Два тома настоящего издания представляют собой собрание очерков и эссе разных лет на темы, связанные с классической музыкой. В первый том вошли следующие главы: Эссе о музыкальных стилях и инструментах; Популярная классика; Музыкальная интерпретация: проблемы психологии, этики и эстетики. Издание красочно иллюстрировано специально подобранными репродукциями.
Предисловие I . ЭССЕ О МУЗЫКАЛЬНЫХ СТИЛЯХ И ИНСТРУМЕНТАХ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИР БИБЛЕЙСКОГО ЧЕЛОВЕКА Книга книг « . . . Чтобы они громко возвещали глас радования» «Услаждения сынов человеческих — разные музыкальные орудия» «Пойте Господу песнь новую»
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
МУЗЫКА ЭПОХИ РОМАНСКОГО СТИЛЯ Григорианский хорал Церковные лады Первые попытки записи музыки Изобретение нот
ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
МУЗЫКАНТ ЕЛИЗАВЕТИНСКОЙ АНГЛИИ: СТАТУС, АМБИЦИИ, КОНТАКТЫ Английские музыканты на родине Английские музыканты за границей
МУЗЫКА БАРОККО Термин «барокко» Хронологические границы эпохи Барокко Музыкальный стиль и язык Барокко Вокальные жанры - Опера - Оратория - Кантата Инструментальные жанры - Соната - Сюита - Концерт (Concerto grosso)
РОКОКО В МУЗЫКЕ Форма Гармония Мелодия Орнаментика
ОРГАН История, конструкция, роль в музыке Устройство органа Трубы и регистры Механизм управления
ГРЕГОРИО АЛЛЕГРИ. "MISERERE" Грегорио Аллегри Служба Страстной недели в Сикстинской капелле Построение псалма у Аллегри Рукописные источники и копии Музыкальный монарх История с Моцартом Отмена табу Исполнительская практика Postscriptum
Антонио ВИВАЛЬДИ. «ВРЕМЕНА ГОДА» Рыжий священник Времена года как тема в живописи и музыке «Весна» ("La Primavera") «Лето» ("L'Estate") «Осень» ("L'Autunno") «Зима» ("L'Inverno") Оригинальный текст и первые издания «Времен года»
ВООБРАЖАЕМЫЙ РАЗГОВОР И . С . БАХА С Э . Г. ХАУСМАНОМ
РАДОСТЬ БАХА (Произведения И. С. Баха, его детей и учеников) БАХ ПРОЩАЕТСЯ
ПАМЯТНИК МИРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ (Полное собрание сочинений И. С. Баха на CD)
ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН. СОНАТА № 8 ДО МИНОР «ПАТЕТИЧЕСКАЯ» Бетховен к 1799 году Бетховен и К. Ф. Э. Бах Бетховен и Гайдн Бетховен и Моцарт Бетховен и Клементи Бетховен и Дусик «Два принципа» Бетховена «Патетическая» соната как оркестровая музыка Отношение Бетховена к фортепиано конца XVIII века
ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН. СОНАТА № 14 ДО-ДИЕЗ МИНОР. "SONATA QUASI UNA FANTASIA" («Лунная» соната) Такая ли уж лунная «Лунная» соната? Что значит и почему: quasi una Fantasia? Джульетта Гвиччарди БЕТХОВЕН, ПАИЗИЕЛЛО И . . . РУССКАЯ ПЕСНЯ Предыстория, заслуживающая стать историей История первая: предприимчивый аббат История вторая: как русская песня попала в итальянскую оперу Эпилог БЛАГОСЛОВЕННАЯ СВАЛКА (Счастливое продолжение истории с Бетховеном и Паизиелло)
ФРАНЦ ШУБЕРТ. "AVE MARIA" История создания песни Город Гмунден Текст песни Красота песни Графиня Софи Габриэль фон Вейсенвольф Судьба песни
ФРИДЕРИК ШОПЕН. ЭТЮД ДО МИНОР («Революционный») «Штутгартский дневник» Этюд. Этюд? Этюд! Как играть «Революционный» этюд? КАМИЛЬ СЕН-САНС. «ЛЕБЕДЬ» «Великий, но не гений» О характере музыки Сен-Санса «Карнавал животных» «Умирающий Лебедь» — «Бессмертный Лебедь»
МОРИС РАВЕЛЬ. «БОЛЕРО» Равель в 1928 году Испанские и русские связи Равеля Классическое болеро «Болеро» как балет «Болеро» как оркестровая пьеса
МИХАИЛ ГЛИНКА. «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ» Cherchez la femme Муза Пушкина. Стихотворение Муза Глинки. Романс
МИХАИЛ ГЛИНКА. «ВАЛЬС-ФАНТАЗИЯ» История создания и публикации
МОДЕСТ МУСОРГСКИЙ. «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ» История создания и публикации Сюжеты и музыка «Прогулка» 1. «Гном» 2. «Старый замок» 3. «Тюильрийский сад (Ссора детей после игры)» 4. «Быдло» 5. «Балет невылупившихся птенцов» 6. «Два еврея, богатый и бедный» «Прогулка» 7. «Лимож. Рынок (Большая новость)» 8. «Катакомбы (Римская гробница). С мертвыми на мертвом языке» 9. «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)» 10. «Богатырские ворота (Б стольном городе во Киеве)»
ПЕТР ЧАЙКОВСКИЙ. «ВРЕМЕНА ГОДА» История создания и издания цикла О музыкальной форме пьес «Времена года» «Январь. У камелька» «Февраль. Масленица» «Март. Песнь жаворонка» «Апрель. Подснежник» «Май. Белые ночи» «Июнь. Баркарола» «Июль. Песнь косаря» «Август. Жатва» «Сентябрь. Охота» «Октябрь. Осенняя песнь» «Ноябрь. На тройке» «Декабрь. Святки»
ОБ ИГОРЕ СТРАВИНСКОМ И НЕКОТОРЫХ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Музыкальные впечатления Экстраординарное развитие Череда премьер Против произвола интерпретаторов Гражданин мира Апелляция к избранным Балет «Жар-птица» «История солдата» (Сказка о беглом солдате и черте) «Свадебка» (Русские хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты) У. Хогарт — И. Стравинский. «Похождения повесы»: цикл картин (гравюр) и опера
III. МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ, ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ
Это просто праздник какой-то! Ещё одна интересная книга на текущей неделе! Александр Майкапар признанный великолепный рассказчик. С ТАКИМ собеседником любая самоизоляция промелькнёт как одно мгновение!
Раздражён я! Я на грани! Раздражает всё: Эрнани, Баядерки, Грэмы Вики... пустословье, склоки, крики... То ли дело Майкапар! Я на нём спускаю пар!
СПАСИБО!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".