Как научиться слушать оперы Вагнера. - Страница 2 - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 2 из 2«12
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Как научиться слушать оперы Вагнера.
Как научиться слушать оперы Вагнера.
nepmanДата: Четверг, 24 Июль 14, 00:18 | Сообщение # 16
Группа: Пользователи
Сообщений: 128
Статус: Offline
Интересная тема.  Каждую оперу Вагнера  я только один раз слушал от начала до конца в один присест, просто решил когда-то, что  надо испытать себя на прочность. Правда, слушал, имея на руках клавир и следя за текстом. Повторять такие подвиги больше нет желания и сейчас слушаю только отдельные куски. Но, думаю,  такие "сеансы Вагнером"  все-таки не зря прошли - на пользу.  А вообще его либретто - это самая малоинтересная и скучнейшая страница в его творчестве, этот бесконечный треп рогатых мифологических героев и дам с касками.... но Вагнер, видимо,   ну очень серьезен ко всему этому относился. Но весь этот бубнеж, слава Богу, заливается шикарной музыкой, ради которой, собственно и можно и нужно слушать его оперы.

Сообщение отредактировал nepman - Четверг, 24 Июль 14, 08:12
 
GurnemanzДата: Четверг, 24 Июль 14, 14:25 | Сообщение # 17
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Статус: Offline
Цитата nepman ()
вообще его либретто - это самая малоинтересная и скучнейшая страница в его творчестве, этот бесконечный треп рогатых мифологических героев и дам с касками
Да Господь с Вами. Вся суть вагнеризма - в либретто, без него музыку Вагнера понять невозможно (наоборот, впрочем, тоже).

Ну а если Вы не любите мифологию, то ведь есть "Мейстерзингеры". :)
 
nepmanДата: Четверг, 24 Июль 14, 15:44 | Сообщение # 18
Группа: Пользователи
Сообщений: 128
Статус: Offline
Цитата Gurnemanz ()
Да Господь с Вами. Вся суть вагнеризма - в либретто, без него музыку Вагнера понять невозможно (наоборот, впрочем, тоже). Ну а если Вы не любите мифологию, то ведь есть "Мейстерзингеры
Понятно, что вся вагнеровская форма и музыка крутятся вокруг текста, но не нравятся мне его тексты  и всё тут.
Мифологию люблю и "Мейстерзингеры" тоже.  А вагнеровскую пвсевдомифологическую чешую нет.


Сообщение отредактировал nepman - Четверг, 24 Июль 14, 15:50
 
bulagueroДата: Пятница, 22 Май 15, 17:20 | Сообщение # 19
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Статус: Offline
Я сначала тексты основательно изучал...потом слушал поактно (один день - один акт), это не считая особо полюбившихся кусков (их пилил очень часто). Потом - в театре (это вообще лучший вариант с самого начала). Кольцо надо вообще слушать в том же хронологическом порядке в котором там происходят события - сначала Золото Рейна, затем, лет через двадцать-тридцать - Валькирию, еще через двадцать - Зигфрида, ну и наконец, Готтердаммерунг, тут всего-то пару лет ждать придётся (шутка)
Но вообще-то зачем себя заставлять? Не работа же))


Сообщение отредактировал bulaguero - Пятница, 22 Май 15, 17:37
 
QuantumДата: Суббота, 23 Май 15, 20:35 | Сообщение # 20
Группа: Проверенные
Сообщений: 127
Статус: Offline
Вопрос не точно по теме, но близко к оной. А разве проблема конкретно в Вагнере? По три и больше часа идут и некоторые барочные оперы: "Оттон на вилле" Вивальди - около 3-х часов, "Тит Манлий" около 4-х часов; по приблизительно столько же идут оперы Генделя и других композиторов. Вивальди и Гендель, ИМХО, лучшие из барочных, и тех трудно слышать так чтобы Услышать. Как удается слушать барочные оперы по 3-4 часа??? Притом, что в отношении насыщенности музыкой эти оперы слабее, чем романтические; там множество речитативов, которые вообще трудно или невозможно помнить - мне к примеру...
Разве что делать упор на мелодии, на конкретно те отрывки из опер, где богаче собственно музыка?..
Делитесь опытом...


Была идея поместить сюда GPG-подпись, да не влезло....

Сообщение отредактировал Quantum - Суббота, 23 Май 15, 20:36
 
sucher09Дата: Четверг, 04 Июнь 15, 11:52 | Сообщение # 21
Группа: Проверенные
Сообщений: 123
Статус: Offline
Если Вы хотя бы немного владеете английским языком, то вот здесь:

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3927773

есть отличный интерактивный диск, позволяющий познакомиться с "Кольцом". К исполнению "Кольца" под управлением Г. Шолти там привязаны ноты клавира, слова на немецком с переводом на английский, а сверху - комментарии на английском. звук вполне приличный.

Мне не совсем понятно, почему такое большое значение придается длительности опер. Ведь даже в Байрейте "Кольцо" слушают не в один день, а в течение четырех вечеров. Так что спокойно можно слушать не только каждую оперу отдельно, но и прослушивать отдельные их части.

Что касается литературной стороны: в "Кольце" Вагнер использовал Mittelhochdeutsch, т. е. литературный немецкий язык периода (приблизительно!!) от 1050 до 1350 года. (В скобках замечу: перевод "средневерхненемецкий" - полный бред). Для современных немцев это не слишком понятный язык и для лучшего понимания многие, например, Ницше, специально, отдельно знакомились с текстом оперы. Поэтому, чтобы просто иметь представление о чем идет речь, лучше воспользоваться имеющимися переводами и не морочить себе голову. Если нужно более полное представление - в серии "Литературные памятники" есть переводы "Песни о нибелунгах", а также "Старшей Эдды" и "Младшей Эдды". Книги небольшие по объему.

Вагнер не только написал текст и музыку "Кольца", но он разработал также детальные сценические указания. Практически все, что "изобретают" современные постановщики опер отличается от его указаний. "Кольцо" он построил по принципу представлений во время Дионисийских празднеств, когда после кануна праздника давались три представления: в первый день - трагедия, во второй - комедия и в третий - вновь трагедия. Таким образом, "Зигфрид" в этом цикле ближе к комедии.

Очень важны в его операх лейтмотивы. Для понимания этих опер их очень важно знать. Они связаны не только с героями, но и с предметами (мотив кольца, например) и звучат часто как указания на скрытые взаимосвязи. Вот на этом диске, кстати, эти лейтмотивы показаны и их можно находить в различных местах опер.

Ничего сверхсложного в "Кольце" нет, есть много хорошей музыки, есть много музыки, которая будет просто действовать на нервы (но, что удивительно, это тоже хорошая музыка), есть проходные эпизоды, предназначенные для того, чтоюы дать возможность слушателю прийти в себя. Не занимайтесь этим как тяжелой обязанностью, мол, "Надо, Федя". Не понравится - лучше бросьте, чем себя насиловать, ведь есть же много музыки, и хорошей музыки, которая некоторым людям не нравится. Это просто не их музыка, ничего в этом страшного нет.


Сообщение отредактировал sucher09 - Четверг, 04 Июнь 15, 11:55
 
glorguintДата: Среда, 21 Сентябрь 16, 18:21 | Сообщение # 22
Группа: Пользователи
Сообщений: 59
Статус: Offline
У меня было так. Я как-то от учительницы музыки услышал, что мотивчик второй части своей "Космической оперы" Дидье Маруани позаимствовал из "Гибели богов" (что на самом деле неправда, в "Гибели богов" ничего такого нет). Через несколько лет увидел в афише, что в Университет прибывает Гергиев с "Зигфридом" и "Гибелью богов". Они исполняли первый акт "Зигфрида" и третий акт "Гибели богов". От первого акта "Зигфрида" я пришёл в ужас, на "Гибель богов" оставаться не стал. Так состоялось моё первое знакомство с операми Вагнера.

Потом я послушал по телевизору безобразное исполнение "Бориса Годунова" Гергиевым в Выборгском замке и понял, что, возможно, в том, что мне не понравился "Зигфрид", виноват Гергиев, а не Вагнер. Купил на кассетах байройтскую (Булез -79) запись и убедился в том, что так оно и есть. Очень быстро булезовский "Зигфрид" стал моей любимой оперной записью. Правда, более каноничные записи типа Шолти или Кнаппертсбуша я так и не полюбил. "Парсифаля" я вообще себе смонтировал из разных исполнений.

Да, либретто Вагнера грешат многословием, которое выливается в длинноты в музыке. Но с такими гармониями и оркестровками можно и потерпеть. Мои любимые оперы Вагнера - это "Парсифаль", "Запрет любви", "Зигфрид" и "Лоэнгрин". Кроме того, его либретто очень умные, их можно долго и серьёзно обсуждать, находя там всё новые и новые глубины, возможно, многословие - это неизбежная плата за такую глубину.

Более серьёзная проблема Вагнера - это то, что он был человек злой души, и в его музыке это чувствуется. Особенно этим грешит опера "Тристан и Изольда", известная тем, что многие музыканты после спектакля уходят на больничный, первый исполнитель партии Тристана сошёл с ума, а во время исполнения дуэта "Ночь любви" прямо на спектакле умерло двое дирижёров. В этой музыке очень точно переданы сильные, но очень нездоровые чувства. Я и сам как-то заметил, что стоило мне включить "Тристана и Изольду", я начал всем хамить в Интернете, переписываясь под эту музыку. Эта опера - гениально написанный инструмент разрушения. Тем не менее, мне очень жалко, что запись этой оперы под управлением моего любимого Булеза существует только в очень плохом качестве. Хотя кто знает, вдруг, если бы я это услышал в хорошем качестве, я бы сошёл с ума или покончил с собой?

Да, не всякий согласится, что музыка Вагнера оказывает очень сильное воздействие на психику. После моего первого знакомства с "Зигфридом" в исполнении Гергиева мне эта точка зрения казалась сущей нелепостью: как это блёклое, невыразительное нагромождение может вообще как-то воздействовать, абсолютно непримечательная и скучная музыка. Но у Булеза и Караяна "Зигфрид" вовсе не скучен и очень выразителен. В случае такой сложной музыки, как у Вагнера, исполнение решает всё. Многие, наоборот, любят Шолти и не любят Булеза.

Теперь ближе к теме. За что вообще любят Вагнера? За красочные оркестровки, за пафос и мощь. Всё это достигается расширенным составом оркестра, в операх "Зигфрид" и "Золото Рейна" туда введены наковальни, и Вагнер использовал это с большим мастерством. За эпические сюжеты, его соединение эпоса с психологизмом - предшественник современного фэнтези. Драконы, русалки, рыцари, прекрасные дамы. За богатые гармонии, лично меня особенно восхищают гармонии "Парсифаля". За отсутствие речитативов, не несущих музыкальной нагрузки, его оперы музыкально содержательны на всём своём протяжении. За монументальность и грандиозность: не всегда большая продолжительность - это нудные длинноты, у Вагнера полно грандиозных конструкций, которые выстроены очень красиво, например, хоровые сцены в первом акте "Парсифаля", третий акт "Зигфрида" или ария капитана корабля-призрака из "Летучего голландца". За яркий колорит каждой оперы. Слушая "Летучего Голландца", слышишь шум штормового ветра, свистящего в снастях старого судна. Слушая "Запрет любви", забываешь, что это написал немец и погружаешься в атмосферу средневековой Сицилии. Слушая "Лоэнгрина", чувствуешь себя как на рыцарском турнире. В "Зигфриде" звучание отдельных инструментов оркестра растворяется в образах пещеры злобного карлика, шелеста липового леса и ночной грозы. Вагнер погружает в сказку с тщательно прописанными деталями, что тут непонятного?

Да, некоторые не любят шумные, насыщенные аранжировки, пафос, идейную насыщенность музыки, грандиозность формы. Некоторые любят, когда оперная музыка чётко поделена на ариозные эпизоды и речитативы. Некоторые не любят сильно изобразительную музыку, предпочитая нечто абстрактно-мелодичное. Им Вагнер понравиться не может, зачем себя насиловать?
 
nibelungДата: Четверг, 22 Сентябрь 16, 22:00 | Сообщение # 23
Группа: Проверенные
Сообщений: 1726
Статус: Online
Если Вы соберёте все 42 варианта Кольца Нибелунгов Вагнера, Вам выдаётся Кольцо Всевластья. Оно изготавливается по спецзаказу и носится в носу, чтобы все другие филофонисты завидовали. После этого слушать Вагнера уже необязательно, можно просто поглаживать Кольцо. Так мне учительница музыки завещала...
 
mzauberzissДата: Четверг, 22 Сентябрь 16, 22:53 | Сообщение # 24
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
Цитата nibelung ()
Если Вы соберёте все 42 варианта Кольца Нибелунгов Вагнера, Вам выдаётся Кольцо Всевластья. Оно изготавливается по спецзаказу и носится в носу, чтобы все другие филофонисты завидовали. После этого слушать Вагнера уже необязательно, можно просто поглаживать Кольцо. Так мне учительница музыки завещала...

)

Добавлено (22 Сентября 16, 22:53)
---------------------------------------------
..И вполне вероятно, кто то станет Вагнером..)

 
terrestroДата: Пятница, 23 Сентябрь 16, 00:54 | Сообщение # 25
Группа: Проверенные
Сообщений: 365
Статус: Offline
Цитата nibelung ()
После этого слушать Вагнера уже необязательно, можно просто поглаживать Кольцо.

:) )
 
glorguintДата: Четверг, 29 Сентябрь 16, 22:52 | Сообщение # 26
Группа: Пользователи
Сообщений: 59
Статус: Offline
Я бы перефразировал вопрос так. Как научиться слушать вагнеровские записи Шолти? Насколько я понимаю, вагнерианцы в массе очень любят записи этого дирижёра. Но как они не замечают отсутствие внятной концепции исполнения и кривую звукорежиссуру? Разве эта неуклюжая тяжеловесность не убивает величественность музыки? Почему "Золото Рейна" Шолти считается самым красочным, если там всё так рассыпается на отдельные звуки, каждый из которых живёт своей жизнью? В моём понимании, красочное "Золото Рейна" у Караяна, но никак не у Шолти. А что он сделал с "Зигфридом" и "Парсифалем", это же вообще слушать невозможно! Разве что "Гибель богов" и "Летучий голландец" у него неплохие.
 
MorgendeRДата: Вторник, 01 Ноябрь 16, 03:01 | Сообщение # 27
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Статус: Offline
Никак
 
intoclassics.net - форум » Музыка » Разговоры о музыке » Как научиться слушать оперы Вагнера.
Страница 2 из 2«12
Поиск:
Добрая ночь!