Ваши ЛЮБИМЫЕ дирижеры? - Страница 8 - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Ваши ЛЮБИМЫЕ дирижеры?
Ваши ЛЮБИМЫЕ дирижеры?
Pahan-SimpsonДата: Вторник, 15 Мая 12, 23:07 | Сообщение # 106
Группа: Заблокированные
Сообщений: 83
Статус: Offline
"Ну а Голованов совсем странное имя в этом списке. Главное - абсолютное отсутствие оркестровой культуры,а вернее её понимание на русский манер - играть так будто рвёшь тельняшку на себе. Но такая манера не годится даже для русской музыки,а уж тем более для европейской."

Не согласен с приведенным выше утверждением (с соседнего форума "Нелюбимые дирижеры"). Голованов – гениальный дирижер. Дирижеров, так изумительно совмещающих микеланджеловскую мощь и подлинно эпический размах с трепетнейшей поэзией, теплотой и глубокой человечностью, дирижеров, которые так властно увлекают слушателя, обращаясь к его сокровенным мыслям и чувствам, – за всю историю музыки были и есть единицы. Голованов – один из самобытнейших музыкантов ХХ века. И не со всеми его интерпретациями, конечно, можно согласится. Но послушайте его записи опер Римского-Корсакова, Мусоргского, увертюры к вагнеровским «Тангейзеру», «Мейстерзингерам», «Парсифалю», «Риенци», Реквием и Пятый скрипичный концерт Моцарта, Первый фортепьянный концерт Чайковского с Гилельсом, «Прелюды» Листа, Первую симфонию и «Увертюру 1812 год» Чайковского, «Прометей» Скрябина и другие исполнительские шедевры этого мастера, и Вы убедитесь в справедливости утверждения Е.Ф.Светланова, назвавшего Голованова титаном дирижерского искусства.

 
TrompeteДата: Вторник, 15 Мая 12, 23:36 | Сообщение # 107
Группа: Проверенные
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Согласен. Голованов - дирижер, выросший на другой культурной почве, поэтому и судить его надо по-другому.
Как параллель можно сослаться на Шаляпина. Гениальный певец. Но если его мерить по меркам, допустим, Фишера-Дискау, то кто-нибудь так же может сказать, что петь, как Шаляпин, нельзя.
 
nibelungДата: Среда, 16 Мая 12, 01:48 | Сообщение # 108
Группа: Проверенные
Сообщений: 2281
Статус: Offline
Если буду вспоминать русских дирижёров, Голованов будет на первом месте. На втором будет Малько. На третьем Самосуд. Ещё там будут Орлов, Мелик-Пашаев, Рабинович, Баршай... Но раз есть Малько, то надо и Кусевицкого в список...

Сообщение отредактировал nibelung - Среда, 16 Мая 12, 07:08
 
Pahan-SimpsonДата: Четверг, 17 Мая 12, 22:10 | Сообщение # 109
Группа: Заблокированные
Сообщений: 83
Статус: Offline
Quote (Trompete)
Голованов - дирижер, выросший на другой культурной почве, поэтому и судить его надо по-другому. »


Совершенно верно! Мы же не отрицаем чудесные русские иконы и росписи 15 века на том основании, что нидерландские примитивы того же периода были исполнены в совершенно другой манере! Вспомните буддийское искусство Тибета, японские гравюры, Индийскую Аджанту, творения великих итальянцев, Древний Египет, многие другие непревзойденные шедевры мирового искусства – перед Вами предстанет фантастическое разнообразие стилей, техник, жанров, эпох. Неужели после этого можно утверждать, что в искусстве есть один единственно правильный стиль?

Quote (nibelung)
Если буду вспоминать русских дирижёров, Голованов будет на первом месте. На втором будет Малько. На третьем Самосуд. Ещё там будут Орлов, Мелик-Пашаев, Рабинович, Баршай... Но раз есть Малько, то надо и Кусевицкого в список... »


Вы, уважаемый Нибелунг, затронули интереснейшую тему, которую я предлагаю развить Вам и другим нашим уважаемым форумчанам – выдающиеся русские дирижеры первой половины ХХ века (или сталинской эпохи, если хотите).

Не могу и тут не привести цитату из литературного наследия великого русского музыканта Е.Ф.Светланова:
«Время летит быстро... Еще недавно за дирижерским пультом стояли такие мастера, как Н. Голованов, А. Гаук, В. Дранишников, С. Ельцин, А. Мелик-Пашаев, В. Небольсин, А. Орлов, А. Пазовский, С. Самосуд, М. Тавризи-ан, Ю. Файер.
Где, когда, в какой стране действовала одновременно столь блестящая когорта дирижеров?!
Совершая мысленные экскурсы за рубеж, мы вряд ли найдем нечто подобное. Отдавая должное яркой плеяде дирижеров так называемой немецкой школы, пора, наконец, признать, что мы часто недооцениваем великие завоевания тех, кто вписал не одну золотую страницу в развитие советского искусства и утвердил его величие во всем мире.
Известное изречение «нет пророка в своем отечестве», к сожалению, часто приходит на ум в этой связи. Немало этому способствует и то обстоятельство, что творческая деятельность крупнейших советских дирижеров почти не изучается, не обобщается и остается лишь уделом «избранных», то есть тех, кому посчастливилось работать с этими дирижерами. С грустью приходится напомнить, что этих «избранных» становится все меньше и меньше... До сих пор мы, по существу, не имели ни одной полноценной книги о ярчайших представителях советского дирижерского искусства. А ведь как ценно все то, что связано с их жизнью и творческой деятельностью!»

Абсолютно и полностью разделяю мнение автора этих строк, однако не погрешу против истины, если замечу, что в «яркой плеяде дирижеров так называемой немецкой школы» того времени были отнюдь не менее значительные дирижерские имена во главе с гениальным Фуртвенглером. И тот факт, что из-за пришедших к власти фашистов многие крупнейшие дирижеры были вынуждены эмигрировать, все же не умаляет общего целого – искусства представителей этой великой плеяды.
Но сейчас не об этом. В светлановском очерке, возможно впервые, была установлена СПРАВЕДЛИВОСТЬ по отношению к нашим старым дирижерам. Каждый из перечисленных Светлановым дирижеров (кроме Дранишникова и Тавризи-ана, которых я ни разу не слышал) произвел на меня очень большое впечатление. Моим любимцем из всей этой плеяды является, конечно, А.В.Гаук – дирижер мирового класса, которого отличал абсолютно европейский подход к музыке, внешняя сдержанность, за которой всегда стояла полнокровная эмоциональность, безупречная фразировка и прекрасный звук. У него был огромный репертуар – от Баха до Шостаковича. А его Чайковский – это как Моцарт Бруно Вальтера.
Из оперных дирижеров хотел бы особо выделить Голованова, Пазовского и Мелик-Пашаева. Последний незадолго до смерти (он не дожил и до 60-ти) с триумфом выступил в лондонском Ковент-Гардене. Премия Американской Академии Искусств за «Бориса Годунова» была присуждена ему уже посмертно. Из симфонической музыки в его исполнении я бы настоятельно рекомендовал погруженцам «Шахеризаду» (она есть на сайте «Классика онлайн»).
Очень большим талантом был Н.Г.Рахлин.
Кроме упомянутых выше было много сильных музыкантов – Элиасберг, Аносов, Хайкин, К.Иванов, о котором с восторгом писали зарубежные критики во время его гастролей, и другие.
Самосуда знаю мало. Слушал 40-ю и 38-ю Моцарта в его исполнении. 40-я – почти провал, зато 38-я вышла блестяще. Превосходно играл 7-ю Прокофьева (провел ее премьеру). Чувствуется, что Прокофьев – его сфера. Великий режиссер Б.Покровский писал о нем: «Самосуд – это больше, чем талант… Это великий талант, который непостижим». Конечно, Покровский судил с точки зрения оперы.
У Рабиновича слышал 97-ю симфонию Гайдна – технически правильное (хороший ансамбль, звук), но совершенно бесцветное исполнение. Если судить по ней, Рабинович напрочь лишен артистического блеска. У Орлова слышал лишь прелюдию к «Травиате» – сильное исполнение, помню, без конца его включал.
Что касается Малько – более или менее неплохой дирижер, которому лучше давалась русская музыка, но по сути третьестепенный. Некоторые его записи я просто не могу слушать – они до горя слабые.
Кусевицкий, конечно, несравненно лучше Малько, у него и авторитет на Западе значительно выше. Я тоже люблю его записи, особенно русской музыки.
Рахманинов – совсем другое дело. Гениальный дирижер масштаба Фуртвенглера. Лучший русский дирижер своего времени. В Америке он мало дирижировал, но каждое его исполнение собственных сочинений с Филадельфийским оркестром – шедевр.

Добавлено (17 Май 12, 22:10)
---------------------------------------------
Только что прослушал "Вальс-фантазию" в исполнении Самосуда. Гениальное исполнение! И подумал о том, что буквально все те великие дирижеры старшего поколения, о которых пишет Светланов, - Голованов, Гаук, Дранишников, С. Ельцин, А. Мелик-Пашаев, Пазовский,С. Самосуд и другие значительнейшую часть своей творческой деятельности посвятили музыкальному театру, преимущественно опере (а Файер - балету). Они, конечно, дирижировали и симфоническими произведениями, и некоторые из них, к нашему большому счастью, были записаны, как этот "Вальс-фантазия". Гаук был основателем Госоркестра СССР, а Самосуд оркестра Московской филармонии. Но все же имена многих из них прочно ассоциируются с оперой, Большим театром. Ими были развиты лучшие традиции русского оперного театра, сделаны великие записи русских и зарубежных опер, многие из которых до сих пор, наверное, остаются непревзойденными.
Еще раз хочу выразить любовь и восхищение этими величайшими музыкантами!

 
AmvrosiyДата: Среда, 21 Августа 13, 00:01 | Сообщение # 110
Группа: Проверенные
Сообщений: 520
Статус: Offline
На первом месте Маэстро Фуртвенглер. Караян, Мути, Аббадо, Превен, Рождественский, Арнонкур, Ярви. Записи с участием этих людей покупал/скачиваю как бешенный волк.
 
sergoldДата: Среда, 18 Сентября 13, 22:49 | Сообщение # 111
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Статус: Offline
Цитата
Я приблизительно понимаю, как расставить предпочтения среди, допустим, пяти дирижеров. Но как определить - кто достоин 14-го места в рейтинге, а кто 17-го - для меня загадка.
А я и этого не понимаю даже приблизительно…  Вроде бы расставил, но ловлю себя на мысли,что лет 5 назад расставил бы совсем по-другому. Думаю, что пройдет некоторое время и я стану оппонентом своего же сегодняшнего рейтинга. Записи – те же, но мы-то меняемся.
Furtwangler хорошо сказал в другом форуме «Великие хороши совсем не тем, что кто-то лучше кого-то, а тем что не похожи друг на друга.»
Ну, а если не о великих, а о тех, про кого не скажешь, что они внесли что-то очень важное, новое в исполнительство, стали на какое-то время образцами для подражания. Они что, плохие музыканты и не место им в первых номерах рейтинга «любимых»? Сегодня я получаю огромное удовольствие от записей дирижеров, о которых в форуме вообще никто не вспомнил: Роджер Норрингтон, Марис Янсонс, Антонио Паппано.


Сообщение отредактировал sergold - Среда, 18 Сентября 13, 22:59
 
Vladimir-LeoДата: Среда, 18 Сентября 13, 23:21 | Сообщение # 112
Группа: Пользователи
Сообщений: 153
Статус: Offline
Цитата
ловлю себя на мысли,что лет 5 назад расставил бы совсем по-другому

Да, если бы сейчас опять написал свой рейтинг дирижеров он бы тоже несколько отличался от моего прошлого рейтинга на этом форуме, хотя принципиальные оценки остались прежними.

Цитата
Марис Янсонс

Очень хороший дирижер, очень грамотный, оркестр у него звучит не хуже, чем у Караяна, но ... на мой взгляд, он очень уж сдержан в своих чувствах, мне, как русскому слушателю, хотелось бы несколько большей эмоциональности исполнения. Может я и не прав, но у меня именно такое восприятие этого большого мастера.

Добавлено (18 Сентября 13, 23:21)
---------------------------------------------

Кстати, меня раздражает, почему в английской Википедии М.Янсонс назван латвийским дирижером, мне кажется было бы правильнее называть его русским дирижером латвийского происхождения, тем более, что сам он считает себя русским дирижером. Да, Янсонс латыш (по отцу), родился в Латвии, но его дальнейшая жизнь и становление как музыканта связано с Россией, а не с Латвией.


Сообщение отредактировал Vladimir-Leo - Среда, 18 Сентября 13, 23:49
 
AmvrosiyДата: Среда, 18 Сентября 13, 23:54 | Сообщение # 113
Группа: Проверенные
Сообщений: 520
Статус: Offline
Учитывая сегодняшнее отношение прибалтов к русским - это статья из английской энциклопении в порядке вещей.

Добавлено (18 Сентября 13, 23:54)
---------------------------------------------
Для меня почти все дирижеры уважаемые люди, и каждый чем-то хорош. Я только двух дирижеров  не понимаю и терпеть не могу - это Гергиев и Курентзис. Вообще бездари.

 
dsg37Дата: Четверг, 19 Сентября 13, 00:04 | Сообщение # 114
Группа: Пользователи
Сообщений: 291
Статус: Offline
Цитата
Я только двух дирижеров  не понимаю и терпеть не могу - это Гергиев и
А чем плох Гергиев? Можно чуть подробнее?
 
Vladimir-LeoДата: Четверг, 19 Сентября 13, 00:06 | Сообщение # 115
Группа: Пользователи
Сообщений: 153
Статус: Offline
Цитата
Я только двух дирижеров  не понимаю и терпеть не могу - это Гергиев и Курентзис. Вообще бездари.

Согласен. Гергиев более, чем посредственный интерпретатор, и оркестры у него звучат не очень, хотя "мускулами поиграть" он может, поэтому, я думаю, на него и сделали ставку. Я, кстати, внес его в свой предыдущий рейтинг на этом форуме, дело в том, что я на тот момент слышал одну единственную его запись - увертюру к "Царской невесте", которая мне очень понравилась, дальнейшее знакомство с его записями никакой радости, увы, не принесло.  А Курентзис вообще какой-то очень странный товарищ.
 
AmvrosiyДата: Четверг, 19 Сентября 13, 00:20 | Сообщение # 116
Группа: Проверенные
Сообщений: 520
Статус: Offline
Цитата
А чем плох Гергиев? Можно чуть подробнее?
Бешенными темпами, безумным форсированием медных инструментов, и шаблонностью исполнения. В его трактовках нет тепла, души. Было дело, то он отставал от оркестра, то оркестр от него. Оркестр отставал от него чаще, особенно иностранный. Я специально прослушал множество его записей - пустота. Курентзис вообще интересная личность. Прикиньте товарищи он играет Чайковского в стиле 18 века. Я всегда думал, что издеваться можно с оперными и балетными спектаклями.(Риголетто сидит на толчке и поет  Ла-ра-ла-ра) Но играть Чайковского в стиле 18 века да еще так бездарно.
 
ИлюшаДата: Четверг, 19 Сентября 13, 20:58 | Сообщение # 117
Группа: Проверенные
Сообщений: 107
Статус: Offline
Цитата
А чем плох Гергиев? Можно чуть подробнее?
Недавно показывали по "Культуре" запись Первой симфонии Чайковского из концертного зала "Плейель" - всё впечатление испортило заключение: начинает медленно, почти заупокойно, а потом вдруг разгоняется почти до presto, и это в диапазоне 30 секунд - одной минуты. При этом ощущение такое, будто он заметил плохую игру оркестра и решил вдруг разогреть его на последних сеундах. У Бернстайна, кстати, на мой взгляд, соль-минор симфонии вышел куда убедительней. 
В выпуске "Нескучной классики" довелось мне однажды услышать интересную реплику одного постановщика: оказывается, П.И. Чайковский на полях партитуры "Щелкунчика" в части "Танец снежинок" написал следующее: "Снег начинает кружиться быстрее, как бы желая погубить (!) принца". Смерти, которая неистово следовала по пятам самого композитора, в музыке Гергиева я не слышу - одна бравурность и сплошное чванство. Вот "Частушки" Щедрина у него, наверное, неплохо получаются - говорят, там играют на ложках.
 
sergoldДата: Четверг, 19 Сентября 13, 21:06 | Сообщение # 118
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Статус: Offline
Цитата
Может я и не прав, но у меня именно такое восприятие этого большого мастера.
Я не думаю, что Вы совсем неправы. Есть русская школа (правильнее - русские традиции), есть западная, хотя объединять все стили и традиции в одну "западную" кучу совсем неправильно, но иначе совсем в дебри непролазные заберемся. Так вот Марис Янсонс мне импонирует именно тем, что он умудрился найти золотую середину, какой-то очень хороший компромисс между разными стилями и манерами, при этом никому не подражая. Но самое любопытное, что лучшие традиции русских дирижеров у него проявляются при исполнении не русской, а западной музыки! Возможно, это одна из причин его популярности на Западе - для европейских слушателей это свежая струя, но в рамках того, к чему они привыкли и что ценят.
 
AmvrosiyДата: Пятница, 20 Сентября 13, 01:49 | Сообщение # 119
Группа: Проверенные
Сообщений: 520
Статус: Offline
Цитата
начинает медленно, почти заупокойно, а потом вдруг разгоняется почти до presto, и это в диапазоне 30 секунд - одной минуты.
Вот меня всегда вызывало недоумение его любовь к бешенству темпов, причем резких. Очевидно, чем медленней его оркестр будет играть, тем ужаснее будет звучание. Как бы он не пытался делать из себя "Кавказского Караяна" а от этого его трактовки красивше не станут. Я могу ошибаться, но мне кажется, что смог бы поднять на мировой уровень мариинку Юрий Темирканов. Он первоклассный дирижер, отличный труженник. Гергиев Темирканову и в подметки не годится.
 
Vladimir-LeoДата: Пятница, 20 Сентября 13, 10:46 | Сообщение # 120
Группа: Пользователи
Сообщений: 153
Статус: Offline
Цитата
смог бы поднять на мировой уровень мариинку Юрий Темирканов

Так Темирканов и поднял его на мировой уровень в свое время. Спектакли, поставленные Темиркановым в Кировском театре, такие, как легендарный "Евгений Онегин", вошли в золотой фонд мирового оперного исполнительства.


Сообщение отредактировал Vladimir-Leo - Пятница, 20 Сентября 13, 10:47
 
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Ваши ЛЮБИМЫЕ дирижеры?
Поиск:
Добрая ночь!

Хостинг от uCoz