Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
аудио
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google
поиск от Яndex

Из нашего архива
Ханс-Хенрик Нордстрём - Портрет композитора (камерные и оркестровые произведения) [аудио]
Ванда Ландовска (клавесин) играет Хорошо темперированный клавир Баха (flac) [аудио]
И.Брамс, Двойной концерт, Ойстрах, Ростропович (mp3 VBR) + БОНУСЫ [аудио]
Календарь новостей
«  Октябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Воскресенье, 11 Декабрь 16, 07:09
Главная страница » 2016 » Октябрь » 11 » Александр Глазунов - Полное собрание песен и романсов
Александр Глазунов - Полное собрание песен и романсов

Теги: Глазунов

Материал восстановлен
Бывший материал участника Oleg (legoru)                      

Романсы и песни Александра Константиновича Глазунова впервые издаются на CD. Для релиза отобраны 29 законченных сочинений композитора. Вокальное наследие Глазунова — это до сих пор малоисследованный пласт русской музыки, и хочется верить, что они найдут своего внимательного и благодарного слушателя.

Романсы „Из Гафиза" и „Красавица", оба на слова Пушкина, открывающие программу, — уже достаточно зрелые произведения. К этому времени Глазунов — автор двух симфоний и многочисленных сочинений для оркестра, квартетов, инструментальной музыки. И если первый романс выдержан в едином духе и очень лаконичен по форме, в выборе выразительных средств (любопытны упругие „пустые" интервалы, намекающие на восточный колорит стихотворения), то в „Красавице" явно слышится стремление к усложнению композиторского языка. Неожиданные модуляции, обилие мелких деталей в фортепианном аккомпанементе говорят о напряжённом поиске в области камерной вокальной музыки. Интересно, что спустя семь лет это же стихотворение Пушкина привлечёт внимание Римского–Корсакова.

Две песни на слова А.С. Пушкина (соч. 27) принадлежат к лучшим страницам вокального творчества Глазунова. „Что смолкнул веселия глас…" поражает изощрёнными гармоническими ходами. Композитор стилизует фортепианную партию под звучание древней арфы. Ощущению „вакхического" колорита способствует и использование архаичных ладов. А „Восточный романс" („В крови горит огонь желанья…") как бы вступает в соревновательные отношения со знаменитым шедевром Глинки на этот же текст. Произведение Глинки, ритмически упругое, взволнованное, стремительное, подвергается полному музыкальному переосмыслению. Молодой композитор погружает небольшое пушкинское стихотворение в атмосферу восточной неги и любовного блаженства, подчеркивая в нём оттенки эротизма и, пожалуй, более, нежели его гениальный предшественник, оказывается в своём музыкальном прочтении созвучен новой эпохе — XX веку.

Двенадцать романсов (соч. 59 и соч. 60), написанные в 1898 году, безусловно, представляют самый большой интерес в вокальном наследии Глазунова. И дело не только в том, что это практически единственное обращение зрелого композитора к вокальной лирике (несколько разрозненных по времени написания и стилистике поздних романсов в счёт идти не могут), но в особом высоком музыкальном качестве произведений, и определённом историческом контексте, вызвавшем к жизни данные опусы. Известно, что Н.А. Римский–Корсаков, чьё творческое и человеческое влияние на Глазунова трудно переоценить, создал летом 1897 года более 50 романсов. После многолетнего кризиса в этом жанре он сочинял их иногда по нескольку в день, осмысляя для себя новую вокальную манеру письма, основанную на мелодизированных речитативах, и готовясь, таким образом, к созданию „Царской невесты". Поэтической основой романсов стали в основном стихотворения Пушкина, Ап. Майкова и Алексея Толстого. Без всякого сомнения, творческие поиски старшего друга подтолкнули Глазунова к возобновлению работы над вокальными миниатюрами, тем более что Римский–Корсаков не раз упрекал Глазунова в отсутствии любви к вокальной музыке и всячески советовал ему заняться сочинением романсов. Используя одни и те же литературные тексты, Глазунов не „спорит" с Римским–Корсаковым (хотя, наличие некоторых родственных интонаций, иногда почти „цитат„, говорит о необычайно сильном влиянии вокального стиля Римского–Корсакова на Глазунова в конце девяностых годов), но, подмечая многое у него, как всегда идёт своей дорогой. Самым важным в этих произведениях представляется появление необычайной лирической теплоты и особой задушевности. Некоторые романсы („Когда твои глаза…„, „Делия", „Желание") позволяют иначе посмотреть не только на вокальное наследие Глазунова, но и на весь его композиторский стиль в целом. Глубокая нежность, затаённая страсть, элегичность, мягкая пластика мелодии выдают автора „Раймонды" и по новому раскрывают для нас внутренний мир всегда сдержанного в выражении своих чувств композитора. Характерное для стилистики Глазунова обращение к бытовым жанрам присутствует и в сочинениях 59 и 60. Композитор использует формы вальса (Делия), мазурки (Застольная песня), элегии (Желание), баркаролы (Близ мест, где царствует Венеция златая…). Как и в других своих произведениях, Глазунов мастерски экспериментирует со старинными ладами, для которых как нельзя кстати подошли стихотворения Ап. Коринфского (Из Петрарки: „Мы жили у подножия холмов…" и „Если хочешь любить…"). Все двенадцать романсов 1898 года ярко индивидуальны, непохожи друг на друга, тщательно отшлифованы, полны вокального блеска и представляют собою превосходный сценический материал, так мало используемый ещё в исполнительской практике.

В дуэте „Эх ты, песня, песня вольная!" преобладают интонации русской народной протяжной песни, но чувствуется и несомненное влияние „Шести дуэтов„ (соч. 46) П. Чайковского.

Обработка русской народной песни „Не велят Маше за реченьку ходить…" говорит о глубоком знании композитором русской подголосочной полифонии и перед нами — один из лучших образцов подобного творчества в русской вокальной музыке.

Два сочинения 1916 года — последнее обращение Глазунова к вокальной музыке. Мрачные краски „66-го сонета Шекспира" воплощены в лапидарной и несколько аскетичной музыкальной форме. В сочинении, безусловно, присутствует особое внутреннее напряжение. Романс Нины из музыки к „Маскараду" Лермонтова выдержан в жанре „бытового" романса и по сей день является одним из самых популярных и репертуарных вокальных произведений композитора.

Юношеское творчество Александра Глазунова в области вокальной музыки очень любопытно по нескольким причинам: он значительно больше внимания уделял романсам в первые годы сочинительства, чем в зрелый период; ранние произведения позволяют детально проследить стремительное развитие композиторского дарования; тексты стихотворений многое говорят о мировоззрении молодого Глазунова, о его созревании как личности. В доме композитора всегда было много книг, и страсть к чтению сохранилась у него на всю жизнь. Отсюда многочисленные обращения к переводам из Гейне, отсюда пристальное внимание к Пушкину и Лермонтову — литературным „кумирам" образованной части русского общества. В целом же — первые вокальные опыты Глазунова очень интересны, мелодичны, написаны просто и задушевно, в духе русских бытовых романсов XIX века. Патетически приподнятый, яркий и энергичный романс „Душно без счастья и воли"; изящный „Испанский романс" (опять спор за пушкинский текст, но теперь уже с шедевром Даргомыжского); „миловидный", с широкой амплитудой вокальной партии лермонтовский „Слышу ли голос твой…"; и, почти в подражание Бородину, „Песни мои ядовиты…" (Бородин для своего романса на этот же текст — „Отравой полны мои песни" — самостоятельно сделал перевод стихотворения Гейне).

Пять романсов соч. 4 собраны из юношеских произведений 1881–1885 годов. Они сильно разнятся между собой и по образной яркости, и по стилистике. Характерен выбор поэтической основы: немногие тексты можно считать образцами „высокой поэзии", к последним относится, пожалуй, лишь тонкое и воздушное стихотворение Кольцова. Кроме того, это по большей части переводы. Два — из Гейне (причём перевод Добролюбова очень сильно „русифицирован") и два народных текста (арабский и испанский). И всё же композитору удались многие страницы этих ранних романсов. „Испанская песня" и „Арабская мелодия" заслуживают самого пристального внимания исполнителей. В полном соответствии с богатой русской традицией „ориентализма" они обладают яркой мелодией, наделённой всеми необходимыми „национальными" интонациями, характерными упругими ритмами, страстными речевыми „возгласами" и справедливо должны иметь сценический успех. „К груди твоей белоснежной…" и „Когда гляжу тебе в глаза…" лишены подобной яркой индивидуальности, но интересны плодотворными поисками в области гармонии и формы. Романс „Соловей" стоит несколько особняком в этом цикле: юный композитор, безусловно, знал обращение Римского–Корсакова к этому же стихотворению Кольцова и во многом просто скопировал работу своего учителя. Слишком созвучны эти два сочинения, причём не только по своему духу, но и по распределению литературного материала в музыкальном времени.
 
Александр Глазунов (1865-1936)

Полное собрание песен и романсов


http://s019.radikal.ru/i618/1207/f9/cbc35344a11b.jpg

1. Из Гафиза (Не пленяйся бранной славой…). Слова А. Пушкина (1888)
2. Красавица. Слова А. Пушкина   (1890)
Две песни на слова А. Пушкина, соч. 27 (1888)
3. Восточный романс (В крови горит огонь желанья)
4. Вакхическая песня (Что смолкнул веселия глас…)    
Шесть романсов, соч. 59 (1898)
5. Муза. Слова А. Пушкина
6. Из Петрарки (Мы жили у подножия холмов…). Перевод Ап. Коринфского
7. Из Петрарки (Когда твои глаза…). Перевод Ап. Коринфского
8. Если хочешь любить… Слова Ап. Коринфского
9. Делия. Слова А. Пушкина
10. Всё серебряное небо… Слова Ап. Майкова    
Шесть романсов соч. 60 (1898)
11. Застольная песня. Слова А. Пушкина
12. Желание. Слова А. Пушкина
13. Нереида. Слова А. Пушкина
14. Сновидение. Слова А. Пушкина
15. Жизнь ещё передо мною… Слова Ап. Майкова
16. Близ мест, где царствует Венеция златая… Слова А. Пушкина
17. Эх ты, песня, песня вольная! Дуэт. Слова П. Северского (1900)
18. Не велят Маше за реченьку ходить… Слова русской народной песни (1905)
19. 66-й сонет Шекспира (Зову я смерть…). Перевод А. Кремлёва (1916)
20. Романс Нины. Соч. 102, из музыки к драме М. Лермонтова „Маскарад" (1916)
Юношеские сочинения 1881-1882
21. Душно без счастья и воли… Слова Г. Гейне, перевод Н. Некрасова
22. Испанский романс. Слова А. Пушкина
23. Слышу ли голос твой… Слова М. Лермонтова
24. Песни мои ядовиты… Слова Г. Гейне, перевод Н. Добролюбова
Пять романсов соч. 4 (1881-1885)
25. К груди твоей белоснежной… Слова Г. Гейне, перевод Н. Добролюбова
26. Соловей. Слова А. Кольцова
27. Когда гляжу тебе в глаза… Слова Г. Гейне, перевод М. Михайлова
28. Арабская мелодия. Слова народной песни
29. Испанская песня. Слова народной песни
    
Виктория Евтодьева, сопрано (11-18, 20, 23)
Людмила Шкиртиль, меццо–сопрано (1, 3, 4, 17, 25-29)
Михаил Луконин, баритон (2, 5-10, 19, 21, 22, 24)
Юрий Серов, фортепиано
Санкт–Петербург, декабрь-май, 2003-4


flac с буклетом

https://yadi.sk/d/00Hhc6HfwePRp

Все романсы Н.А. Римского-Корсакова (3CD)
Категория: аудио | Просмотров: 3137 | Добавил(а): sidmak
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 21
1. Oleg (legoru)   (08 Июль 12 20:13)
Послушайте сначала, вдруг не понравится :)

6. Сильвио (komponist)   (08 Июль 12 23:07)
Послушал - начиная с Ор.59 - великолепные вещи, полные светло-поэтической красоты, лениво-гедонистической (но прекрасной по образности) созерцательности и импрессионистских находок в колорите партии ф-но и гармониях! Ещё раз спасибо - совершенно новый (и своеобразно-прекрасный) пласт драгоценной отечественной музыки!

ЗЫ. IMHO, идиома поздних романсов Глазунова гораздо более продвинута, чем у ПИЧ и РК - тип мелодизма несимметричный, часто приближающийся по характеру к вокальной сцене; гармонии и пианизм акомпанемента (например, партия ф-но в Ор.60 и Ор.80) также более "современные"... Это уже почти что русские Lieder!

7. Oleg (legoru)   (08 Июль 12 23:14)
Мне тоже понравились. Пожалуйста!

2. Вячеслав (Егор)   (08 Июль 12 20:42)
Спасибо! appl appl appl

3. Oleg (legoru)   (08 Июль 12 20:58)
Пожалуйста!

4. alex sidmak (sidmak)   (08 Июль 12 21:36)
"29 законченных сочинений композитора"

Не густо с песнями у мэтра.
А незаконченных вагон?
Но не в количестве же дело!
Был симфонистом просто он! :)

СПАСИБО!

5. Oleg (legoru)   (08 Июль 12 21:39)
В точку!

8. Admirador (iura)   (09 Июль 12 00:08)
Спасибо. Олег!
Пока могу только отметить отвратительное исполнение "Вакхической песни" (как самого глазуновского хита), совершенно искажающее идею чудного произведения. Слушайте Шаляпина. Ведерникова по крайности... >(

9. Oleg (legoru)   (09 Июль 12 00:11)
Пожалуйста! А пианист как? Я его помню по комплекту романсов Прокофьева, по-моему хорошо piano

10. Admirador (iura)   (09 Июль 12 01:32)
Пока только это и послушал. Сам немного играл вокального Глазунова, но читал о его странной манере. при которой всё звучало. с сигарой между пальцами, при полном отсутствии техники...чудеса! Да. были люди...

16. Viktoria 11 (Viktooooooooria)   (15 Февраль 16 02:38)
Здравствуйте! :) Подскажите, пожалуйста, вы случайно не обладаете большей информацией насчет романсов А.К. Глазунова?(особенно на слова А.С.Пушкина)
Хоть что-нибудь...
или быть может литература какая, где написано на эту тему.

11. Oleg (legoru)   (09 Июль 12 01:34)
Хорошо, что не с рюмкой :)

12. Татьяна (татьяна)   (09 Июль 12 06:14)
bravo

13. Oleg (legoru)   (09 Июль 12 08:26)
booze

14. (calevala)   (09 Июль 12 16:29)
Огромное спасибо!!! appl appl appl bravo bravo bravo heart

15. Oleg (legoru)   (09 Июль 12 18:20)
Пожалуйста!

17. олег щербаков (3805658)   (11 Октябрь 16 13:27)
Прошу ссылку работающую на полное собрание романсов Глазунова

18. anm (alyosha)   (11 Октябрь 16 16:16)
Рекомендую действовать так:


Удачи!

19. alex sidmak (sidmak)   (11 Октябрь 16 16:38)
https://yadi.sk/d/00Hhc6HfwePRp

20. alexey semlyanoy (terrestro)   (12 Октябрь 16 01:02)
Алёша! Невероятная скука этот Юра Серов!!

21. (RayBrown)   (12 Октябрь 16 14:43)
Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.