Один из самых своеобразных и ярких пианистов послевоенной Польши, лауреат 3 международного конкурса имени Шопена (3-я премия; Я. Зак (1-я) и Р. Тамаркина (2-я), председатель жюри этого конкурса (VI-го)
Способность создать неповторимую атмосферу художественного переживания была в высокой степени присуща Малцужиньскому и позволяла ему, в лучшие минуты, даже превзойти себя, вырваться за рамки собственных творческих возможностей - подобно тому, как азарт спортивной борьбы позволяет спортсмену "прыгнуть выше головы" (т. е. поставить личный рекорд). Тогда ему удавалось все, игра становилась в глазах слушателей магией, а критик забывал о критике и восклицал "Успех, огромный успех!" А потом в конце рецензии спрашивал себя: "А каков же был этот концерт?", чтобы ответить: "С несомненными признаками величия, хотя и несколько старомодного, но и четко выраженными противоречиями, переломами. Есть в нем нечто удивительное, местами пианизм восхитителен, а местами робок, неуверен; есть падения, но есть и великолепные взлеты... В целом феноменально небанально для сегодняшнего дня, и интересно, очень интересно, несмотря на всю свою двойственность"... Но это - критик. А публика не рассуждала - она восхищалась, аплодировала, отдавая дань любви исполнителю. Конечно, не вся публика, но большая, подавляющая ее часть.
Правда, были и такие критики, которые становились на сторону публики, даже предпочитали его интерпретацию Шопена всем остальным. "Там, где Рубинштейн бывает изощренным и элегантным, Малцужиньский больше похож на крестьянина и сочен в своих характеристиках. Это представляется совершенно естественным, и конечный результат, как мне кажется, куда ближе к истине. Он подчеркивает вклад Шопена в возрождение подлинной народной музыки в XIX веке гораздо более отчетливо, чем Рубинштейн, сущность интерпретации которого принадлежит скорее гостиной. Малцужиньский демонстрирует свежий взгляд на музыку, то тоскливую, то жестокую, особо подчеркивая смены ритма, синкопированные акценты и динамические контрасты с агрессивной прямотой, вызывающей в сознании земную реальность. Он, кроме того, убедительно гибок в ритмах и рубато и лишь изредка позволяет себе непостоянство как каприз",- считает Э. Орга.
Особой, просто несравненной популярностью пользовался Малцужиньский на родине, в Польше, и для этого были основания. Дело объяснялось не только тем, что он родился и вырос в Варшаве и с этим городом был связан его первый крупный успех - исполнение ля-мажорного Концерта Листа в 1936 году на эстраде Варшавской филармонии. И позже, находясь за границей, Малцужиньский никогда не забывал о своей родине, верой и правдой служил польскому искусству. Дважды он успешно защищал честь польской исполнительской школы на крупных международных конкурсах-в Вене (1936 год, пятая премия) и в Варшаве (1937 год, третья премия). Для своего парижского дебюта в 1940 году артист избрал Концерт фа минор Шопена, принесший ему и тогда, и впоследствии немало триумфов.
(Malcuzynski) Витольд (р. 10 VIII 1914, Варшава) - польский пианист. Учился у Е. Лефельда (1929-32), Ю. Турчиньского (1932-36) в Варшавской консерватории, у И. Падеревского в Морже (Швейцария). Изучал также философию и право в Варшавском ун-те (1932-34). Участвовал в Междунар. конкурсах пианистов - в Вене (1936, 5-я пр.) и в 3-м Междунар. конкурсе им. Ф. Шопена в Варшаве (1937, 3-я пр.). Брал уроки у М. Лонг и И. Филиппа в Париже (1937), получил там известность как концертирующий пианист (с 1940). Гастролировал в Португалии, странах Юж. Америки (1940-42), в США - с крупнейшими дирижёрами С. А. Кусевицким, Д. Митропулосом, П. Монтё, Г. Фительбергом, П. Клецки и др. (1942-45). В сер. 1940-х гг. приобрёл популярность гл. обр. благодаря грамзаписям (первые - в 1945) и выступлениям в Великобритании. С 1945 живёт в Монтрё (Швейцария). В 1949 совершил конц. турне по странам мира, в т.ч. по Польше; исполнял произв. Ф. Шопена (к 100-летию со дня смерти). Исполнительская манера М. близка романтич. пианизму 19 в., особенно шопеновскому; его игра отличается художеств. вкусом и артистич. тактом, тонкостью и элегантностью фразировки, богатым, но не форсированным звучанием. В репертуаре - произв. П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, И. Падеревского, К. Шимановского, нем. романтиков, франц. импрессионистов. СD-1 Вальсы: 1. Es-dur соч. 18 4:21 2. As-dur соч. 34 №1 4:54 3. a-moll соч. 34 №2 5:05 4. F-dur соч. 34 №3 2:13 5. As-dur соч. 42 3:45 6. Des-dur соч. 64 №1 2:01 7. cis-moll соч. 64 №2 3:26 8. As-dur соч. 64 №3 2:59 9. As-dur. соч. 69 №1 4:09 10. h-moll. соч. 69 №2 3:52 11. Ges-dur соч. 70 №1 2:27 12. f-moll соч. 70 №2 3:10 13. Des-dur соч. 70 №3 3:08 14. c-moll (посм.) 3:04 Соната №3 си минор, Op. 58 15. I. Allegro maestoso 9.25 16. II. Scherzo (Molto vivace) 2.30 17. III. Largo 7.57 18. IV. Finale (Presto non tanto) 5.21 СD-2 15 Мазурок № 5 in B flat, Op. 7 №1 2.34 № 7 in F minor, Op. 7 №3 2.44 № 15 in C, Op. 24 №2 2.33 № 17 in B flat minor, Op. 24 №4 4.56 № 20 in D flat, Op. 30 №3 2.59 № 21 in C sharp minor, Op. 30 №4 3.45 № 22 in G sharp minor, Op. 33 №1 1.34 № 23 in D, Op. 33 №2 2.27 № 25 in B minor, Op. 33 №4 4.48 № 27 in E minor, Op. 41 №2 2.18 № 32 in C sharp minor, Op. 50 №3 4.58 № 41 in C sharp minor, Op. 63 №3 2.05 № 45 in A minor, Op. 67 №4 2.50 № 47 in A minor, Op. 68 №2 2.55 № 49 in F minor, Op. 68 №4 1.52 Концерт №2 для фортепиано с оркестром фа минор, соч. 21
1.Maestoso 14.14
2. Larghetto 9.35
3. Allegro vivace 8.40
Витольд Малцужиньский (ф-но)
Лондонский симфонический оркестр Дирижер - Вальтер Зюскинд
формат: ape ссылка: https://mega.co.nz/#!tZtU2I7b!g456VMNbKlmPMPbOh4SAqtdFnTqPU8qYZ0yofS3A1p0
Записей, к сожалению, у него не так уж и много, да к тому же и не переиздавалось то, что было на "коротких" блинах (шеллаке). Он ведь попал в горнило 2-й М. войны. Жил в Швейцарии. Были имена громче, раскрученней. Я, во всяком случае, В.М. как исполнителя Шопена ставлю на порядок выше всем известного Ар. Рубинштейна; но кто не знает Рубинштейна и кто знает Мальцужинского?!?!
Спасибо Вам большое за эти прекрасные записи!!! только сейчас открыл для себя записи Мальцужинского, а ведь где-то должны быть и записи замечательного польского дирижера-классика Гжегожа Фительберга (Grzegorz Fitelberg)!!!
Фитель (так его называли в России, а работал он в Петербурге в основном) до Революции был очень известным в царской России. После он уехал в Польшу. А пару дисков его (Nagrania) мне встречались, но особого впечатления не произвели...
Ну, их у меня уже нет. Там была 2-я, кажется, симфония Шимановского - вещь малоинтересная на мой вкус.. Он, кстати, был её первый исполнитель Ну и ещё что-то..
По-полски (без мягкого знака) Малцужински несомненно БЕЗ мягкого знака, но у нас, в России, принята транскрипция именно с мягким знаком. Мы ведь не пишем Нойхаус, а пишем Нейгауз, пишем Огинский, хотя он Огиньски, кажется..
Дело, конечно, ваше и всея России, но L перечеркнутое (Ł) транскрибируется как твердый "л", в то время как L (без риски) всегда читается и транскрибируеся как мягкий: po polsku (с мягким знаком). В случае с Огин(ь)ским и тем же Малцужин(ь)ским разные варианты возможны по той причине, что фамилии эти ввиду родства языков могут осмысливаться и озвучиваться как прилагательное.
Тёзка! Я мог бы по поводу более "сурьёзному" ломать голову. А тут стоит ли? Тут всё давно было как бы узаконено, когда Польша была вассалом Российской империи - всё спокойно русифицировалось: Папроцки у нас был Папроцкий, то же - Вислоцки, Чаплицки, Войцеховски, Лютославски, Черны-Стефаньска и проч. и проч. - все у нас имели окончания украинские, с кратким Й или АЯ, а иными невеждами считались украинцами те же Твардовский, Черняховский, Тухачевский и проч.
Меня беспокоит только то, что часто для того чтобы что-нибудь найти, приходится перебирать всевозможные варианты написания, включая ошибочные: Свелинк-Свеелинк, Райнеке-Рейнеке, Копман-Коопман... А в случае с Малцужинским их получается восемь (не считая вариантов типа Мальчужинского):
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".