Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
аудио
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Из нашего архива
В.А.Моцарт - Концерт для ф-но с оркестром №23. Исп. Мария Юдина, 1943г. [аудио]
Чечилия Бартоли (Ceclilia Bartoli), Chant d’Amour, Chansons Francaises. Виардо, Делиб, Берлиоз, Бизе, Равель. [аудио]
Д.Шостакович. Балетные сюиты (оркестр ГАБТ, М.Шостакович) (mp3) [аудио]
Календарь новостей
«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Четверг, 18 Апреля 24, 18:54
Главная страница » 2009 » Ноябрь » 7 » Сергей Прокофьев - "Кантата к XX-летию Октября". "Здравица". "Расцветай Могучий Край". Дирижёр - Александр Титов
Сергей Прокофьев - "Кантата к XX-летию Октября". "Здравица". "Расцветай Могучий Край". Дирижёр - Александр Титов

Теги: прокофьев, кантата

                                      

Революцию 1917 года Прокофьев встречает радостно. В 18 году он отправляется в большое концертное турне. Примерно на 15 лет. Завоевывает мировую известность, но не чувствует настоящего удовлетворения. Вступив в пору зрелости, его уже не привлекает погоня за новизной ради новизны. Он хочет быть самим собой. Он равнодушен к додекафонной системе Шенберга.
В 20-е годы переживает творческий кризис. Снижается творческая активность. «Воздух чужбины не идет в прок моему вдохновению», - говорил он своему другу Сержу Море в Париже 1933 года. Периодически приезжая в СССР он замечает: "Когда из-за границы приезжаешь в СССР, то здесь ярко ощущаешь совсем другое. Здесь сценические произведения нужны и нет сомнения в том, на какой сюжет они должны быть написаны. Сюжет должен быть героическим и конструктивным (созидающим), ибо это черты, которые ярче всего характеризуют данную эпоху".
В середине 30-х, он возвращается в Россию навсегда. В СССР он нашел другие требования к искусству. Его поразили две вещи – небывалая творческая активность в среде советских композиторов и колоссальный рост общего музыкального интереса новой аудитории, которая заполняет сейчас концертные залы. Он стремится теперь к «большой музыке», простой и доступной широкому кругу слушателей.
В 1937 году Прокофьев пишет: «Сейчас не те времена, когда музыка писалась для крошечного кружка эстетов. Сейчас огромные толпы народа стали лицом к лицу с серьезной музыкой и вопросительно ждут…Массы хотят большой музыки, больших событий, большой любви, веселых плясок. Они понимают гораздо больше, чем думают некоторые композиторы, и хотят совершенствоваться».
В тоже время считает, что а) «композитор не должен подлаживаться под аудиторию», опускаться до «псевдонародного» стиля и «дурного вкуса» и б) простота должна быть не старой простотой, а новой простотой.

Первым крупным произведением, в котором сказались новые черты была
"Кантата к 20-тилетию Октября" на слова Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина - своего рода апокалиптическая коммунистическая литургия (грандиозная фреска для двух хоров и четырех оркестров. По своему драматургическому плану Кантата Прокофьева в некоторых отношениях воспроизводит схему католической мессы), Кантата должна была исполняться во время массовых мероприятий на Красной площади. Судьба произведения сложилась не очень удачно – тогдашний председатель Комитета по делам искусств П. М. Керженцев отклонил кантату из-за «чрезмерной сложности» музыки. Впервые оно было исполнено, и то с купюрами, лишь спустя тридцать лет после написания в 1966 году: властители культуры не могли понять – апологетика ли это коммунистических идей, или откровенная антисоветчина
 
Полная версия кантаты, так как она задумывалась композитором - без цензуры.

Сергей Прокофьев (1891-1953)
http://s60.radikal.ru/i168/0911/36/0dbaf43b0806.jpg 

Кантата к двадцатилетию Октября в 10 частях для симфонического оркестра, военного оркестра, оркестра аккордеонов, оркестра ударных инструментов и двух хоров, op.74 (1936-1937)
Tексты К. Маркса, В.И.Ленина и И.В.Сталина
 I. Вступление: Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма (2:27)
 II. Философы (2:46)
 III. Интерлюдия (1:35)
 IV. Мы идем тесной кучкой (2:07)
 V. Интерлюдия (1:15)
 VI. Революция (9:44)
 VII. Победа (6:12)
 VIII. Клятва Сталина (6:49)
 IX. Симфония (5:59)
 X. Конституция(5:15)

"Здравица", для смешанного хора с сопровождением симфонического оркестра,Op.85 (1939). *к 60-летию Иосифа Сталина. Текст народный (12:52)

"Расцветай, могучий край", кантата к 30-летию Великой Октябрьской социалистической революции для смешанного хора и оркестра, op.114 (1947). Текст Е. Долматовского (8:04)

Хор и оркестр Санкт-Петербургской филармонии
Александр Титов, дирижер
Алексей Емельянов, чтец
 
http://files.mail.ru/1YC2CI1YC2CI1YC2CI1YC2CI1YC2CIXX
ape+cue / буклет / 393 мб
Категория: аудио | Просмотров: 12446 | Добавил(а): legoru
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 29
1. Big Dog (Malamute)   (07 Ноября 09 13:02) [Материал]
Да, такой диск нужен в коллекции обязательно!
Спасибо!

2. Товарищ (vova56)   (07 Ноября 09 13:08) [Материал]
Не забудьте и про другое исполнение:
http://www.intoclassics.net/news/2009-05-17-3978
http://www.intoclassics.net/news/2009-05-16-3981

3. legoru (legoru)   (07 Ноября 09 13:10) [Материал]
Не забудем! :) Там исполнение классическое - лучшее, но вариант сокращённый и текст отредактированный. А здесь полная версия кантаты, так как она задумывалась композитором - без цензуры. Одно из лучших сочинений Прокофьева, кто бы что не говорил

4. Сныт (Alexei)   (07 Ноября 09 13:11) [Материал]
Спасибо большое! :)

5. евгений аниховский (консерватор)   (07 Ноября 09 13:27) [Материал]
Расцветай, могучий край - совершенно замечательное произведение. Слушал много раз и до сих пор не перестаю удивляться.

8. igor (igor120765)   (07 Ноября 09 13:56) [Материал]
Может,увы,но на самом деле самое лучшее у Прокофьева.Хотя и другое тоже классное.
3 фп концерт- другая вершина.Странно..

14. legoru (legoru)   (07 Ноября 09 17:37) [Материал]
А Хренников назвал её формалистической. Возможно увидел там двойной смысл - и маршевая тема с комичным соло трубы какая то легкомысленная, и хор как толпа зомби повторяет "слава, слава", а главное финал совсем не торжественный - трах-тарарах, будто все в бездну рухнули под дудочку вождя. Так что Прокофьев не так прост как кажется

6. Василий (vasyakorneev1)   (07 Ноября 09 13:49) [Материал]
Обожаю Здравицу!
500 лет назад услышал по радио, до сих пор люблю! appl appl appl

16. legoru (legoru)   (07 Ноября 09 17:59) [Материал]
Так и Иосифа Виссарионовича до сих пор любят не смотря на все разоблачения :D

7. Admirador (iura)   (07 Ноября 09 13:55) [Материал]
500 лет назад радио не было! :D А я её впервые не услышал, а сыграл в дирижёрском классе-чудное произведение! appl

9. евгений аниховский (консерватор)   (07 Ноября 09 14:17) [Материал]
Прокофьев все-таки молодец, создавал шедевриальные опусы, несмотря на сложное время. Как говорил Рихтер, человек он был беспринципный, но гениальный. Но я бы не согласился с таким мнением. Сам бы попробывал сочинить что-нибудь в этом духе.

10. Сныт (Alexei)   (07 Ноября 09 14:41) [Материал]
Во многом Рихтер прав, Прокофьев знал о том, что происходит в стране, а писал музыку, славящую режим, но здесь он скорее относится к революции как к эстетическому и философскому явлению, как художник, а ведь идеи равенства и братства трудящихся хоть и утопичны, но все-таки не так уж плохи, в принципе :)

15. legoru (legoru)   (07 Ноября 09 17:51) [Материал]
Там, кстати в начале звучат цитаты из Ночи на лысой горе Мусоргского (вот уж поистине шабаш :) ) и из "Семеро их" самого Прокофьева (символистского сочинения о глобальных историко-природных процессах, которые "благотворенья не знают, стыда не имеют, молитв не услышат и мелют народы" как зерно в исторической мясорубке. Более впечетляющего сочинения о революционных катаклизмах и нет наверное, ну разве что симфонии Мясковского и Шостаковича, но там уже нет этой магии, заклинаний от которых мурашки по коже piano

11. Сапожников Константин Владимирович (konst)   (07 Ноября 09 15:09) [Материал]
Спасибо! Послушаю обязательно.

12. евгений аниховский (консерватор)   (07 Ноября 09 15:29) [Материал]
Прокофьев действительно был далек от политики. Видимо он сочинял эти политические заказы по своему собственному усмотрению: вроде сочинил, но вложил свою душу именно в музыку. А слова.... да плевать он хотел на них. Вспомните, что он сочинил Оду на окончание войны - это ж откровенный авангард: 4 фортепьяно, 9 контрабасов и т.д. в составе оркестра. Звучит вся эта махина просто впечатляюще, так ведь не оценили в его времена.

13. Валентин (gervik)   (07 Ноября 09 16:30) [Материал]
Спасибо!!! appl

17. евгений аниховский (консерватор)   (07 Ноября 09 18:42) [Материал]
Да, действительно хор как зомби повторяет эти слова. Но музыка, как бы в ответ на эти слова, отвечает: ну вас с этими словами - я ухожу от вас. Как началась эта музыка - так и закончилась тем же мотивом. Видно, что Прокофьев посмеивается над словами и держит свой фундамент в виде музыки.

18. legoru (legoru)   (07 Ноября 09 19:06) [Материал]
Да можно что угодно представить и нафантазировать - музыка Прокофьева всегда театральна и образна. и гениальна. Жаль только текст иногда портит чувство прекрасного :D

19. alex sidmak (sidmak)   (26 Сентября 10 20:13) [Материал]
Когда захочется вам здравить
Потусторонний мир, иль Рай,
То значит вам совсем не нужно,
Чтоб расцветал могучий край.
А революцию считая
Большой ошибкой на Руси...

Вот и ступай хоть к Чёрту, Богу
И всё исправить попроси.

СПАСИБО!


20. Oleg (legoru)   (26 Сентября 10 20:15) [Материал]
Пожалуйста!

21. kirill (w49)   (13 Апреля 11 14:46) [Материал]
Для меня такие кантаты с каждым годом становятся все актуальнее

22. Oleg (legoru)   (18 Апреля 11 03:38) [Материал]
Очень рад, надеюсь вы о музыке :)

23. почитатель (kubra)   (16 Июля 12 02:05) [Материал]
Как-то эта музыка прошла мимо меня в своё время. Периодически, в перерывах между модерацией, вгрызаюсь в неизведанные пласты и открываю для себя массу интересного. Особенно в последние времена интересует музыка советского периода (а чем дышали и что писали наши предки и старшие современники в той эпохе?) - как менее известные (мне) произведения композиторов "первого эшелона", так и музыка менее титулованных авторов, среди которых было немало талантливых людей. Вот, сейчас послушал музыку этой выкладки и ещё раз подумал: как хорошо, что есть Погружение! От качества "Здравицы" и "Могучего края" я просто раздавлен... Это музыка уровня "Ромео и Джульетты" и "Александра Невского". Не зря Рихтер назвал "Здравицу" "памятником себе" (т.е. Прокофьеву)! Но текст "Здравицы" - это что-то просто за пределами добра и зла... %) Яду мне! swoon (Ну, не дождётесь! B) ) Могу себе представить, что такие "народные" вирши тогда целые штабы услужливых борзописцев тоннами на-гора выдывали. Интересный музыковедческий анализ "Здравицы" нашёл здесь (там же и полный текст). "ХХ-летие Октября" - любопытное сочинение, но больше на мастерстве, чем на вдохновении. А уж какое мастерство было у С.С., мы все знаем. Могу себе представить озадаченность тогдашнего реперткома: и что это такое он тут насочинял, и как это встроить в общую панегирическую канву? scratch Одно место, в 6-м номере (с 1:16 до 1:25) очень напомнило эпизод из "Трёх апельсинов".

Очень хорошее исполнение - оркестр Титова и хор на уровне (не "Мариинкой" единой!..). Отмечу себе диск на покупку.

Спасибо, Олег, за выкладку! :) Единственное замечание - Фубар выдаёт, что в последних 2 треках в файле cue перепутаны названия произведений. Ну ничего, разобрался! :)

24. Oleg (legoru)   (16 Июля 12 03:20) [Материал]
Я как раз считаю, что 'XX-летие Октября' - если и не лучшая, то самая крутая русская кантата, мистерия - то о чём ещё Скрябин всерьёз мечтал, а Прокофьев воплотил шутя, так сказать
Да, перепутаны - так на диске было

Вот ещё из той эпохи - рекомендую. И дискуссия интересная)
http://intoclassics.net/news/2009-10-28-10272

25. почитатель (kubra)   (16 Июля 12 13:08) [Материал]
Спасибо, заслушаю "в порядке очереди". А дискуссия - да, в духе "петушиных боёв" кандидатов на вылет. Это уже банально и не ново.

26. почитатель (kubra)   (20 Июля 12 17:24) [Материал]
Переслушал "Здравицу" ещё раз. Теперь не могу отделаться от мысли: самое начало первой темы, мелодический ход "ля-соль-до" - это ж как в "собачьем вальсе"! :o Ну, дела... Это что: совпадение или "фига в кармане"? rolleyes И вот эти гаммообразные пассажи у хора в конце - это ж "Дон Жуан" Моцарта, как и отмечено в статье, на которую я ссылку дал! Какой-то маниакальный экстаз, эйфория и зацикленность есть в этих гаммках, даже ещё сильнее по воздействию, чем у Моцарта - особенно при одновременном отсутствии средних голосов ("акустический вакуум") и мрачноватой возне в оркестровых басах, и становится от этого жутковато... Ох, непрост Сергей Сергеич был!

27. Oleg (legoru)   (20 Июля 12 23:08) [Материал]
Да, простор для фантазии огромный, хотя, по-большому счёту не важно - для многих это просто хорошая русская музыка

28. igor (igor120765)   (13 Августа 13 20:56) [Материал]
И ведь работает же ссылка!!!Спасибо,кто качал и качает,за реинкарнации...

29. Sergius (Olorulus1411)   (02 Октября 16 15:14) [Материал]
Ссылка мертва. Описание оцифрованного диска можно посмотреть здесь

https://www.discogs.com/Prokofiev-New-Philharmonia-Orchestra-St-Petersburg-Philharmonic-Choir-Back-To-Pro kofievs-USSR/release/5260300

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.