"Погружение" вокалистов в материал - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
"Погружение" вокалистов в материал
Diderik1855Дата: Понедельник, 20 Января 20, 16:23 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 31
Статус: Offline
Дорогие погруженцы. Мне захотелось на форуме "погружения" попробовать затронуть тему... погружения. Но в совершенно конкретном ракурсе, а именно - погружения артиста в материал. Ещё конкретнее - вокалиста. Поясню свою мутную мысль. Я лишён муз. образования и потому не могу дискутировать на тему исполнения с нотами в руках. Но, как слушатель и зритель, проникаюсь и верю артисту (да, по Станиславскому), либо остаюсь к исполнению равнодушным. Или даже раздражаюсь...
Для сравнения хочу предложить видеофрагменты двух известных исполнений арии "Aus Liebe" из "Страстей по Матфею". Это ссылки на полные записи Пассиона, но с фиксированным временем. Т.е., при клике на ссылку, каждая из записей откроется не на начале, а на нужном фрагменте, не надо ничего искать и перематывать, только "запустить":
https://youtu.be/S1lpv1kKwgo?t=6312
https://youtu.be/Xdl0m1v5el8?t=7697

Поют Эмма Киркби (№1) и Хелен Донат (№2).

Поскольку первое исполнение - HIP, а второе - "академическое", у меня просьба к приверженцам той или другой традиции: постарайтесь оценивать, по возможности, без предвзятостей. То есть, если однозначно предпочитаете "академиков", не слушайте Киркби (Кёркби), заранее морщась в предвкушении "слабого голоска", а если любите Баха "исторически информированного", не настраивайтесь бомбить Донат за густой вокал и "оперное вибрато". Именно потому, что интересно узнать ваши мнения не о технике или вокальных данных, а исключительно в обозначенном аспекте - погружения, проникновения конкретных певиц в материал: верю - не верю; цепляет - оставляет равнодушным, а не просто "вот это - настоящий Бах!", или "так Баха исполнять нельзя!". Мной выбор сделан, но пока не озвучу. Буду рад, если сначала кто-нибудь ещё выскажется по теме.
 
FurtwanglerДата: Понедельник, 20 Января 20, 19:31 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 2073
Статус: Offline
Цитата Diderik1855 ()
Поют Эмма Киркби (№1) и Хелен Донат (№2).
Обе не цепляют и обеим не верю. Есть гораздо более впечатляющие примеры, которые имело бы смысл обсуждать.

Добавлено (20 Января 20, 19:44)
---------------------------------------------
Моя любовь еще с виниловых времен запись О.Клемперера. Послушайте насколько же здесь выразительнее инструментальная составляющая. Ну и сопрано много музыкальнее двух предложенных вами.

https://www.youtube.com/watch?v=JASi88KqeyM


Гони друзей,что предали однажды,кто предал раз,предаст тебя и дважды...
 
josifДата: Понедельник, 20 Января 20, 21:28 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 498
Статус: Offline
Да,  Эмма Киркби совсем здесь разочаровала.  Хелен Донат безусловно убедительней. Или вот предлагаю послушать Агнес Гибель:

 
Diderik1855Дата: Понедельник, 20 Января 20, 21:40 | Сообщение # 4
Группа: Проверенные
Сообщений: 31
Статус: Offline
Furtwangler, Вы, конечно же, правы, что выбирать нужно из большего количества имеющихся записей. Просто мне хотелось сравнить исполнительниц, скорее, с точки зрения актёрского исполнения арии. И поэтому я выбрал видео, где можно увидеть лица и, главное, глаза. Поэтому выложил именно эти два примера. И разница (по этому конкретному критерию) мне лично видна отчётливо.
josif, да, увы (это об Эмме. Хотя её голос мне нравится). Но тут она мне напомнила актрису народного театра, играющую Снегурочку на утреннике. Во всяком случае, в сравнении с... Вам и Константину спасибо за ссылки.

Добавлено (21 Января 20, 00:17)
---------------------------------------------
josif, а Гибель на выложенной записи у кого поёт (дирижёр)?


Сообщение отредактировал Diderik1855 - Пятница, 25 Декабря 20, 05:06
 
josifДата: Вторник, 21 Января 20, 00:37 | Сообщение # 5
Группа: Проверенные
Сообщений: 498
Статус: Offline
Diderik1855, Eugen Jochum

Nederlands Radio Koor & Boys' Choir of St. Willibrordskerk, Amsterdam / Concertgebouw Orchestra Amsterdam

Tenor [Evangelist]: Ernst Haefliger; Bass [Jesus]: Walter Berry; Soprano: Agnes Giebel; Alto: Marga Höffgen; Tenor [Arias]: John van Kesteren; Bass [Arias]: Franz Crass; Bass [Peter, Pilate, High Priest, Judas]: Leo Ketelaars; Ripieno parts sung by Jongenskoor St. Willibrord Amsterdam

1965
 
FurtwanglerДата: Вторник, 21 Января 20, 05:54 | Сообщение # 6
Группа: Проверенные
Сообщений: 2073
Статус: Offline
Цитата Diderik1855 ()
с точки зрения актёрского исполнения ари
Я почему-то в последнее время предпочитаю вообще не смотреть на музыкантов. Вокалисты отдельная тема. Их специальность подразумевает актерскую составляющую, но очевидно, что подавляющее большинство из них лишены как самого актерского дара, так и школы. Оба примера, приведенных вами тому подтверждение. Вообще, Страсти не то произведение, где надо "хлопотать лицом", поэтому Донат у меня вызвала гораздо большее визуальное отторжение. Попробуйте читать текст этой арии на русском и смотреть на ее лицо. Контраст будет очевиден. У инструменталистов ситуация не лучше. позерство стало нормой и даже обязательным атрибутом. Прав был Рихтер, когда играл в темноте и говорил, что нечего смотреть на музыканта. От себя добавлю,что и слушать легче и музыканту не перед кем будет выпендриваться.


Гони друзей,что предали однажды,кто предал раз,предаст тебя и дважды...
 
Diderik1855Дата: Вторник, 21 Января 20, 12:29 | Сообщение # 7
Группа: Проверенные
Сообщений: 31
Статус: Offline
josif, спасибо!

Цитата Furtwangler ()
Страсти не то произведение, где надо "хлопотать лицом"
Абсолютно согласен. Мы с Вами просто по-разному это "хлопотание" воспринимаем, очевидно. Но совсем не хотелось бы затевать многостраничную полемику. А "Страсти" с Рихтером я на DVD так и смотрю, как Вы советуете. С русскими субтитрами. Что касается современных исполнений, то здесь я опять же совершенно с Вами соглашаюсь. Музыканты почему-то играют "вприсядку", а вокалисты и дирижёры вообще в большинстве случаев производят впечатление сумасшедшего дома. Вероятно, они считают, что все эти беснования на сцене зритель должен принимать за самоотдачу.
 
nibelungДата: Вторник, 21 Января 20, 13:03 | Сообщение # 8
Группа: Проверенные
Сообщений: 2303
Статус: Offline
Певец, как и любой музыкант, должен ИГРАТЬ драму, но теми средствами, которые есть у него в распоряжении как музыканта. Голос певца - необходимый и достаточный для этого инструмент. С другой стороны, любой музыкант, как личность художественная, может заражаться теми эмоциями, которые содержаться в музыке, и его собственные переживания могут передаваться через глаза, мимику и т.п. Это не воспрещается, если это естественно. Если этим он сам пытается произвести впечатление на публику, то, как непрофессиональный актёр, он скорее всего потерпит фиаско. Но если он ещё и актёрски одарён - и в этом случае мы можем ему поверить и воспринимать его выступление как синтетическое искусство.
 
Diderik1855Дата: Вторник, 21 Января 20, 13:27 | Сообщение # 9
Группа: Проверенные
Сообщений: 31
Статус: Offline
Цитата nibelung ()
Это не воспрещается, если это естественно. Если этим он сам пытается произвести впечатление на публику, то, как непрофессиональный актёр, он скорее всего потерпит фиаско.
nibelung, да. Ничего не могу добавить.
 
FurtwanglerДата: Вторник, 21 Января 20, 14:43 | Сообщение # 10
Группа: Проверенные
Сообщений: 2073
Статус: Offline
Цитата Diderik1855 ()
А "Страсти" с Рихтером я на DVD так и смотрю,
Я имел ввиду Святослава, а не Карла.


Гони друзей,что предали однажды,кто предал раз,предаст тебя и дважды...
 
Diderik1855Дата: Вторник, 21 Января 20, 15:01 | Сообщение # 11
Группа: Проверенные
Сообщений: 31
Статус: Offline
Цитата
Я имел ввиду Святослава, а не Карла.
Да, конечно. Но я отвечал на Ваш совет, который выше:
Цитата Furtwangler ()
Попробуйте читать текст этой арии на русском и смотреть на ее лицо.


Сообщение отредактировал Diderik1855 - Вторник, 21 Января 20, 15:03
 
glorguintДата: Среда, 08 Июля 20, 22:30 | Сообщение # 12
Группа: Пользователи
Сообщений: 250
Статус: Offline
Думаю, что жесты тоже желательны, но, как правильно заметил nibelung, они должны идти изнутри. Помнится, на концерте Нелли Ли мне очень понравились её жесты. После концерта я с ней поговорил об этом, и она сказала, что она специально их не продумывает, все сценические движения у неё получаются сами собой, когда она входит в образ. Видимо, именно поэтому и смотрится хорошо.

Ковчег строил любитель. Профессионалы построили "Титаник".
 
Polar_BearДата: Пятница, 10 Июля 20, 16:08 | Сообщение # 13
Группа: Проверенные
Сообщений: 131
Статус: Offline
Я расскажу немного о том, что значит для меня "погружение" вокалиста в материал. Я, кстати, только вчера об этом разговаривал с одим человеком.

Для меня "погружение" вокалиста в материал это не просто отношение к данному произведению как к музыке написанной нотами на листе и которую надо правильно и профессионально исполнить, не делая ошибок.

Так-же, для меня вокалист который видит в исполнении произведения только возможность продемострировать свои вокальные данные и технику - не "погружается" в него. А сколько было таких вокалистов... море! Не хочу перебирать имена дабы не обидеть кого-то и не вызвать лишний спор. Да, прекрасные данные есть, техника на высоте, но чувств, переживаний, сердечного отклика такие вокалисты не рождают, и поэтому для меня им ноль цена.

Еще один вопрос это музыкальный вкус, музыкальное понимание материала, умение дать ему глубокую и многозначительную интерпретацию, умение искуссно и "умно" преподать произведение. Лишь малый процент вокалистов на это способны. Особенно в наши дни. Именно этим, больше чем чем-либо иным, отличаются вокалисты сегодняшние и вокалисты былых времен.

Еще один вопрос связан не только с глубоким пониманием произведения, но с личным переживанием его, и даже с "отождествлением" с ним. На такое способны только действительно великие вокалисты.

А самый глубокий пласт связан не с пониманием произведения, и даже не с переживанием его, - а с пониманием, переживанием и "отождествлением" не самого музыкального произведения, а его ТЕМАТИКИ во всей ее широте и глубине. То-есть, не только полное понимание того ЧТО ты поешь, но и понимание О ЧЕМ ты поешь. К примеру, великие Советские вокалисты времен Великой Отечественной, в своих поездках и выступлениях на фронте, перед бойцами, не только по-настоящему понимали ЧТО ГОВОРИТСЯ в известных песнях той поры, и не только отлично знали как именно надо наиболее правильно это подать публике, но они еще и понимали и глубоко переживали то О ЧЕМ ЭТО ГОВОРИТСЯ - они понимали чем живет и дышит солдат на фронте - боевые будни, кровавые бои, боевое товарищество, смертельную опасность, страшную усталось, тоску по родным, чувство долга, горячую любовь к Родине, жгучее чувство мести, итд... Более того - они понимали и сами чувствовали все то, что чувствовал весь Советский народ, каждый русский человек. Вот это - идеал.

(кстати, примерно то что я сказал очень хорошо выразил великий Сидор Беларский, который говорил своим ученикам: "для того чтобы быть настоящим певцом, надо прежде всего иметь сердце, а потом - голову, а лишь потом - голос).


Сообщение отредактировал Polar_Bear - Пятница, 10 Июля 20, 21:39
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Доброе утро!

Хостинг от uCoz