Примечание. Данный материал базируется на следующей записи 9-й симфонии: http://intoclassics.net/news/2011-08-27-24845 (Бруно Вальтер, 1961)
Позволю себе высказать некоторые мысли по поводу Девятой симфонии Густава Малера. Прежде всего: для меня она не является единым целым, а представляет собой совокупность четырёх различных одночастных симфоний, совершенно не связанных друг с другом по смыслу (хотя третья и четвёртая из них даже имеют мотивные связи и могут скорее рассматриваться как симфония из двух частей), и моё отношение к этим «одночастным симфониям» неодинаковое. Первая часть (Andante comodo) – безусловно, самая человечная страница творчества Малера: как и человек, она чуть менее чем полностью состоит из воды. Это подчёркивается и интерпретацией Бруно Вальтера: полчаса музыкальной каши без начала и конца, не выделены ни главная, ни побочная темы, непонятно, где кульминация и есть ли она вообще. Вторая часть (Im Tempo eines gemächlichen Ländlers) надумана от первой до последней ноты и очень «человечна» в том же смысле, что и первая часть, хотя и в меньшей степени. Это - лишённый всякого смысла и какой-либо формы коллаж, в котором встречаются отдельные удачные музыкальные мысли, к сожалению, не получающие должного развития. Местами музыка откровенно уродлива и просто режет слух. Немного поднимает настроение короткая цитата из знаменитого траурного марша «Звери хоронят охотника» в конце части. Третья часть (Rondo-Burleske. Allegro assai. Sehr trotzig) - на мой взгляд, самая удачная во всей симфонии. Иногда я даже думаю, что Малер начал сочинять Девятую симфонию именно с Рондо (цитата: «Я начинаю то с середины, то с начала, а иногда и с конца, потом всё остальное приходит, складывается вокруг, пока не получится законченное целое»), а потом вдохновение его оставило. Общепринятая трактовка этой части – «лихорадочный пульс современного большого города» (И.Барсова). Но только один Бруно Вальтер и только в этой записи играет её именно так. Все остальные известные мне прочтения (Кондрашин, Караян, Шерхен, Баршай, Клемперер, тот же Вальтер, впервые в мире записавший Девятую симфонию с Венским филармоническим оркестром в 1938 году) не только не создают такого впечатления, но и вообще никакого впечатления не создают: во всех перечисленных записях Allegro assai превращается скорее в Presto, музыканты играют кто в лес, кто по дрова, никакого ритма, никакой полифонии даже близко не слышно – совокупность музыкантов, но не оркестр. Такой сумбур мало кого напугает. Нет ощущения цельности образа этого «страшного мира» (И.Барсова), а есть одна лишь раздражающая какофония. В настоящей же записи темп умеренно быстрый – умеренный ровно настолько, чтобы, во-первых, не «разъезжался» оркестр, а во-вторых, слушатель успевал следить за разработкой тем. Финал (Adagio. Sehr langsam und noch zurückhaltend) прекрасен от начала до конца, но он требует некоторого труда и от слушателей, а не только от исполнителей; это музыка не для развлечения, а для размышлений (этим, собственно, и отличаются композиторы вроде Брукнера и Малера от классиков типа Моцарта, чью музыку – а большинство его произведений чисто развлекательны и не несут никакой смысловой нагрузки – к настоящему моменту заездили до синевы и превратили в музыкальное чтиво). Лично мне не сразу удалось уловить главную тему финала из-за непривычных (но отнюдь не уродливых) гармоний; но, прослушав его несколько раз, я хотя бы немного понял логику этой части, и она мне очень понравилась, чего и вам желаю:-)
Категория: прочее | Добавил(а): G_L_E_B (18 Июля 12)
"Для формирования хорошего вкуса музыкальное образование и не обязательно."
Кстати, господа погруженцы, а что, по вашему мнению, формирует музыкальный вкус? Что для этого все таки обязательно?
На мой взгляд, выбор мызыки зависит от личного предрасположения человека к той или иной музыке, в первую очередь, и возможности слушать и сопоставлять различные музыкальные произведения, различные исполнения - во вторую. Так, кому-то ближе Бетховен, кому-то Шопен, кому-то Шенберг.
А кто-то вот фанатеет от "Короля и Шута"...
Как-то я сидел вечером за компьютером у себя в конторе и делал какую-то рутинную работу. И, чтоб мне было повеселей, включил альбом Михаила Круга (его скинул на мой компьютер коллега по корпоративной сети). Песни Круга, признаюсь, захватили меня и я с немалым удовольствием слушал "Что ж ты фраер сдал назад, не по масти я тебе", "Жиган лимон, мальчишка симпатичный", "Золотые купола на груди наколоты"и другие всенародно любимые хиты тверского шансонье. Минут через 15-20 я захотел послушать что-то свое и, не отрываясь от работы, включил увертюру к "Аиде" Верди (в исполнении А.Мелик-Пашаева). И вдруг, сразу после первых аккордов увертюры произошло что-то фантастическое - я как будто попал в совершенно другой мир, другое измерение. Да, это был другой, прекрасный мир, тяжелые, земные эмоции шансона остались где-то внизу. Я оторвался от компьютера и смотрел перед собой, слушая музыку. Я был поражен.
Зачем я рассказал эту историю? Даже не знаю. Просто я всегда размышлял над вопросом - что такое художественный вкус человека, как он формируется, воспитывается, почему одним людям в искусстве близко одно, другим другое, почему люди воспринимают музыку по-разному. Я, к примеру, Малера совершенно не понимаю, ни одной его симфонии дослушать до конца так и не смог (конечно не Малер в этом виноват), хотя Адажиетто из Пятой симфонии просто обожаю. Слушаю его в разных исполнениях, в том числе Вальтера.
"а что, по вашему мнению, формирует музыкальный вкус? Что для этого все-таки обязательно?" Да Вы своим рассказом сами ответили на свой вопрос! Вот такие «открытия», резонанс своего настроения и услышанной музыки вкус и формируют. А хороший или плохой – это ведь не предпочтением какого-то композитора или жанра определяется. Один мой знакомый сказал: «Не бывает хорошей или плохой дисциплины. Дисциплина или есть, или её нет». Вполне можно на понятие вкуса перенести.
Спасибо! Вы отлично написали. Совершенно с Вами согласен.
В развитие темы о воспитании вкуса, позволю себе привести цитату из интервью "Литературной газете" великого русского художника С.Н.Рериха (1987 г., по книге "Стремиться к прекрасному"),в котором его спрашивают об его отношении к рок-музыке:
"- В рок-музыке, как в визитной карточке современной молодежной субкультуры, многие видят свидетельство духовного обнищания, деградации, агрессивности и связывают с ней самые худшие ожидания, поскольку-де воспитывает она личность несомненно негативную.
- Может быть - да, а Может быть - и нет. Возьмите молодежную живопись или литературу. Она тоже бывает негативной, я знаю. Но если мы попробуем что-то насильно искоренить или исправить, мы только покалечим. Мы только приумножим зло, если оно уже существует. Любое решение должно взрасти изнутри человека. А оно может появиться, если у человека возникает внутреннее недовольство собой или окружением. Такое недовольство может возникнуть, если для сравнения ему показать что-то внутренне более содержательное, богатое. Что даст ему больше, чем нынешнее увлечение.
- Но довольно часто то, что противопоставляется таким увлечениям под видом подлинной культуры, тоже весьма сомнительного качества.
- Нужно противопоставить вещи несомненные, прекрасные, возвышенные. "Красота спасет мир" - да. В конце концов к чему мы стремимся? К более совершенному человеку. Который имел бы все положительные качества, для всех очевидные ...".
Buffy Summers (V-Slayer) (17 Август 12 08:01) написала: “И музыкальное образование не обязательно формирует хороший вкус.” Увы!!! Возможно потому, что образование и образованность - разные понятия, а их часто отождествляют.
Мне интересно все, что здесь обсуждается. Спасибо терпеливым модераторам, что они еще тему не прикрыли- мы давно далеко от уехали 9-й симфонии Малера в исполнении Вальтера. Может быть кто-нибудь сподвигнется начать как бы новую тему, продолжающую наши обсуждения?