Шуточная свадьба» (1904). Накопление романтических качеств во всех этих опереттах становится «бомбой замедленного действия», которая взорвет жанр оперетты «изнутри» в первой вершине его творчества – «Веселой вдове» (1905). Гениальный мелодизм в сочетании с блестящей оркестровкой и стройностью драматургической архитектоники делает последнюю одной из лучших мировых оперетт. Новаторским качеством выступает стилевая разноплановость составляющих ее номеров и лирическая трактовка комедийного сюжета. В то же время драматургически она не порывает с традиционной структурой австрийской оперетты рубежа веков. Две следующие оперетты – детская музыкальная комедия «Петер и Пауль отправляются в волшебную страну» (1906) и одноактная оперетта для кабаре «Современный Мстислав» (1907) носят нетрадиционно-экспериментальный характер. Наконец, трехактная оперетта «Муж с тремя женами» (1908), являясь последней лирико-комедийной опереттой Легара, завершает этап поисков путей развития жанра в комедийной сфере. Успех ранних оперетт Легара был обусловлен еще в большой мере прямой ориентацией на слушателя. Триумф «Веселой вдовы» дает возможность композитору обособить свое творчество и предпринять смелый эксперимент с новой жанровой моделью. Магистральным направлением следующего этапа становится развитие идей, связанных с романтизацией жанра. В опереттах прославленной «реформаторской пятерки» («Княжеское дитя» (1909, 2-я ред. – «Горный князь» 1930), «Граф фон Люксембург»(1909), «Цыганская любовь» (1908–1909, пост. 1910, переработка – романтический зингшпиль «Бродячий студент», 1943), «Ева»(1911) и «Наконец, одни» (1914, 2-я ред. – «Как прекрасен мир», 1930) окончательно выкристаллизовывается особая жанровая разновидность – романтическая оперетта. В том же характере написаны менее известные – одноактный зингшпиль «Роза и Эдельвейс» (1912) и оперетта «Идеальная жена» (1913, 2-я ред. – «Королева танго», 1921). Новаторской является концепция всех этих оперетт. Несмотря на то, что их сюжетная «оболочка» обнаруживает известную долю мелодраматизма,за ней просматривается наличие некоей сверхидеи морально-нравственного порядка. Осмысление действительности связано в них с погружением в романтику лирико-психологического начала, акцентировкой на внутреннем мире человека, показом человеческой души в переломных ситуациях. Энергия романтической концепции распределяется в двух полюсах: идеал, воплощенный в образе любви и крах иллюзий, воплощенный в образе реальности. Если во всех предыдущих легаровскихопереттах (включая «Веселую вдову») любовно-лирическая линия, соответствуя развлекательным критериям жанра, была представлена лишь на уровне коллизий и сливалась с комедийно-игровой сферой, то здесь она впервые приобретает значение самостоятельной законченной драмы личности. «Внешний» конфликт вытесняется психологически-мотивированным «внутренним», выдвижение последнего на авансцену обусловлено наличием противоречий в душе романтических главных героев. Впервые Легар отдает предпочтение номерам «сквозной» структуры: тяготение к раскрытию внутреннего мира героев превращает номера оперетт в сцены, требующие более динамичных форм,чем традиционные номера в замкнутых формах. Также впервые у Легара и в жанре оперетты вообще одним из средств сквозной музыкальной характеристики образов становятся лейтмотивы, связывающиеся с персонажами, сюжетными ситуациями, психологическими состояниями, настроениями. Доминирующую роль в новой концепции приобретает любовно-лирический конфликт и внутренний конфликт личности. Ее ведущая линия начинает отражать не только любовную интригу, но – пусть и в облегченной форме – психологические процессы. Романтическое начало выявляется в мотивах двоемирия личности, стремления к идеалу и его илюзорности и, в соответствии с этим, экспрессивной образности с повышенным эмоциональным тонусом. Обострению драматических коллизий, кульминационным взрывам страстей, приводящим к подлинным лирическим конфликтам на основе внутреннего отчуждения образов, сопутствует событийная ситуация, принимающая вид драматического разрыва между героями (начиная с «Паганини» следствием подобной динамики станет неординарная для оперетты несчастливая развязка). Лидируя в начале 1910-х годов в Австрии и Германии по количеству спектаклей, Легар может позволить себе осуществление любых, даже самых дерзких, новаций, безотносительно к эпизодическому повышению или понижению своего рейтинга популярности. В оперетте«Наконец одни», этом «Парсифале оперетты» легаровская романтическая модель была доведена до своего логического конца. В номерах ее главной линии оперетта, фактически, сомкнулась с оперой. Наступает новый этап поисков, продлившийся до последних произведений Легара. Его следующие оперетты – «Звездочет» (1916, 2-я ред. – «Танец стрекоз», 1922, 3-я ред. – «Жиголетта», 1926), и «Голубая мазурка» (1920) трудно отнести к числу безусловных шедевров композитора. Несмотря на ряд интересных находок, их музыка не поднимается выше среднего уровня. Дерзкие отклонения от нормы компенсируются введением привычного и устоявшегося, – «редкий дар одновременно делать шаг вперед и назад» (Легар). За попытку следования «конъюнктуре» после смелых экспериментов предвоенных опереттЛегар поплатился рядом творческих неудач и, как следствие, значительным снижением популярности. При этом нельзя не учитывать и общий депрессивный психологический климат нестабильной эпохи второй половины 1910-х – начала 20-х годов с ее эстетическим переломом общественного сознания и переоценкой прежних моральных, культурных и духовных ценностей. Исключение составляет единственная оперетта Легара, написанная на венгерское либретто – «Там, где жаворонок поет» (1918). Драматургически-нетрадиционная структура, пронзительный лиризм ряда ее страниц, техническое совершенство, рафинированность оркестровки, – эти основные компоненты легаровского стиля, – проявились здесь в полной мере.Добавлено (04 Мая 13, 04:15) ---------------------------------------------
Начало 20-х годов знаменует собой выход Легара из периода творческого кризиса. Легар пытается найти новые границы компромисса с аудиторией, во второй половине 20-х годов вновь вознесшей его романтические оперетты на пьедестал триумфа. Чрезвычайно интересны его оперетты этого периода – одноактная «Весна» (1922, 2-я ред. – Весенняя девушка, 1928), и, особенно, масштабные романтические «Фраскита» (1922) и «Желтая кофта» (1923, 2-я ред. – Страна улыбок, 1929) с их драматизированными сюжетами, остроконфликтной драматургией и введением современных танцевальных ритмов. Это последние оперетты Легара, завершающиеся «примиряющим» happy-end’ом. Как и в большинстве предыдущих его оперетт, такого рода финалы выглядят уступкой традиции. Первую половину 20-х годов замыкает «Кло-кло» («Лолотта») (1924) – единственная у Легара сатирическая оперетта-«оффенбахиада». «Паганини» (1925) и «Царевич» (1927) – вновь смелый эксперимент. Обе оперетты составляют своеобразную пару, являют собой пример раннего немецкого мюзикла и воспринимаются как глобальный стилевой поворот в музыкальном языке Легара (впрочем, композитор не был в этом до конца последовательным). Их объединяет как новая для Легара структура основного конфликта, вынесенного во «внешний» мир (все остальные романтические оперетты композитора характеризуются наличием в них в той или иной степени психологически-мотивированного внутреннего конфликта), так и поиск новых выразительных средств (упрощение конструктивной структуры, оригинальный музыкальный язык, почти полностью (особенно в «Царевиче») опирающийся на мелодику и ритмику эстрадно-бытового танца 20-х гг. – танго, медленный и быстрый фокстрот, вальс-бостон, уан-степ, шимми). В совершенно противоположном характере написана следующая оперетта Легара – поэтичнейший раннеромантический по своему звучанию зингшпиль «Фридерика» (1928) с его новым экспериментом в области драматургии и музыкального языка. Наконец,музыкальная комедия «Джудитта» (1934) подводит итог исканиям Легара в сфере расширения жанровых границ. Это, одновременно и камерная и «большая романтическая» оперетта. Отличаясь некоторой тяжеловесностью своего музыкально-драматургического решения, она во многом светит отраженным светом оперетт «Наконец, одни» и «Фраскита». Огромный интерес представляет для нас знакомство с взглядами австрийского мастера. Эстетика новой оперетты возникает у него не стихийно, а является следствием ясно осознаваемой и неоднократно высказываемой идейно-творческой позиции. Считая себя представителем «неполноценного» искусства, Легар пытается сделать все, чтобы оно встало на одну ступень с серьезным – оправдать его. Важнейшим принципом становится попытка поднять рейтинг оперетты, что выразилось в дистанцировании композитора от обычной практики опереточного производства, его направленности на эксперимент и требовании профессионализма, поднятое до масштаба художественного качества. Легар рассматривал свое творчество как заполнение пропасти между оперой и опереттой. Стремясь «в каждом новом произведении подняться на ступень выше» он во второй половине 900-х годов вырабатывает собственную, оригинальную концепцию, фундаментом которой становится перенесение основного конфликта во «внутреннее» действие. Композитор, по его собственным словам, должен был «это погружение во внутренний мир отразить в музыке, неосознанно, как того требовало действие, приходя к средствам оперы». Тем самым, в его опереттах возникает нехарактерная для жанра абсолютизация субьективных эмоций, комедийный тип конфликтования уступает место лирико-драматическому, и, в поисках новой формы оперетты, где сценическое действие органично бы сочеталось с музыкальным развитием, вводятся принципы драматургии современной Легару оперы. Таким образом, иной, по сравнению с опереттой XIX века, характер основного конфликта у Легара приводит к формированию и развитию новых принципов драматургии и выразительных средств. Опираясь, с одной стороны, на шлягерность как один из принципов целостности, композитор во многих случаях тяготеет к развитым оперным формам «сквозного» типа. Наблюдается усиление декламационности вокальных партий. Для подчеркивания важнейших, в том числе остродраматических, ситуаций Легар обращается к средствам гармонии рубежа XIX-XX веков, используя мажоро-минорные сопоставления, неожиданные тональные сдвиги, функциональную неустойчивость, политональность, колорит искусственных ладов, диссонирующие созвучия. Значительно возрастает роль оркестра. Тяготение к драматургической целостности несмотря на «прерывистость» музыкального течения выступает в использовании интонационно-тематических арок и в общности развиваемого материала, тонально-гармонических и фактурных связей. Новаторским качеством является и лейтмотивная насыщенность легаровских оперетт (в частности, в «Цыганской любви» более 10 лейттем, в «Джудитте» – 8). Легаровская «романтизированная» жанровая модель оперетты как результат синтеза драматургии оперетты XIX века и оперы рубежа XIX-XX веков явилась всецело порождением своей эпохи и, в определенной мере, отражением духовного кризиса общества. Имея под собой как субъективную подоплеку, – особенности творческой индивидуальности Легара, так и объективную основу, – потребность времени, она стала своеобразным «заменителем оперы» для широкой публики («Легар – это Пуччини для бедных» (Тухольский)), предоставляя последней возможность «наслаждаться искусством без усилий» (Кшенек). Доминируя в Центральной и Восточной Европе до середины 50-х годов (а в СССР – даже до начала 70-х) данный тип оперетты лишь дойдя до своего полного эстетического исчерпания постепенно был вытеснен пришедшим ему на смену мюзиклом. © В. Гариб
Живите так,как будто "Завтра" вовсе нет.Включите в сердце для любви зеленый свет.И жизнь сама исполнит ваш любой каприз.Живите так,чтоб Бог сказал:"Давай на БИС!"
|
|
| |
|
|