Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 29 Марта 24, 04:20
Главная страница » 2011 » Октябрь » 8 » Из золотого архива петербургской музыки. CD IX (Борис Арапов, Борис Гольц, Геннадий Банщиков, Сергей Слонимский)
Из золотого архива петербургской музыки. CD IX (Борис Арапов, Борис Гольц, Геннадий Банщиков, Сергей Слонимский)
Борис Александрович Арапов (1905 – 1992).Выпускник Ленинградской консерватории по классу В.Щербачёва; с 1940 года её профессор, с 1974 года до конца жизни возглавлял в консерватории кафедру композиции. Среди учеников Арапова – Г.Банщиков, Л.Десятников, А.Кнайфель, С.Слонимский и многие другие именитые композиторы. Борис Арапов – автор трёх опер, балета, семи симфоний, множества симфонических и камерно-инструментальных сочинений, вокальной и фортепианной музыки. Соната для фортепиано №1 создана в 1970 году и посвящена выдающемуся пианисту Григорию Соколову. Произведение сразу вошло в его концертный репертуар. Этюд-скерцо написан в 1967 году. Соната для фортепиано №2 сочинена в 1976 году и также посвящена Григорию Соколову.
Борис Григорьевич Гольц (1913 – 1942).В 1927-1934 годах учился в Ленинградском Центральном музыкальном техникуме по классу фортепиано М.Бариновой и на инструкторском отделении Первого музыкального техникума. Затем окончил Ленинградскую консерваторию по классам фортепиано (1939) и композиции (1940). За свою короткую жизнь Борис Гольц написал 2 юморески (1936), Скерцо для фортепиано (1937), Концерт для фортепиано с оркестром (1940), Приветственную увертюру для оркестра (1940), романсы, сочинения для эстрадного оркестра: Сюиту, Юмореску, Элегию, Экспромт (1941), а также музыку к спектаклю «Ночной смотр» (1936) и к нескольким кинофильмам. В 1941-1942 годах Борис Гольц работал в творческой группе композиторов при Политуправлении Краснознаменного Балтфлота. Некоторые из песен, написанным им в осаждённом Ленинграде, быстро стали известными: «Готовьтесь, балтийцы, в поход», «Клятва», «Песня гнева», «Балтийская артиллерийская», «Песня Третьего гвардейского полка». Он умер от истощения, разделив участь многих тысяч жителей блокадного города. 24 прелюдии для фортепиано созданы в 1935 году и уже давно стали классикой советской камерной музыки.
Прелюдии для фортепиано, соч. 2 (1935) №1 До мажор №4 ми минор №12 соль минор №14 ми-бемоль минор
Геннадий Иванович Банщиков (р. 1943).В 1966 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции Б.Арапова, в 1969-м – аспирантуру. Профессор Санкт-Петербургской консерватории, с 1973 года преподаёт в ней инструментовку, чтение партитур, композицию. Автор множества произведений в различных жанрах: опер, балетов, кантат, оратории, пяти виолончельных концертов, шести симфоний (из которых три «номерные» и три программные: «Вечный огонь», «Дама Пик», «Шаман и Венера»), множества камерно-инструментальных произведений для различных составов, музыки к кинофильмам и драматическим спектаклям. Сочинения Геннадия Банщикова входят в репертуар многих известных исполнителей. Его Концертино для трубы с оркестром было удостоено Iпремии на Всесоюзном конкурсе на лучшее сочинение для духовых инструментов, а «Мимолётности» для виолончели и фортепиано вошли в обязательную программу виолончелистов на IIIМеждународном конкурсе имени П.И. Чайковского. В своеобразном цикле из пяти фортепианных сонат, созданных Банщиковым соответственно в 1968, 1973, 1974, 1988, 1998 годах, виртуозная и масштабная Третья соната играет роль своего рода «разработки». Соната для фортепиано №3 (1974)
Сергей Михайлович Слонимский (р.1932).Выпускник Ленинградской консерватории по классам композиции (проф. О. Евлахов) и фортепиано (проф. С. Савшинский и проф. В. Нильсен), окончил аспирантуру как музыковед (проф. Т. Тер-Мартиросян). Профессор Санкт-Петербургской консерватории, лауреат Государственной премии России.
Слонимский – автор опер («Антигона», «Мария Стюарт», «Мастер и Маргарита»), музыкальных драм («Гамлет», «Король Лир», «Виринея»), русской трагедии «Видения Иоанна Грозного», балетов («Икар», «Принцесса Пирлипат», «Волшебный орех»), Реквиема, двадцати восьми симфоний, романсов на стихи А.Ахматовой, О.Мандельштама, С.Есенина и других, фортепианного цикла «Двадцать четыре прелюдии и фуги», инструментальных сочинений для детей, музыки к фильмам «Республика ШКИД» и «Интервенция».
Соната для фортепиано написана в 1962 году и впервые прозвучала в Малом зале Ленинградской филармонии 17 ноября 1963 года в исполнении Аркадия Аронова.
Спасибо! Сравнила сейчас со своей выкладкой 3-й сонаты Банщикова - http://www.intoclassics.net/news/2010-05-17-16310 Похоже, это разные записи, хотя и одного и того же 1981 года. Продолжительность отличается на три с половиной минуты (моя короче). Слышно, как будто бы, что исполняется на разных инструментах. Чуть иной темп начала. А потом и вообще темп неузнаваемо изменён, напрочь изменив характер и смысл музыки. Попыталась сопоставить быстренько: в чём разница конкретно в музыкальном материале? Концы обоих исполнений сонаты настолько отличаются друг от друга - ничего похожего - что кажется, что это разные редакции, а то и варианты сонаты.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".